История развития института государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Данное исследование проводилось на основе общенаучного метода. Также в работе над исследованием использовались и частнонаучные методы: историко-правовой, конкретно-социологический метод, методы и приемы юридического толкования норм права.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных авторов в области уголовного права, уголовно-процессуального права, криминологии и информационного права.
Научная новизна исследования состоит в следующем: будут сформулированы предложения по совершенствованию норм уголовного законодательства, устанавливающих ответственность за посягательства на государственную тайну.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Развитие и значение уголовно-правовой охраны государственной тайны
Историческое изменение подходов к уголовно-правовой охране государственной тайны в России………………………………………….5
Развитие института охраны государственной тайны XVI – XXI вв...5-26
Заключение…………………………………………………………………........27
Список использованных источников……………………………………….28-29

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 51.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1   Развитие и  значение уголовно-правовой охраны государственной  тайны

    1. Историческое изменение подходов к уголовно-правовой охране государственной тайны в России………………………………………….5
      1. Развитие института охраны государственной тайны XVI – XXI вв...5-26

Заключение…………………………………………………………………........27

Список использованных источников……………………………………….28-29

 

Введение

Президент России Владимир Владимирович Путин выбрал в роли одного из главных направлении деятельности органов государственной власти укрепление безопасности государства1. Этим объясняется актуальность настоящего исследования.

Государственная безопасность неразрывно связана с государственной  тайной, охрана которой невозможна без применения норм уголовного права. До настоящего времени проблемам уголовно-правовой охраны государственной тайны уделялось особое внимание как специалистов в области материального уголовного права, так и ученых-процессуалистов и криминалистов. Вопросам правового регулирования информации и информационной безопасности посвящены работы специалистов в области информационного права.

Целью настоящего исследования является анализ уголовно-правовой охраны государственной тайны.

Поставленная цель предопределила постановку следующих задач:

  1. определить понятие и юридическую сущность государственной тайны;
  2. проанализировать историческое развитие данного института уголовного права;
  3. дать уголовно-правовую характеристику преступлении, посягающих на государственную тайну;
  4. сформулировать предложения по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения;

Объектом исследования являются уголовно-правовые нормы, которые обеспечивают охрану конфиденциальности информации, составляющей государственную тайну.

Помимо того, предмет исследования составляют:

  1. нормативные правовые акты, регламентирующие обращение конфиденциальной информации;
  2. уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за посягательства на сведения такого рода (ст.ст. 275, 276, 283, 284, 310, 311, 320 УК РФ);
  3. правоприменительная практика, связанная с посягательствами на государственную и служебную тайну органов внутренних дел.

Данное исследование проводилось  на основе общенаучного метода. Также  в работе над исследованием использовались и частнонаучные методы: историко-правовой, конкретно-социологический метод, методы и приемы юридического толкования норм права.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных  авторов в области уголовного права, уголовно-процессуального права, криминологии и информационного права.

Научная новизна исследования состоит в следующем: будут сформулированы предложения по совершенствованию норм уголовного законодательства, устанавливающих ответственность за посягательства на государственную тайну.

Настоящая работа состоит из введения, одной главы, двух параграфов, заключения и списка используемых источников.

 

Глава 1. Развитие и значение уголовно-правовой охраны государственной тайны

    1. Историческое изменение подходов к уголовно-правовой охране государственной тайны в России

1.1.1 Развитие института  охраны государственной тайны  XVI-XX вв.

Развитие отечественного законодательства по поводу охраны государственной  тайны можно разделить на три  этапа. Первый этап можно охарактеризовать как время правовой несформированности института государственной тайны (до XVI вв.). Особенностью данного периода является, то, что законодательное понятие государственной тайны и его основных элементов отсутствует.

На втором этапе, начиная  с XVI и вплоть до 1993 года, проявляются явные признаки формирования и нормативного урегулирования института государственной тайны. Законодательно вводится ответственность за военный шпионаж, как одну из форм государственной измены. Она была принята в действие с законом от 20 апреля 1892 года. Минусом этого акта было то, что перечень действий, которые подпадали под действие закона, был слишком узок. И если закон Франции 1886 года был раскритикован за чрезмерно мягкое наказание, то отечественный, наоборот – за невозможность применить его на практике. Актуальность введения уголовной ответственности за подобные преступления подтверждают следующие случаи. Перед началом I мировой войны в одном немецком журнале опубликовали весь секретный Проект о Российской судостроительной программе за несколько дней до его рассмотрения на закрытом заседании Государственной думы. А в английском издании «Инжиниринг» 10 мая 1910 года поместили точные чертежи новых имперских броненосцев «Петропавловск», «Гангут», «Севастополь» и «Полтава». При установке источника утечки информации, то виновного можно было бы привлечь к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны. Отсутствие подробного перечня сведений составляющих государственную тайну, было одной из особенностей нормативной базы того периода.

Специальная комиссия, учрежденная  Александром III в 1882 году, составило уголовное уложение, вступившее в силу с 22 марта 1903 года. Этот нормативно-правовой акт установил более широкий перечень государственных преступлений, и ужесточило наказание за совершение данных деяний. Четвертая глава русского Уголовного уложения 22 марта 1903 года носит название "о государственной измене" и определена, как посягательство на внешнюю безопасность и положение государства среди других государств.2 Понятие «шпионаж» расширено. Также ввелась ответственность за такие деяния как разглашение секретных сведений, благоприятствование и способствование в шпионстве, снятие копий с секретных документов, нахождение в “закрытом” районе с целью осуществление противоправной деятельности, участие в организации поставившей своей целью “учинения государственной измены”. Благодаря увеличению эффективности нового уложения, удалось арестовать и привлечь к уголовной ответственности многих граждан, которые многие годы работали на Австрийскую, Японскую и Германскую разведку.

Самый прогрессивный в  Европе нормативный акт, регулирующий правовое обеспечение защиты государственной тайны и противодействие иностранному шпионажу был принят в России в 1912 году. Этот закон носил название: “Об изменении действующих законов о государственной измене путем шпионства в мирное время”. Он значительно расширил понятие государственной измены, изменив, с одной стороны, изложения некоторых статей Уголовного уложения, а с другой стороны, ввел в действия ряд новых карательных постановлений, предусматривающих уголовную ответственность за некоторые виды шпионажа, ранее уголовно ненаказуемые.3 Появились такие составы как: передача третьим лицам описания изобретения или патента в сфере обороны и внешней безопасности России, сбор сведений содержащих государственную тайну без намерения передать иностранным агентам или представителю иностранного правительства эти сведения, попытка совершить полёт на летательном аппарате над фортификационными сооружениями или “закрытыми” районами.

Причиной принятий двух очень  важных законодательных актов стала  I мировая война. “Об утверждение Временного положения о военной цензуре” (Указ 10 июля 1914 года) и “Перечень сведений и изображений, касающихся внешней безопасности России и её военно-морской и сухопутной обороны, оглашение и распространения коих в печати, в речах или докладах, произносимых в публичных собраниях, воспрещается на основании статьи 1 отдела 2 Закона от 5 июля 1912 года и статьи 5 Высочайшего указа правительствующему Сенату от 20 июля 1914 года”.4 Главной задачей военной цензуры стал контроль за печатной продукцией и корреспонденцией с целью пресечения разглашения сведений содержащих государственную тайну.

В итоге можно заметить, что за этот период Российская империя  прошла большой путь становления  и развития законодательной базы в области охраны государственной  тайны.

В законодательстве советской  России впервые слова "государственная  измена" появляются в декрете  ВЦИК от 20 июня 1919г. Но содержание этого  термина не раскрывалось. Об измене говорилось лишь в том плане, что  совершение ее в местностях, объявленных  на военном положении, влечет суровую  ответственность "вплоть до расстрела". Об ответственности за государственную  измену говорилось в декрете СНК  от 23 сентября 1919 г. "Об обязательной регистрации бывших помещиков, капиталистов и лиц, занимавших ответственные должности при царском и буржуазном строе" Декрет предписывал подвергать "конфискации и каре" уличенных в государственной измене.

Уголовно-правовые нормы, устанавливавшие  ответственность за шпионаж, были разработаны  более обстоятельно в сравнении  с актами, регламентировавшими ответственность  за государственную измену. Впервые  в советском законодательстве это  деяние упоминается в декрете  СНК от 4 мая 1918 г. На революционные трибуналы, созданные для борьбы с контрреволюционным саботажем и спекуляцией, этим декретом возлагалось также рассмотрение дел по борьбе с шпионажем. В постановлении Кассационного отдела ВЦИК "О подсудности революционных трибуналов" была сделана первая попытка определения понятия шпионажа, дела о котором подлежали рассмотрению революционными трибуналами. Это постановление относило к шпионажу три совершенно разных по своим объективным и субъективным признакам деяния:

а) разглашение военных  тайн, планов и сведений;

б) передача военных тайн, планов и сведений;

в) сношение с целью вызвать  враждебное интересам Советской  Республики.

Иностранное вмешательство.

Предмет преступного посягательства при шпионаже был сформулирован  довольно узко - военные тайны, стратегические планы, сведения о военных силах  или вооружении. Другие тайны - государственные  тайны и экономические сведения не были включены в предмет посягательства при шпионаже.

В приведенном выше определении  шпионажа собственно шпионским деянием  являлась лишь передача военных тайн и планов. Это определение включало в себя деяния и изменнического характера - сношения с целью вызвать иностранное  вмешательство против Советской  Республики.

Такие же действия, как оглашение  военных тайн, планов и сведений, только при умышленном их совершении можно было бы рассматривать как  шпионаж. Однако постановление совершенно не раскрывало субъективной стороны  действий виновного при шпионаже. Для обвинения в шпионаже было необходимо изобличить лицо в том, что  оно "в той или иной форме" огласило или передало иностранному государству военную тайну или  вошло в сношение с этим государством. Субъектом шпионажа согласно этому  постановлению мог быть не только иностранец или лицо без гражданства, но и гражданин СССР.5

Анализируемые законодательные  акты имеют еще и ту особенность, что многие из них не содержали  санкций. Нередко в них указывалось, что деяния должны наказываться "по всей строгости революционных законов", "сурово караться", что в применении репрессивных мер органы Советского государства "ничем не ограничены". В Положении о революционных  трибуналах, утвержденном декретом ВЦИК 12 апреля 1919 г, говорилось, что трибуналы выносят приговоры, "руководствуясь исключительно обстоятельствами дела и велениями революционной совести", и в соответствии с этим им "предоставляется ничем не ограниченное право в определении меры репрессии".

Подобное решение оказанных  вопросов, касающихся как диспозиций, так и санкции законов, устанавливающих  ответственность за контрреволюционные преступления, объяснялось необходимостью предоставления широких возможностей органам советского правосудия для  суровой и беспощадной борьбы с врагами революции. Так, в 1922 году "в целях ограждения Рабоче-крестьянского  государства и революционного правопорядка от его нарушителей и общественно  опасных элементов и установления твердых основ революционного правосознания" принимается первый социалистический уголовный кодекс.

Впервые в истории развития советского законодательства о государственных  преступлениях была систематизирована  Особенная часть советского уголовного права. Все государственные преступления были сведены в отдельную главу, из них наиболее опасные - контрреволюционные - помещены в первый параграф. В Кодексе  было дано общее понятие контрреволюционного  преступления, в выработке которого принял личное участие В. И. Ленин. Кодекс содержал сравнительно четкую характеристику отдельных составов конкретных контрреволюционных преступлений, и в частности таких, как изменническая деятельность и шпионаж. Устанавливалась ответственность  за укрывательство всякого рода изменнической деятельности и шпионажа.6

Важные дополнения, касающиеся понятия контрреволюционного преступления, а, следовательно, понятия измены Родине и шпионажа, были внесены в Уголовный  кодекс.

2-й сессией ВЦИК Х  созыва 10 июля 1923 г. Дополнения заключались в том, что контрреволюционными признавались действия, направленные не только на свержение, но и на подрыв и ослабление Советской власти.

Устанавливалась ответственность  по статьям о контрреволюционных преступлениях за общественно опасные  действия, совершенные не только с  прямым, но и с эвентуальным умыслом, т. е. когда лицо, их совершившее, хотя бы и не желали, но сознательно допускало, что посягает на основные политические или хозяйственные завоевания пролетарской революции.

Информация о работе История развития института государственной тайны