Сущность суверенитета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в комплексном исследовании основ теории государственного суверенитета в отечественной юридической науке, их закрепления в современном конституционном законодательстве России.
Для достижения указанной цели в исследовании поставлены и решаются следующие основные задачи:
- исследовать понятие и признаки суверенитета Российской Федерации;
- определить проблемы суверенитета в федеративном государстве

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. 4
§ 1.1. Понятие и признаки суверенитета Российской Федерации. 4
§ 1.2. Проблема суверенитета в федеративном государстве. 8
Глава 2. Особенности российского суверенитета 15
§ 2.1. Суверенитет России и верховенство федерального законодательства. 15
§ 2.2. Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации: проблемы соотношения. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 26

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный суверенитет  является одной из основ конституционного строя Российской Федерации (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ). Несмотря на то, что  данный основной конституционный принцип  провозглашался и ранее в советском  законодательстве, после вступления в силу Конституции РФ 1993 г.1 он применяется в системе иных конституционных ценностей. Так, провозглашение Российской Федерации в качестве правового государства вызвало к жизни проблему соотношения принципа правового государства с принципом государственного суверенитета.

Расширение самостоятельности  субъектов федерации, местного самоуправления привело к кардинальной смене  модели организации публичной власти. Указанное обстоятельство обусловило необходимость обновления методологических подходов к исследованию государственного суверенитета как правового феномена. В немалой степени выработка таких подходов осуществлялась непосредственно в ходе государственного строительства, в том числе судебной деятельности (прежде всего, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ). В связи с этим по истечении двух десятков лет с момента провозглашения обновленной российской государственности представляется важным сделать определенные выводы относительно того, каким новым смысловым содержанием наполнилась категория государственного суверенитета в отечественном конституционном праве.

Провозглашенные Конституцией РФ принципы получили существенное развитие в текущем законодательстве. Соответственно, теоретического осмысления требуют  вопросы нормативной детализации суверенных прав государства, их реализации в российском законодательстве.

Таким образом, представляется, что теоретическое осмысление сущности суверенитета Российской Федерации, определение его правового содержания, построение системы его гарантий является необходимым для повышения эффективности деятельности государства внутри страны и на международной арене, а также в целях дальнейших научных разработок проблем государственного устройства России и национальной безопасности.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в комплексном исследовании основ теории государственного суверенитета в отечественной юридической науке, их закрепления в современном конституционном законодательстве России.

Для достижения указанной  цели в  исследовании поставлены и решаются следующие основные задачи:

- исследовать понятие  и признаки суверенитета Российской  Федерации;

- определить проблемы  суверенитета в федеративном  государстве;

- установить взаимовлияние  суверенитета России и верховенства  федерального законодательства;

- выявить проблемы  соотношения государственного суверенитета  и территориальной целостности  Российской Федерации.

Объектом исследования являются отношения, возникающие при  реализации государственной власти Российской Федерации, ее суверенных прав, а также при обеспечении гарантий государственного суверенитета.

Предметом исследования выступают конституционно-правовые нормы, закрепляющие принцип государственного суверенитета в отечественном законодательстве, нормы, закрепляющие гарантии суверенитета Российской Федерации, а также практика правоприменительных органов по применению данных норм.

 

Глава 1. Сущность суверенитета Российской Федерации

§ 1.1. Понятие и признаки суверенитета Российской Федерации.

 

Категория «государственный суверенитет» представляет собой универсальный признак государства в целом. Для закрепления в праве государственный суверенитет должен быть концептуально оформлен, сконструирован, т.е. должен быть переведен в разряд юридических конструкций. Суверенитет государства рассматривается в качестве юридической конструкции, служащей для отображения сущности верховной государственной власти2.

Суверенитет можно назвать  элементом более сложной юридической  конструкции – конструкции государства. Причем государственный суверенитет выступает именно в роли конституционно-правовой конструкции, которая предопределяет статус государства, прежде всего, в конституционном праве. В иных отраслях права конструкция государства также используется, но далеко не всегда она отталкивается от государственного суверенитета, а потому не совпадает с конструкцией государства в конституционном праве.

Сущность суверенитета государства в работе раскрывается посредством проблемного анализа  признаков суверенитета. В науке  отечественного государственного права традиционно выделялась известная триада таких признаков: самостоятельность, независимость и верховенство власти государства. В то же время, как представляется, данные понятия не в полной мере выражают юридическую природу суверенитета государства. В работе суверенитет Российской Федерации предлагается рассматривать через призму ряда признаков3:

1) Верховенство власти  государства на всей его территории. В значительной степени верховенство  заключается в том, что именно  в руках государства концентрируется вся принудительная власть и все средства властного принуждения. В федеративном государстве вопрос о верховенстве государственной власти усложняется наличием нескольких уровней такой власти: федерального и регионального. При этом единственно приемлемым способом решения данного вопроса представляется такая модель, при которой высшей юридической силой (верховенством) обладают решения федеральных органов власти. Именно такая модель заложена в конституционном строе Российской Федерации. При ином решении вопроса о верховенстве государственной власти федеративное государство лишается самой возможности эффективно поддерживать собственный конституционный строй и фактически становится государством, могущим в любой момент превратиться в конфедеративное образование.

2) Производность суверенитета государства от суверенитета народа. В основе суверенитета государства находится власть народа. Государственный суверенитет есть форма проявления народного суверенитета; он ограничен (обусловлен) последним. Производность государственного суверенитета от суверенитета народа, в свою очередь, предопределяет и решение вопроса о возможности обладания суверенитетом субъектами РФ. Поскольку народным суверенитетом обладает весь многонациональный народ России, то и государственный суверенитет как форма суверенитета народного проектируется на Российскую Федерацию в целом. Таким образом, уровень осуществления государственного суверенитета совпадает с уровнем осуществления суверенитета народа. При рассмотрении данного признака в работе также обращается внимание на проблему прерывания на определенных исторических этапах непосредственной связи суверенитета государства с суверенитетом народа.

3) Независимость власти  государства от власти других  государств и иных субъектов  международного общения. Государство независимо и свободно постольку, поскольку реализует суверенную волю своего народа. Когда же оно служит интересам других государств, народов, то о его независимости говорить не приходится. Нельзя не учитывать, что обязательной для суверенного государства международно-правовой нормой может стать лишь такое правило, в отношении которого имеется на то прямое его согласие. В условиях глобализации остро стоит вопрос об установлении в законодательстве суверенного государства мер, обеспечивающих надлежащий контроль за деятельностью иностранных субъектов на его территории (например, коммерческих и некоммерческих объединений).

4) Неделимость суверенитета. Поскольку суверенитет есть качественная, а не количественная категория,  то говорить о его делимости  не приходится.

Делиться, делегироваться могут государственные полномочия, но не суверенитет. Если суверенитет  и можно передать, то только полностью, но не частично. Например, в случае вхождения одного государства в состав другого (даже в качестве субъекта федерации) оно полностью теряет свой суверенитет, т.е. уступает свое право на суверенитет. В этой связи в работе критически оцениваются положения Договора от 8 декабря 1999 г. с Республикой Беларусь, предусматривающие потенциальную возможность вхождения Российской Федерации в состав Союзного государства, при сохранении за государствами-участниками суверенитета4.

5) Исключительность суверенитета  государства на всей его территории. Данный признак означает, что  на территории единого государства  осуществляется принципиально один суверенитет – самого этого государства. Исключительность является отличительным признаком конституционно-правовой конструкции государственного суверенитета, закрепленной Конституцией РФ, поскольку в отличие от нее Конституция СССР 1977 г. допускала осуществление на территории союзного государства, как суверенитета СССР, так и союзных республик. Данный признак не допускает осуществления на территории Российской Федерации суверенитета иных субъектов, но не исключает осуществления на ее территории отдельных суверенных прав других государств. В частности, иностранное государство вправе в пределах, установленных международно-правовыми актами, национальным законодательством сохранять собственную юрисдикцию над своими гражданами, которые находятся на территории Российской Федерации

6) Неисчерпаемость суверенных  прав. Выполнение разнообразных  внутренних и внешних функций  государства требует наличия  у него широкого круга правовых  возможностей (суверенных прав), при  реализации которых главным образом  и проявляются суверенные качества государственной власти.

Объем суверенных прав государства  не может быть ограничен их конечным числом либо закрытым перечнем. Этих прав у государства должно быть столько, сколько позволяло бы ему действительно  пользоваться независимостью в отношениях с другими странами и верховенством на всей своей территории. Основным пространственным пределом осуществления Российской Федерацией суверенных прав является ее территория. Однако в силу объективных причин государство должно защищать свои интересы и на прилегающих территориях, поэтому, например, согласно ч. 2 ст. 67 Конституции РФ Российская Федерация обладает отдельными суверенными правами на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, а также на иных территориях. Образно говоря, данные суверенные права выступают остаточной энергией суверенитета5.

На основе анализа  вышеназванных  признаков суверенитета Российской Федерации под ним  в работе понимается обусловленное  волей многонационального российского  народа исключительное свойство государственной власти, в силу которого Российская Федерация обладает всеми правами, необходимыми для осуществления ее функций (внешних и внутренних), независимостью от других государств, верховенством на своей территории6.

 

§ 1.2. Проблема суверенитета в федеративном государстве.

 

В современном мире насчитывается  около 200 государств, подавляющее большинство  из них - многонациональные. Федеративная форма закреплена в конституциях 25 стран, на которые приходится 50% территории и 1/3 населения планеты7.

Государственно-правовая наука свидетельствует, что элементы федерации появились еще в  древнем и средневековом обществе, а зрелые формы федеративных отношений  стали формироваться в Новой  и Новейшей истории. В целом появление  федерализма в истории человечества обусловливалось как естественным стремлением народов к организации единого сообщества, так и политикой более могущественных государств по включению в свой состав других народов и стран с сохранением их относительной самостоятельности. Создатели идеи конституционно-правового федерализма усматривали в нем более демократическую форму государственного устройства, обеспечивающую совместное решение вопросов жизнедеятельности создавших единое государство территориальных образований; поддержание мира членами федерации и преодоление конфликтов между ними и центральной властью; гарантирующую права и свободы человека и гражданина.

Идеи и принципы федерализма  оказали позитивное влияние на развитие политико-правовой мысли во многих странах, в результате чего начались интенсивные действия с целью демократического преобразования их государственного устройства. Первым конституционно-правовым федеративным государством стали США (1787 г.), затем Мексика (1824 г.), Бразилия (1889 г.), Австралия (1901 г.), Швейцария (1848 г.), Россия (1918 г.) и др.8

Одни ученые считают, что  термин «федерация» происходит от латинского «federate» - объединение, союз9. По мнению других исследователей, его надо выводить из однокоренного латинского «foedus» (договор) или «fides» («верность»)10. Лингвистическое толкование рассматриваемого понятия нередко служит основанием для определения федерации как союзного государства, основанного на договоре ряда государств11.

Существует точка зрения, что федерация – это союз государств. Так, английский исследователь А.В. Дайси в XIX в. утверждал, что «союз есть в самом строгом смысле федеральное государство». В 50-е гг. XX в. аналогичное суждение высказал французский государствовед М. Дюверже. В настоящее время это понимание федерации тоже находит сторонников. В частности, М.Ф. Чудаков характеризует федерацию как «государственный союз». Буквальное толкование данного термина имеет такой же смысл, как объединение или союз государств12. По мнению В.В. Маклакова, федерация – это «одна из форм территориального устройства государства, представляющая собой устойчивый союз государств и государственных образований»13. Мы полагаем, что такая точка зрения не совсем верна.

В международном праве  еще в конце XIX в. сложилось разграничение  понятий «государство» и «союз государств». В частности, Ф.Ф. Мартенс считал, что союз государств – это конфедерация, поскольку «союз государств есть в полном смысле слова международное соединение: оно основывается на общности интересов и уважении внутренней и международной самостоятельности государств-членов союза»14.

Противоположно союзу  государств союзное государство. Союзное  государство – это государственно-правовая организация, которая обладает верховной союзной суверенной властью, выступает единой международной личностью, т.е. субъектом международного права, изымая эти свойства у государств, решивших подчиниться общей союзной власти. Союзное государство образуется в результате объединения в федерацию суверенных государств. Факторами, влияющими на принятие решения об объединении, как правило, являются военная угроза, желание создать единое экономическое пространство и гарантировать устойчивость против внутренних и внешних потрясений. Таким образом, союзное государство (федерация) и союз государств (конфедерация) различаются субъектом, обладающим государственным суверенитетом. Если государственный суверенитет принадлежит союзному государству, значит, это федерация, если членам союза государств – конфедерация15.

Информация о работе Сущность суверенитета Российской Федерации