Теоретические основы деятельности юридического лица и проблемы правосубъектности юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа гражданского законодательства Российской Федерации дать правовой анализ, понятие, содержание и значение правосубъектности юридических лиц на современном этапе.
В связи с этим задачи нашего исследования сводятся к следующему:
1) Показать значение теорий юридического лица для анализа его правосубъектности;
2) Рассмотреть источники правового регулирования деятельности юридических лиц;
3) Проанализировать правоспособность и дееспособность юридических лиц в РФ;
4) Рассмотреть проблемы вины юридического лица как субъекта гражданско-правовой ответственности.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы деятельности юридического лица как субъекта гражданских правоотношений
1.1 Значение теорий юридического лица для анализа его правосубъектности
1.2 Источники правового регулирования деятельности юридических лиц
Глава 2. Особенности правоспособности и дееспособности юридических лиц
2.1 Правоспособность юридических лиц
2.2 Дееспособность юридических лиц
Глава 3. Проблемы правосубъектности юридических лиц в России
3.1 Проблемы вины юридического лица как субъекта гражданско-правовой ответственности
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.doc

— 402.00 Кб (Скачать файл)

25 - ст. ст.8, 35, 36 Конституция РФ //РГ. - 1993. - № 237. 

принимаются только по вопросам, указанным Конституцией РФ.

Общеизвестно, что конституция любого государства  всегда является источником не только права в целом, но и всех отраслей права, входящих в его систему, уже в силу самого факта своего существования, так как, закрепляя в своих нормах основы социально-экономического уклада и общественно-политической жизни общества и государства, она тем самым создает методологическую базу для текущего законодательства, регулирующего конкретные общественные отношения. Это имеет место независимо от того, содержит ли она основные принципы регулирования общественных отношений, являющихся предметом конкретных отраслей права.

Экономической основой конституционного строя  Российской Федерации является находящееся  в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров  и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

"В Российской  Федерации, - указывается в Конституции  (ст.8 Конституция РФ (принята всенародным  голосованием 1993г.) //РГ. - 1993. - № 237. ), - гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности".

В Российской Федерации  действует также Закон от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями  и дополнениями). Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.

Законом запрещаются  действия хозяйствующего субъекта, занимающего  доминирующее положение, которые имеют  либо могут иметь своим результатом  ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих  субъектов или граждан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке, повышения цен, включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования и т.д.

Законом запрещаются  и в установленном порядке  признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (или могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе соглашения или согласованные действия, направленные, вчастности, на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков).

Закон запрещает органам власти принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или физических лиц.

В Законе предусматривается  государственный контроль за соблюдением  антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства возлагаются на федеральный антимонопольный орган.

Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация  стремится обеспечивать свободу  экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем.

В условиях развивающейся  рыночной экономики в России производство и распределение благ осуществляются как частными, так и государственными предприятиями и учреждениями, включая предприятия и учреждения субъектов Российской Федерации.

Государство в  различных формах должно нести ответственность  за наиболее важные стороны организации  производства и распределения в  стране в целом, в особенности  за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц (т.е. о занятости); о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулирование цен и т.п.) или колебаний спроса на международном рынке; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между теми или иными сферами жизни и группами людей.

Для экономической  системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам - основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности  имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей  является юридическое закрепление  форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные  нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

Конституция РФ (ст.8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах - частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции  также устанавливается (ст.9), что  земля и другие природные ресурсы  могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в  Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции  предусмотрено (ст.36), что в частной  собственности вправе иметь землю  граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок  пользования землей определяются на основе федерального закона.

В настоящее  время в соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).

Российское  государство охраняет собственность  в ее различных формах на равных основаниях. "В Российской Федерации, - указывается в ст.8 Конституции, - признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". В Конституции также подчеркивается (ст.35), что право частной собственности охраняется законом.

Важнейшими  направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации и вообще к методам и формам приватизации в стране, в целом нельзя отрицать, что в результате ее в России заложены основы рыночной экономики. Причем постепенный отказ от государственного регулирования экономики сопровождается ее коммерциализацией и фактически капитализацией. Часто этот процесс принимает уродливые формы, однако - главное - создаются принципиально другая экономика, иная система экономических отношений, совершенно новые субъекты хозяйствования.[26]

Конституция РФ устанавливает, что в России иметь  имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В России отношения  собственности, не предусмотренные  Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными   актами  республик   в  составе  Российской


26 - Конституция  РФ (принята всенародным голосованием 1993г.) //РГ. - 1993. - № 237. 

Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.[27]

III. Гражданское  законодательство:

1) Гражданский  кодекс РФ (п.2 ст.3 ГК);

2) принятые в  соответствии с ГК иные федеральные  законы, регулирующие гражданско-правовые  отношения (п.2 ст.3 ГК).

Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п.2 ст.3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.

Новый Гражданский  кодекс принимался частями. Первая часть  Кодекса была принята Государственной  Думой 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г. (за исключением гл.4 "Юридические лица", вступившей в силу со дня официального опубликования части первой ГК РФ - 8 декабря 1994 г., а также гл.17, посвященной вещным правам на земельные участки, правила которой должны вступать в силу одновременно с введением в действие нового Земельного кодекса). В своих трех разделах она охватывает общие положения (Общую часть) гражданского права, правила о вещных правах и Общую часть обязательственного права.

Именно в  первой части Гражданского кодекса РФ содержится глава 4 "Юридические лица", в ней 75 статей, в которых раскрываются общие положения о юридических лицах.

Юридическим лицом  признается организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 ГК).

Выделяют такие признаки юридического лица:

а) организационное  единство;

б) имущественная  обособленность;

в) самостоятельная  имущественная ответственность  по своим обязательствам;

г) участие в  гражданском обороте от своего имени.

В соответствии с п.2 и п.3 ст.48 ГК РФ в зависимости от того, какие права сохраняют его учредители (участники) в отношении этого юридического лица или его имущества, юридические лица делятся на:

1) юридические  лица, в отношении которых их  участники имеют обязательственные  права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);

2) юридические  лица, на имущество которых их  учредители имеют вещное право  (государственные и муниципальные  унитарные предприятия, а также учреждения);

3) юридические  лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют    имущественных    прав    (общественные    и    религиозные    организации


27 - ст.35 Конституция  РФ (принята всенародным голосованием 1993г.) //РГ. - 1993. - № 237. 

(объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц).

Указанная классификация  не основана на единых критериях. В  первом случае имеется в виду отношение  участников к организации как  к субъекту права, во втором - отношение  учредителей к имуществу юридического лица.

Гражданский кодекс указывает, что все юридические  лица могут создаваться только в  той организационно-правовой форме, которая предусмотрена законом.

В зависимости  от основной цели деятельности (ст.50 ГК) юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Основной целью  деятельности коммерческой организации  является получение прибыли и  возможность ее распределения среди  участников.

Некоммерческой  организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.[28]

Информация о работе Теоретические основы деятельности юридического лица и проблемы правосубъектности юридических лиц