Сущность российского нотариата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной квалификационной работы является изучение такого института как нотариат: рассмотрение понятия нотариата и задач, которые ставятся перед ним в настоящее время; рассмотреть права и обязанности нотариуса. Для достижения данных целей в работе следует решить следующие задачи:
- проследить историю становления российского нотариата;
- раскрыть понятие, задачи и принципы нотариата;
- рассмотреть функции, систему и структуру нотариата;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Основы организации деятельности нотариата в Российской Федерации…6
1.1 История становления российского нотариата……………………………6
1.2 Понятие, задачи и принципы нотариата…………………………………11
1.3 Основы правового регулирования нотариата в РФ……………………...21
2 Сущность российского нотариата…………………………………………….29
2.1 Функции нотариата…………………………………………………………29
2.2 Система и структура нотариата……………………………………………35
2.3 Тенденции развития законодательства о нотариате в России…………..44
Заключение……………………………………………………………………….55
Глоссарий…………………………………………………………………………59
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Нотариат и его задачи с глоссарием 2.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Восьмой принцип - осуществление нотариальной деятельности в соответствии с определенной, четко установленной процедурой. Процедурность (процессуальность) присуща деятельности нотариусов и иных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий. Порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается Основами и другими законодательными нормативными актами РФ и республик в составе РФ. Любые нотариальные действия совершаются нотариусом на территории своего нотариального округа, кроме случаев, когда нотариальные действия должны быть или могут быть совершены определенным нотариусом. Нотариальные действия, как правило, совершаются в нотариальной конторе нотариуса. Процедура осуществления нотариального действия, помимо места его совершения, включает регламентацию стадий совершения нотариального действия; требования к предоставляемым документам; правила, касающиеся приостановления совершения нотариального действия или отказа в его совершении, и т.д. Нарушение порядка совершения нотариального действия влечет его недействительность.

Девятым является принцип ответственности нотариуса при осуществлении нотариальной деятельности, заключающийся в том, что нотариус обязан нести неблагоприятные последствия в случае нарушения им требований законодательства.

Десятый принцип - некоммерческий характер нотариальной деятельности. В соответствии со статьей 1 Основ о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Государственные нотариальные конторы финансируются полностью за счет государственного бюджета. За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством РФ. Полученные нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, при осуществлении нотариальной деятельности денежные средства поступают в государственный бюджет.

Нотариус, занимающийся частной практикой, за совершение нотариального действия взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины. Полученные денежные средства за вычетом налогов и иных обязательных платежей поступают в собственность частнопрактикующего нотариуса.

Одиннадцатый принцип нотариальной деятельности – это осуществление ее в соответствии не только с законодательными, но и с моральными и нравственными нормами, действующими в обществе. При первом назначении на должность нотариус приносит присягу, в которой клянется исполнять обязанности нотариуса не только в соответствии с законом, но и с совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку.

В правовой литературе встречаются и иные системы принципов. Кроме того, среди них называются принцип содействия гражданам и юридическим лицам в осуществлении их прав и законных интересов, принцип диспозитивности.

Элементами структуры нотариальной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи являются ее субъект, объект и признаки. Причем субъектом нотариальной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи являются лица, которым в установленном законом порядке предоставлено право совершать нотариальные действия, а объектом - общественные отношения по реализации физическими и юридическими лицами их прав, свобод и законных интересов23.

Конечно, говоря о принципах нотариальной деятельности, мы, как и другие исследователи, традиционно приравнивали ее к совершению нотариального действия, что является не совсем правильным.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

- нотариальную деятельность  следует определять как урегулированную  нормами нотариального права  профессиональную непредпринимательскую  деятельность нотариусов и иных уполномоченных лиц по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества в целом, осуществляемую путем совершения в соответствии с определенной законом процедурой нотариальных действий от имени РФ, включающую также разностороннюю деятельность по обеспечению совершения нотариального действия.

- целью нотариальной деятельности  являются обеспечение и защита  прав и законных интересов  не только граждан и юридических  лиц, но и государства и общества  в целом. Уникальность нотариата как института гражданского общества, имеющего делегированные государством полномочия по выполнению одной из его функций, позволяет ему органически сочетать в качестве целей своей деятельности защиту и частных, и публичных интересов, не противопоставлять эти интересы друг другу.

- сферой нотариальной  деятельности следует считать  бесспорную юрисдикцию, осуществляемую  преимущественно в области гражданского  оборота, а также в области  общественных отношений, регулируемых  иными отраслями права.

- принципами осуществления нотариальной деятельности являются закрепленные законодательством основополагающие начала, основные идеи, на которых базируется совершение нотариальных действий, строится поведение субъектов нотариального права в этом процессе. Содержание конкретных принципов осуществления нотариальной деятельности и вся их система в целом предопределены сущностью института нотариата, его публичным характером, целью его деятельности по обеспечению и защите субъективных прав, а также сферой реализации оказываемой нотариусами квалифицированной юридической помощи.

Таким образом, мы выяснили, что общими задачами, стоящими  перед нотариатом, являются:

- обеспечение  охраны  прав  и  законных  интересов  граждан  и юридических лиц при приобретении (отчуждении) ими имущества;

- установление бесспорных  юридических фактов;

- исключение наступления  у  участников  гражданского  оборота  и собственников  имущества  негативных  последствий   вследствие несоблюдения  установленных законом требований  и т.п.

   Непосредственные задачи  нотариата  –  это,  прежде  всего,   нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными   должностными   лицами    (удостоверение    сделок,    оформление   наследства, совершение исполнительных надписей и т.д.).

 

1.3 Основы правового регулирования нотариата в РФ

 

Современное законодательство о нотариате представляет собой целый комплекс разноотраслевых нормативно-правовых актов, в центре которого, находится Конституция Российской Федерации.

Основные правовые принципы статуса нотариата определены Конституцией РФ. Именно в ней закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц, равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования; свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц; право на получение квалифицированной юридической помощи и т.д.

При анализе Конституции РФ как источника нотариального права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения деятельности нотариата, и специальные, конкретно определяющие основополагающие принципы развития нотариата.

К общим относится норма, сформулированная в ст.1: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".

Характеристика Российской Федерации как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии решений о нотариате и нотариальном процессе, должны превалировать принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Особенно актуальным это является в условиях борьбы за создание нового законодательства о нотариате, когда многие выступают с политическими заявлениями о том, что России не нужен латинский нотариат, настаивают на огосударствлении нотариата, что было присуще советской правовой системе.

Важно определить на федеральном уровне предоставление права субъектам Федерации осуществить переход на единую организационную форму нотариата, исходя из того, что нотариус имеет отношение ко всему комплексу гражданско-правовых отношений, регламентированных ГК РФ и ГПК РСФСР24. Это может быть достигнуто путем распространения норм ст.71 Конституции РФ на нотариат и нотариальный процесс, которые должны определить исключительные полномочия Федерации по вопросу о нотариате и нотариальном процессе, предусмотрев систему федерального нотариата, обеспечивающего специальный федеральный статус нотариуса, включающий не только уровень его федеральных нотариальных полномочий, но и систему ответственности нотариусов и их сообществ, контроля государства за осуществлением нотариального процесса и т.д.

Таким образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства о нотариате и нотариальном процессе. При характеристике Конституции как источника нотариального права нужно обратить особое внимание на специальные нормы о нотариате. Многие из них закрепляют принципиально новые подходы к регулированию отношений собственности.

Одной из центральных по значимости является норма о праве на получение квалифицированной юридической помощи. В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами и лицами, которым в установленном порядке разрешено заниматься этим видом деятельности, возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт.

Выполнение нотариусом данной функции не ограничивается сообщением заинтересованным лицам информации о действующем законодательстве по конкретному вопросу, а включает в себя обязательное проведение правовой экспертизы всех условий сделки, выяснение обстоятельств дела, разъяснение участникам смысла, значения и правовых последствий сделки, проверку соответствия содержания сделки действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на недвижимость, правоспособности юридического лица, полномочий сторон и их представителей, установление личности обратившихся за совершением нотариального действия, проверку дееспособности физических лиц25. При подготовке проектов нотариальных документов нотариус должен следить за тем, чтобы не возникло ошибок, не были ущемлены интересы участников процесса. При этом правовая помощь, оказываемая нотариусом, не носит формализованного характера, так как при возникновении сомнения относительно соответствия сделки закону или истинным намерениям сторон нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия либо отложить (приостановить) его совершение.

Как уже было отмечено ранее, систему нотариального права составляет четкая иерархия нормативно-правовых актов во главе с Конституцией. Наряду с Основным законом это ряд кодифицированных и иных законодательных актов, подзаконные и ведомственные нормативные акты. Рассмотрим их более подробно, но прежде обратимся к разграничению полномочий Российской федерации и ее субъектов в области правового регулирования организационных основ нотариата.

С учетом федеративного устройства России Конституция РФ определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст.71) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст.72) в области прав человека и гражданина. Так, в ведении Федерации находятся регулирование и защита прав человека и гражданина. Нотариат же, согласно пп. «л» п.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении.

Отдельные исследователи, стоят на позиции необходимости включения нотариата в исключительное веденье РФ. Так, Т. Калиниченко отмечает, что важно определить на федеральном уровне предоставление права субъектам Федерации осуществить переход на единую организационную форму нотариата, исходя из того, что нотариус имеет отношение ко всему комплексу гражданско-правовых отношений, регламентированных ГК РФ и ГПК РФ26. Это может быть достигнуто путем распространения норм ст.71 Конституции РФ на нотариат и нотариальный процесс, которые должны определить исключительные полномочия Федерации по вопросу о нотариате и нотариальном процессе, предусмотрев систему федерального нотариата, обеспечивающего специальный федеральный статус нотариуса, включающий не только уровень его федеральных нотариальных полномочий, но и систему ответственности нотариусов и их сообществ, контроля государства за осуществлением нотариального процесса и т.д27.

Всё же думается, что достаточным является уже действующее законодательное закрепление. Единственное, что необходимо добавить – идеальным вариантом разграничения полномочия Российской Федерации и ее субъектов является соответствующее соглашение. Примером такого разграничения является Соглашение от 27 мая 1996 г. N 12 между Правительством Российской Федерации и администрацией Иркутской области о разграничении полномочий в сфере нотариата, адвокатуры и подготовки юридических кадров (в настоящее время прекратило свое действие). В нем четко были расписаны полномочия «центра» и субъекта, что исключает возникновение проблем и противоречий на практике28.

Наряду с основами необходимо выделить следующие кодифицированные акты:

- Налоговый кодекс Российской  Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 09.03.2010) и часть  вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с  изм. и доп. от 07.05.2010);

Информация о работе Сущность российского нотариата