История развитие прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:47, дипломная работа

Краткое описание

В числе правоохранительных органов Российской Федерации числится и Прокуратура РФ, изучению которой будет посвящена данная работа. Исследованием данной работы является прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации. В ходе написания дипломной работы были использованы действующие нормативно-правовые акты, издания периодической печати, а также научная литература таких авторов, как Бобров В.К., Беляев В.П., Божьев В.П., и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……..…3
Глава 1. История развития прокуратуры в России…………………………..5
Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи…….....5
Прокуратура в СССР……………………………………………………….……9
Прокуратура в Российской Федерации………………………..……...……14
Глава2.Прокуратура РФ как субъект правоохранительной деятельности……………………………………………………………………19
2.1. Понятие Прокуратуры РФ…………………………………………………..…19
2.2. Система Прокуратуры РФ……………………………………………………..21
2.3. Принципы организации и деятельности Прокуратуры…………………...24
Глава 3. Функции Прокуратуры РФ…………………………………....…..32
3.1. Прокурорский надзор и его виды………………………………………….....32
3.2. Иные функции Прокуратуры РФ…………………………………………...…50
Глава 4. Служба в органах и учреждениях Прокуратуры………………51
4.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора…………………………………………………………………………...….51
4.2. Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре….55
4.3. Психологические аспекты работы прокурора…………………………….57
Заключение……………………………………………………………………61
Список используемой литературы………………………………………….63

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Прокуратура.docx

— 90.79 Кб (Скачать файл)

 

 

содержание

 

Введение………………………………………………………………...……..…3

Глава 1. История  развития прокуратуры в России…………………………..5

    1. Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи…….....5
    2. Прокуратура в СССР……………………………………………………….……9
    3. Прокуратура в Российской Федерации………………………..……...……14

Глава2.Прокуратура  РФ как субъект правоохранительной деятельности……………………………………………………………………19

2.1.     Понятие Прокуратуры РФ…………………………………………………..…19

2.2.    Система Прокуратуры РФ……………………………………………………..21

2.3.    Принципы организации и деятельности  Прокуратуры…………………...24

Глава 3. Функции  Прокуратуры РФ…………………………………....…..32

3.1.     Прокурорский надзор и его  виды………………………………………….....32

3.2.     Иные функции Прокуратуры РФ…………………………………………...…50

Глава 4. Служба в органах и учреждениях Прокуратуры………………51

4.1.  Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым  на должность прокурора…………………………………………………………………………...….51

4.2.     Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре….55

4.3.     Психологические аспекты работы прокурора…………………………….57

Заключение……………………………………………………………………61

Список используемой литературы………………………………………….63

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для сохранения правопорядка в обществе государство создает  специальные органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются  правоохранительными. Правоохранительный орган должен обладать следующими признаками:

1. Правоохранительный орган  уполномочивается законом для  осуществления правоохранительной  деятельности. Как правило, это  закон, специально посвященный  задачам организации и деятельности  этого органа.

2. Правоохранительный орган  осуществляет свою деятельность  не в произвольной форме, а  с соблюдением установленных  законом правил и процедур. Нарушение  этих правил сотрудниками правоохранительных  органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или  уголовную ответственность.

3. Правоохранительные органы  в процессе своей деятельности  имеют право применять меры  государственного принуждения к  лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости  от компетенции органа и тяжести  совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные  решения, принятые правоохранительными  органами, подлежат обязательному  исполнению должностными лицами  и гражданами. Неисполнение этих  решений образует самостоятельное  правонарушение, влекущее дополнительную  ответственность.

В числе правоохранительных органов Российской Федерации числится и Прокуратура РФ, изучению которой  будет посвящена данная работа.

Исследованием данной работы является  прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации.

В ходе написания дипломной  работы были использованы действующие  нормативно-правовые акты, издания  периодической печати, а также  научная литература таких авторов, как Бобров В.К., Беляев В.П., Божьев В.П., и др.

Структурно дипломная  работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность выбранной темы, сформирована цель и задачи исследования; четырёх логически взаимосвязанных глав, раскрывающих обусловленные аспекты исследуемой темы, названия глав отображают их содержание; заключения, где представлены обобщающие выводы по проведённому исследованию; списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ

 

    1. Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи

 

Первым нормативным правовым актом о прокурорском надзоре  принято считать именной указ Петра I от 12 января 1722 г. «Об обязанностях сенатских членов, о заседании  президентов воинских коллегий, иностранной  и берг-коллегий в Сенате, о бытии  при Сенате генерал- и обер-прокурорам, рекетмейстеру, экзекутору и геральд-мейстеру, а в каждой коллегии по прокурору...». Шесть дней спустя указом от 18 января 1722 г. были учреждены должности прокуроров в надворных судах. Этот указ положил начало ликвидации фискальных органов (они прекратили свое существование 29 декабря 1729 г.) с последующей передачей их функций прокуратуре.

После смерти Петра I прокуратура  фактически бездействовала, в особенности  в период царствования Анны Ивановны, т.е. по существу была ликвидирована. Она  была восстановлена Указом императрицы  Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 г. и наделена теми же правами, которые  имела в период царствования Петра I.

Полностью же прокуратура сформировалась как орган надзорного типа при Екатерине П. С разделением Сената на департаменты Генерал-прокурор охватывает своим контролем всю их деятельность, а к концу XVIII в., продолжая оставаться органом надзора, фактически становится высшим органом управления общей компетенции. В значительной мере был усилен прокурорский надзор за законностью в деятельности местных (губернских) органов власти. В этом большую роль сыграл правовой акт - «Учреждения для управления губерний» от 7 ноября 1775 г. В соответствии с ним прокуратура стала представлять систему таких органов: генерал-прокурор, губернский прокурор и губернский стряпчий, прокурор и стряпчий при верхнем земском суде, прокурор и стряпчий при губернском магистрате, прокурор и стряпчий при верхней расправе, уездный стряпчий в уезде. В главе XXVIII «О прокурорской и стряпчей деятельности» (ст. 404--410) указанного нормативного правового акта был регламентирован порядок «определения на должность» перечисленных должностных лиц, а также установлены их права и обязанности по общему и судебному надзору. Причем было проведено разграничение между компетенцией губернского прокурора и стряпчего. Если губернский прокурор осуществлял общий надзор, то стряпчий - судебный надзор. Выполнение возложенной на губернского прокурора функции надзора имело определенную специфику. В его компетенцию не входило непосредственное устранение нарушений закона. О выявленных злоупотреблениях губернский прокурор должен был сообщать тому органу, который был правомочен устранить правонарушение -«наместническому правлению», и Генерал-прокурору. В последнем случае преследовалась цель уведомить руководителя прокурорской системы о результатах действий губернского прокурора. Выполнение данной обязанности позволяло также использовать полномочия Генерал-прокурора для устранения правонарушений в ситуациях, выходивших за пределы возможностей губернского прокурора.

Устав благочиния от 8 апреля 1782 г. специально указывал на надзор прокурорских чиновников за нормативно-правовыми актами.

В период царствования Павла I прокурорский надзор был существенно  ослаблен, сокращены штаты органов  прокуратуры, как в центре, так  и на местах. Однако, несмотря на это, прокуратура продолжала оставаться активно действующим государственным надзорным органом.

С созданием в 1802 г. Министерства юстиции, министр юстиции одновременно стал занимать должность Генерал-прокурора, а губернские прокуратуры стали  входить в состав органов юстиции  на местах. Манифестом об «Общем учреждении министерств» от 25 июля 1811 г. на Министерство юстиции Российской империи была возложена задача управления всей системой судов и прокуратуры: назначение, перемещение, увольнение всех лиц судебного ведомства, учреждение и упразднение судов, надзор за их деятельностью. «Чины прокурорского надзора» должны были назначаться из лиц «православного исповедывания».

Первым министром юстиции  России и одновременно генерал-прокурором стал знаменитый русский поэт Г. Р. Державин. На этом посту он пробыл немногим более  года, однако именно им было положено начало разработке и правовому закреплению  принципов прокурорского надзора  и организации собственной деятельности прокуратуры.

22 сентября 1802 г. Державиным  был издан “Высочайше одобренный циркулярный ордер”. В нем генерал-прокурор предписывал прокурорам, чтобы о каждом определении присутственного места, "несогласном с законами" или относящимся "ко вреду службы, а паче к ущербу интереса императорского величества или к отягощению народному", они, не останавливая исполнение, с "прилежностью" сообщали губернскому правлению и одновременно доносили своему начальнику. В случаях, если какое-либо решение присутственного места, не основанное на законе, было принято на основании предложения вышестоящего министерства, губернский прокурор обязан был немедленно сообщить об этом генерал-прокурору. Обо всех выявленных нарушениях законов, по которым состоялось исполнение и "невозможно отвратить беспорядок, вред или убыток", прокурор обязывался сообщать генерал-прокурору систематически, по "третьим года". При расследовании дел прокурору вменялось в обязанность наблюдать, с одной стороны, "не происходит ли где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода", а с другой -- следить, нет ли "упущения и послабления преступлениям, а наипаче сокрытия нетерпимых злодеяний", а также за тем, чтобы следствие "приведено было в надлежащую ясность" и окончено с "совершенным беспристрастием".

По прошествии времени, уже  в 1845 году, “Уложением о наказаниях уголовных и исправительных” была установлена ответственность прокуроров и стряпчих.

А после была судебная реформа 1864 г., которая закрепив основополагающие принципы деятельности прокуратуры, вместе с тем ограничила ее только вопросами  судебного ведомства, а именно: уголовными, гражданскими делами и судебным управлением. В последующем на прокуратуру  были возложены и различные административные функции, что все больше превращало ее из органа надзора в орган государственного управления. Прокуроры приобретают  права надзора за судебными следователями, широкие полномочия по участию в  предварительном следствии, суде, где  выступают в качестве государственных  обвинителей. Целый ряд полномочий приобретает прокурор и в гражданском  судопроизводстве. Однако его общенадзорная деятельность в это время отступает на второй план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Прокуратура в СССР

 

26 октября 1917 г. принято  считать началом смены эпох. Именно  в этот день II Всероссийский съезд  Советов принял постановление  «Об образовании Рабочего и  Крестьянского Правительства», которым  предусматривалось образовать для  управления страной «впредь до  созыва Учредительного собрания  временное и крестьянское правительство,  которое будет именоваться Советом  Народных Комиссаров». Контроль  за деятельностью этого правительства  был возложен на Всероссийский  съезд Советов рабочих, крестьянских  и солдатских депутатов и на  его постоянно действующий орган - Центральный Исполнительный Комитет. Декретом СНК РСФСР «О суде» от 24 ноября 1917 г. были упразднены существовавшие «общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат». Для осуществления правосудия были образованы революционные трибуналы. Были упразднены и «институты судебных следователей, прокурорского надзора». При этом дела, производства, архивы и имущество «чинами прокурорского надзора» должны были передаваться «особым комиссарам». Функцию уголовного преследования могли осуществлять «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами».

Постановлением Народного  комиссариата юстиции «Об избрании Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов комиссаров юстиции впредь до создания постоянных судебных установлений и об обязанностях избранных комиссаров»  от 19 декабря 1917 г. в связи с упразднением различных институтов, в том числе  и прокурорского надзора, было предписано «немедленно избрать комиссаров юстиции». Инструкцией НКЮ «О революционном  трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его  заседаний» от 19 декабря 1917 г. при производстве судебного следствия предусматривалось  участие обвинения и защиты. В качестве обвинителей и защитников допускались «все пользующиеся политическими правами граждане обоего пола».

Но датой воссоздания  российской прокуратуры, большинство  авторов считают 28 мая 1922 г., когда III сессия Всероссийского Центрального Исполнительного  Комитета утвердила “Положение о прокурорском надзоре”.Этим Положением на прокуратуру были возложены: надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан; опротестование противоречащих закону постановлений и распоряжений; возбуждение уголовного преследования против лиц, нарушающих уголовные законы; наблюдение за деятельностью органов, производящих расследование; поддержание государственного обвинения в суде, а также наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Информация о работе История развитие прокуратуры РФ