История развития конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:
1. провести анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях, материалов судебной практики, основных и специальных литератур, в частности, научные статьи, диссертаций;
2. исследовать взаимосвязи между основами государственного устройства, правовым положением отдельных субъектов РФ;
3. Изучить содержание конституционных (уставных) судов отдельных субъектов РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл. работа.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

По окончании судебного  исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный суд Марий Эл может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям. После признания судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела.

Таким образом, процедура  рассмотрения дел конституционными (уставными) судами субъектов РФ однотипно  повторяет в структурном и  содержательном отношении модель конституционного судопроизводства, принятую в Конституционном  Суде РФ. Вместе с тем некоторые особенности функционирования судов, получившие отражение в законах субъектов РФ, все же присутствуют56.

Во-первых, в числе субъектов, наделенных правом обращаться в конституционные (уставные) суды, помимо законодательных, исполнительных и судебных органов, а также граждан значатся:

1) органы местного  самоуправления;

2) постоянные комиссии  парламента (Татарстан);

3) уполномоченный по  правам человека (республики Башкорстан, Дагестан, Марий Эл, Саха (Якутия), Тыва, Свердловская область);

4) прокурор субъекта РФ;

5) партии и другие  общественные объединения (республики  Бурятия, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская, Северная Осетия – Алания).

Во-вторых, анализ регионального  законодательства позволяет выявить  некоторые особенности, связанные  с языком судопроизводства. По общему правилу, установленную Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», в республиках, наделенных Конституцией РФ правом устанавливать свои государственные языки, производство в конституционных судах ведется на русском языке – государственном языке РФ, либо на государственном языке соответствующей республики. Данное положение по-разному реализуется субъектами РФ, в частности, указывается, что судопроизводство ведется на:

1) государственных языках  республики (Адыгея, Татарстан);

2) одном из государственных  языков (Бурятия, Коми, Марий Эл);

3) русском языке как  общефедеральном государственном  языке или на языке республики (Тыва);

4) русском или башкирском  языках (Башкорстан);

5) русском или осетинском  языках (Северная Осетия-Алания);

6) русском и якутском  языках (Саха (Якутия));

7) русском языке (Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия).57

Документы, составленные на другом языке, представляются и оглашаются на русском языке, либо на русском  и государственном языках республики. Во всех случаях участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке, либо свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

В-третьих, в некоторых случаях субъекты РФ устанавливают конкретные сроки судебного разбирательства. Так, в республиках Кабардино-Балкария и Саха (Якутия) общая продолжительность процесса определяется тремя месяцами. В Карелии срок подготовки к рассмотрению вопроса на заседании не должен превышать трех месяцев, заседание назначается не позднее 20 дней после окончания подготовки. В Красноярском крае предусмотрено, что рассмотрение дела в заседании Уставного суда должно быть начато не позднее чем через 20 дней после принятия обращения к рассмотрению, решение же по делу должно быть принято в срок, не превышающий одного месяца со дня рассмотрения. Конституционный суд Республики Тыва должен начать изучение вопроса не позднее семи дней с момента принятия обращения и рассмотрение дела не должно превышать шести месяцев.

В-четвертых, в законах субъектов РФ, регламентирующих статус конституционных (уставных) судов могут содержаться разделы, определяющие особенности производства по отдельным категориям дел. Так, в Законе «О Конституционном суде Республики Татарстана»58 (в редакции от 15 июля 2006 г.) можно обнаружить специфику рассмотрения дел:

1) о соответствии Конституции Татарстана законов и иных нормативных правовых актов Республики;

2) о соответствии Конституции Татарстана не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Татарстана;

3) о конституционности законов Республики и иных нормативных правовых актов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан;

4) о конституционности  законов Республики и иных  нормативных правовых актов по запросам судов;

5) дел по спорам о компетенции;

6) о соответствии Конституции Татарстана действий и решений Президента Татарстана;

7) рассмотрение дел о толковании Конституции Татарстана.

Также в качестве особенностей конституционного (уставного) судопроизводства можно выделить функцию конституционного правосудия и процессуального взаимодействия с Конституционным Судом РФ. Например, в связи с рассмотрением дела по жалобе гражданина Седойкина Н.И., бывшего несовершеннолетнего узника фашизма, Конституционный суд Татарстана обратился с запросом в Конституционный Суд РФ, поскольку поднятый заявителем вопрос по существу касался конституционности нормативных правовых актов федерального уровня. Конституционный Суд РФ по данному запросу принял Определение от 4 декабря 2003 г., в котором отметил, что льготы, указанные в Законе «О ветеранах» и других нормативных правовых актах, должны распространяться не только на бывших несовершеннолетних узников фашизма, приравненных к инвалидам Великой Отечественной войны, но но и на совместно проживающих с ними членов их семьи. Тем самым нарушенные права таких особо нуждающихся в социальной защите категорий граждан, как инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники фашизма были эффективно восстановлены и защищены и в Республике Татарстан, и в целом в Российской Федерации59.

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Принятие итогового решения конституционными (уставными) судами субъектов РФ

 

Законы  субъектов РФ о конституционных (уставных) судах устанавливают требования, предъявляемые к решениям, к их форме, структуре и содержанию. Решения излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия, причем суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

После завершения судебного разбирательства по существу дела суд удаляется на закрытое совещание для принятия итогового решения. В ходе совещания судьи свободно излагают свои позиции по обсуждаемым вопросам. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклоняться от голосования и обязан соблюдать тайну совещательной комнаты. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей и считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в заседании судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним, если голоса разделились поровну, то голос председательствующего рассматривается в качестве решающего.60

Так, в качестве примера  можно рассмотреть порядок вынесения  итогового решения Конституционным судом Республики Тыва.

После окончания слушания дела судья-докладчик или судьи-докладчики представляет проект итогового решения, основывающийся на материалах, исследованных Конституционным судом Республики Тыва. В случае разногласий между судьями-докладчиками по всему или по части перечня вопросов или проекту итогового решения каждый из них составляет собственный перечень вопросов или проект итогового решения. Также любой судья, участвующий в рассмотрении дела, вправе представить собственный перечень вопросов или проект итогового решения.

Одобренные большинством участвующих  в рассмотрении дела судей ответы на вопросы, определяющие существо итогового решения, служат основой доработки  проекта итогового  решения,   представленного   судьей-докладчиком. В случае представления судьями-докладчиками несколько проектов итогового решения Конституционный суд принимает один из них за основу для дальнейшей работы. Принятым за основу считается проект, получивший наибольшее число голосов судей, участвовавших в голосовании61.

После того как председательствующий объявил о начале голосования  по поправке или по части проекта  решения, никто из присутствующих на совещании судей не может прерывать  голосование, за исключением случаев  выступления судьи по порядку  ведения совещания в связи с ходом данного голосования. Поправка к проекту итогового решения по делу считается принятой, если за нее проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. В случае если голоса разделились поровну, поправка считается отклоненной.

Итоговое решение Конституционного суда принимается в целом открытым голосованием путем поименного опроса судей. При голосовании по поправкам поименный опрос судей производится лишь в том случае, если этого требует кто-либо из судей. Поименный опрос производится в алфавитном порядке фамилий судей, начиная с судьи, определяемого при каждом опросе по жребию. Во всех случаях председательствующий голосует последним.

Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ провозглашается  в полном объеме в открытом заседании  немедленно после его подписания. Решение суда направляется судьям, сторонам, другим заинтересованным органам  и лицам по усмотрению суда. Также  решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ публикуются в официальных изданиях органов государственной власти субъекта РФ. Так, решения Конституционного суда Республики Тыва подлежит незамедлительному опубликованию в газетах «Шын», «Тувинская правда» и «Собрании законодательства Республики Тыва»62.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ вправе давать разъяснение  решений как по ходатайству участников заседания и других органов и  лиц, которым официально было направлено решение, так и по инициативе самого суда. Разъяснение решения конституционным (уставным) судом оформляется в виде отдельного документа и неотделимо от самого решения. Так, Определение о разъяснении решения Конституционного суда Республики Тыва выносится не позднее чем за десять дней после принятия соответствующего ходатайства.

В ряде субъектов РФ допускается  пересмотр решений конституционных (уставных) судов (республики Башкорстан, Бурятия, Дагестан, Карелия, Кабардино-Балкария, Татарстан, Тыва и Свердловская область). Пересмотр решений конституционных (уставных) судов осуществляется по инициативе участвующих в деле сторон и по инициативе самого суда. Законами субъектов РФ о конституционных (уставных) судах предусматриваются основания пересмотра решений конституционных (уставных) судов:

1) нарушение порядка производства;

2) открылись новые существенные обстоятельства, не известные суду в момент постановления решения;

3) изменилась правовая  норма, на основании которой  было принято решение.

Регламентирует региональный законодатель и вопросы, связанные с особым мнением судей. По общему правилу, оно подлежит опубликованию вместе с решением суда, но имеют место и исключения. Так, в республиках Коми и Бурятии судья вправе изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела, в Северной Осетии-Алании особое мнение судьи не только приобщается к делу и публикуется вместе с решением, но и оглашается. Кроме того, в некоторых субъектах РФ судья, оставшийся в меньшинстве, вправе изложить свое мнение о несогласии с большинством судей, такое письменное несогласие приобщается к материалам дела63.

Так, по итогам рассмотрения дел по существу конституционные (уставные) суды субъектов РФ принимают  решения в форме постановлений  и заключений. Заключение, являясь  видом итогового решения, имеют  рекомендательный характер. Как правило, заключение выносится по вопросам об ответственности высшего должностного лица субъекта РФ. В заключении констатируется сам факт наличия или отсутствия нарушения конституции (устава) высшим должностным лицом, подтверждается соблюдение требований процедуры или усматривается нарушение процедуры выдвижения обвинения против высшего должностного лица субъекта РФ.

Постановления, являясь основным видом итоговых решений, принимаются по всем остальным  делам. Анализ законов субъектов  РФ о конституционных (уставных) судах позволяет выделить его основные признаки:

1) постановление  является официальным актом специализированного  судебного органа государственной  власти субъекта РФ, выносится  от имени субъекта РФ;

2) принимается  в особой форме конституционного судопроизводства;

3) является  окончательным, не подлежит обжалованию,  обязательно для исполнения на  всей территории субъекта РФ;

4) действует  непосредственно и не требует  подтверждения (согласования, акта  утверждения) другим органом или должностным лицом;

5) подлежит  официальному опубликованию.

Что же касается иных документов, принимаемых органом  региональной конституционной юстиции (определений, посланий, представлений), то они относятся к процедурным  вопросам, либо регулируют внутриорганизационную деятельность суда, либо носят информационный характер64.

Глава 4. Реализация актов конституционных (уставных) судов субъектов РФ

§ 1. Общий порядок исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ

 

Акты судебных органов  конституционного (уставного) контроля субъектов РФ, так же как и акты Конституционного Суда РФ, обладают свойством обязательности, которое вытекает из положения ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ»65. Согласно данному закону вступившие в законную силу решения конституционных (уставных) судов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, всех физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению.

По общему правилу, решение конституционных (уставных) судов субъектов РФ подлежит исполнению немедленно после опубликования  либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем  не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения органов конституционного контроля в субъектах РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом и законом соответствующего субъекта РФ.

Информация о работе История развития конституционных (уставных) судов субъектов РФ