Сущность российского нотариата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной квалификационной работы является изучение такого института как нотариат: рассмотрение понятия нотариата и задач, которые ставятся перед ним в настоящее время; рассмотреть права и обязанности нотариуса. Для достижения данных целей в работе следует решить следующие задачи:
- проследить историю становления российского нотариата;
- раскрыть понятие, задачи и принципы нотариата;
- рассмотреть функции, систему и структуру нотариата;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Основы организации деятельности нотариата в Российской Федерации…6
1.1 История становления российского нотариата……………………………6
1.2 Понятие, задачи и принципы нотариата…………………………………11
1.3 Основы правового регулирования нотариата в РФ……………………...21
2 Сущность российского нотариата…………………………………………….29
2.1 Функции нотариата…………………………………………………………29
2.2 Система и структура нотариата……………………………………………35
2.3 Тенденции развития законодательства о нотариате в России…………..44
Заключение……………………………………………………………………….55
Глоссарий…………………………………………………………………………59
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Нотариат и его задачи с глоссарием 2.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Следующий вопрос, который представляется целесообразным рассмотреть, касается ответственности нотариуса. В Основах ответственность нотариуса регулируется статьей 17, где предусмотрено, что частный нотариус, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ, обязан возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке. Относительно нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, в части 3 той же статьи указывается, что такой нотариус в случае совершения действий, противоречащих законодательству РФ, несет ответственность в установленном порядке. Остановимся на вопросе возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями нотариусов, в свете ГК РФ.

Кто является надлежащим субъектом ответственности за причиненный вследствие неправомерных действий нотариуса вред (мы рассматриваем неправомерные действия, совершенные нотариусом при исполнении обусловленных его должностью обязанностей)? Если вред причинен неправомерными действиями нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, то структура отношений ответственности строится в соответствии со статьей 1069 ГК. Нотариальная контора – государственный орган, а работающий в ней нотариус – должностное лицо этого государственного органа. Согласно этой статье, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий или бездействия государственных органов или их должностных лиц, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. Российская Федерация, в соответствии со статьей 1081 ГК, имеет право регресса к нотариусу. При этом размер регрессной ответственности нотариуса определяется по нормам трудового законодательства, так как нотариус находится в трудовых отношениях с государственной нотариальной конторой (это следует, в частности, из части 4 статьи 12 Основ). Если вред причинен неумышленными действиями частного нотариуса, то вред возмещается нотариусом в случае, если он не может быть возмещен в ином порядке. Под иным порядком законодатель, очевидно, понимает возмещение вреда страховщиком, поскольку статья 18 Основ предусматривает обязательное заключение нотариусом договора страхования своей деятельности. В отсутствие такого договора нотариус не вправе выполнять свои обязанности. Объектом страхования должна быть гражданская ответственность нотариуса перед клиентом. При наступлении страхового случая выплата страхового возмещения клиенту производится по правилам статьи 1072 ГК, то есть, если размер возмещения недостаточен для того, чтобы полностью возместить причиненный ущерб, нотариус обязан возместить клиенту разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Договор страхования гражданской ответственности относится к договорам имущественного страхования, поэтому страховщик, если договором не предусмотрено иное, приобретает право требования, которое клиент имел к нотариусу (статья 965 ГК), Если вред причинен умышленными действиями частного нотариуса, то возмещение ущерба производится непосредственно нотариусом. Это правило следует как из статьи 17 Основ, так и пункта 1 статьи 963 ГК, согласно которому страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя.

Перейдем к видам вреда, за причинение которого нотариус может нести ответственность. Поскольку в большинстве случаев граждане и юридические лица обращаются к нотариусу в целях охраны своих имущественных прав, можно предположить, что неправомерные действия нотариуса могут повлечь причинение лишь имущественного вреда. Однако это предположение оказывается верным только для юридических лиц. Гражданам в результате неправомерных действий нотариуса может быть также причинен моральный вред (нравственные или физические страдания), а в некоторых случаях интенсивные страдания могут повлечь причинение вреда здоровью. Как правило, неправомерные действия нотариуса вызывают у граждан-клиентов нравственные страдания (чувство обиды, беспомощности, разочарования и т.п.). Понятно, что нарушение любых прав клиента причиняет последнему нравственные страдания. Однако любые ли из них подлежат компенсации? Согласно статьям 151, 1099 ГК, во всех случаях подлежит компенсации моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина или посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага. Неисчерпывающий перечень таких прав и благ приведен в статье 150 ГК (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация, право на имя, право авторства и т.п.). Моральный вред, причиненный нарушением других (имущественных) прав, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Единственным в настоящее время законом такого рода является Закон РФ "О защите прав потребителей". Однако этот закон не применим к отношениям нотариуса и его клиента. Хотя совершение частным нотариусом нотариального действия имеет внешнее сходство с оказанием платной услуги клиенту, в соответствии со статьей 1 Основ, нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Между тем, необходимым признаком продавцов товара или исполнителей услуг, на которых распространяется действие Закона РФ "О защите прав потребителей", является осуществление этими лицами предпринимательской деятельности. Таким образом, нотариус обязан компенсировать моральный вред, причиненный его действиями или бездействием, нарушающими только личные неимущественные права клиента.

Одним из необходимых оснований ответственности является вина нотариуса в форме умысла или неосторожности. Какие же личные неимущественные права клиента могут быть нарушены? Приведем несколько примеров, но предварительно еще раз подчеркнем, что приведенный в статье 150 ГК перечень этих прав является неисчерпывающим, и указание в законе одних видов личных неимущественных прав и благ не может рассматриваться как отрицание или умаление любых других прав и благ.

Одно из личных неимущественных прав гражданина (мы рассматриваем только нарушения прав граждан, поскольку к юридическим лицам неприменимо понятие "моральный вред"), которое может быть нарушено, прямо предусмотрено Основами – право на тайну нотариального действия (нотариальную тайну). Разглашение тайны нотариального действия нарушает право гражданина на личную тайну. Причиненный в результате этого правонарушения моральный вред подлежит компенсации. Другие нарушения личных неимущественных прав могут выражаться в форме бездействия – неправомерного отказа нотариуса в совершении следующих нотариальных действий: удостоверение факта нахождения гражданина в живых; удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте; удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии. Отказ в удостоверении нахождения гражданина в живых нарушает неимущественное право гражданина считаться живым и создает угрозу нарушения других личных неимущественных (например, семейных) прав гражданина; отказ в удостоверении факта нахождения гражданина в определенном месте нарушает право гражданина по своему усмотрению выбирать место пребывания и препятствует осуществлению права на свободу передвижения. Причиненный в результате неправомерных отказов в совершении перечисленных нотариальных действий моральный вред также подлежит компенсации.

Особенно острым на сегодняшний день является вопрос, касающийся применения новых Правил нотариального делопроизводства, вступивших в силу 01 января 2011 года. Методы ведения нотариальной документации корректируется не впервые. Однако никогда ранее модернизационные инициативы Минюста РФ не носили столь радикальный и системный характер. Вместе с тем, вопросов у президентов нотариальных палат и нотариусов России накопилось много. Наряду с техническими и методическими трудностями есть один принципиальный момент, который беспокоит, пожалуй, большинство нотариусов занимающихся частной практикой. Вводимые Правила нотариального делопроизводства максимально унифицируют документооборот нотариусов и государственных структур. Министерство юстиции и не скрывает, что в основу некоторых пунктов Правил легла практика и стандарты государственной организации делопроизводства. Это нововведение по-настоящему беспокоит нотариальное сообщество. Изначально документооборот государственных институтов и нотариата формировались по-разному. Иными были и мера ответственности за форму и содержание документа, и принципы контроля за соблюдением бюрократической дисциплины. Теперь же привычная нотариальная формализация процессов гражданского оборота, во многом обеспечивавшая эффективную защиту прав и законных интересов граждан, разбавляется чиновничьей формальностью. Тем не менее, введение единых правил делопроизводства для всех частнопрактикующих нотариусов России будет способствовать формированию единой практики документооборота. А это первый реальный шаг по выработке единой нотариальной практики, что в силу готовящихся изменений в законодательство представляется более чем разумным.

В настоящее  время  наряду с проблемами, связанными с применением нового законодательства в нотариальной деятельности появилось много  проблем, касающихся судьбы нотариата в Российской Федерации  и  непосредственно  деятельности  нотариусов. 

Одна из  важнейших  проблем  - завершение создания единой системы нотариата.  С принятием в 1993  г.  новой  редакции  Основ  российский нотариат  разделился  на государственный и частный секторы.  По мнению нотариусов,  при таком делении страдают граждане.  В  настоящее  время государственные нотариальные конторы перегружены делами,  связанными оформлением наследственных прав. Сейчас разрабатывается проект закона о внесении изменений в  Основы  законодательства  РФ о нотариате,  в соответствии с которыми должна быть создана единая  система  нотариата,  состоящая  только  и частных  нотариусов.  Это  шаг  в  сторону  Латинского нотариата.  Как известно, в 1995 г. российский нотариат вошел в международный институт Латинского  нотариата,  объединяющий  более  50  стран Западной Европы (кроме Великобритании),  Латинской Америки и  т. д.  При  этом  перед Россией  было  поставлено  условие  создания единой системы нотариата. Предъявление таких требований связано с тем,  что  Латинский  нотариат объединяет  только  свободных  нотариусов - независимых представителе государства,  наделенных  им  полномочиями  совершать  нотариальные действия и несущих личную ответственность за их совершение.

С этой проблемой связано усиление  контроля  органов  юстиции  с деятельностью частных нотариусов.  Пока контроль осуществляется только на стадии назначения на должность нотариуса,  выдачи лицензии на право занятия  нотариальной  деятельностью  и  ведения  нотариального делопроизводства.  Контроль  же  за  исполнением  профессиональных обязанностей  частными  нотариусами  осуществляют  нотариальные палаты (ст. 34 Основ). Но при переходе на единую систему нотариата, по мнению многих нотариусов,  было бы целесообразно передать часть полномочий по контролю за осуществлением нотариальных действий органам юстиции.  Это сделало  бы  независимых  нотариусов  действительными  представителям государства, как того требует система Латинского нотариата.

     Из всего  выше перечисленного можно сделать  вывод, что у российского нотариата  есть проблемы, которые необходимо  решать. И путь разрешения большинства  проблем лежит через законодательство. Пора бы уже принять федеральный закон о нотариате, так как у каждой отрасли законодательства должен быть свой базовый закон. Основы законодательства о нотариате не могут его заменить. На данный момент, существуют два проекта закона: один проект подготовлен Федеральной Нотариальной Палатой, другой проект подготовлен Государственной Думой. Оба проекта делают попытку введения единого российского нотариата, но каждый исходит из своего видения этой проблемы. Первый проект исходит из того, что единая форма российского нотариата должна быть решена федеральным законом, должно быть соблюдено единое нотариальное пространство на всей территории РФ. Второй проект считает, что нужно, с учетом положений Конституции РФ, определить такую единую форму нотариата в каждом субъекте. Это не совсем логично и правильно в связи с тем, что сосуществование в одном субъекте федерации двух форм нотариата приводит к возникновению трений, нарушений законодательства, каких-то противоречий, что не поможет решить той глобальной задачи, целью чего предполагается издание этого закона. Эти противоречия должны быть сняты на всей территории РФ. Что касается положений Конституции, то нужно прежде исходить из того, что Конституция предусматривает по вопросам ведения, принятие и издание всех федеральных законов, а в соответствии с ними должны регулироваться вопросы на уровне субъекта.

В обоих проектах предприняты усилия по закреплению публично-правовых функций как нотариусов, так и нотариальных палат. Решены вопросы о взаимодействии органов юстиции и нотариальных палат по вопросам регулирования нотариальной деятельности, рассмотрены вопросы усиления контроля за нотариальной деятельностью и сделана попытка восполнить пробелы, которые есть в правовом регулировании этой деятельности, в том числе и государственного контроля. Оба законопроекта исходят из определения основных принципов нотариальной деятельности в РФ и методов осуществления государственного регулирования этой деятельности. В них сформулированы основные критерии и порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, упорядочение требований, которые должны предъявляться не только к желающим стать нотариусами, но и к нотариусам, и к помощникам нотариусов. Сделана попытка с учетом нового Гражданского кодекса, нового гражданского законодательства, с учетом публично-правовых функций нотариата определиться со статусом и порядком тех нотариальных документов, которые находятся в производстве у нотариуса либо в его архиве. Более глубоко регламентирован вопрос о замещении нотариуса в период его временного отсутствия. Также вводится новый институт – приостановление полномочий нотариуса, и сделана попытка не просто введения, а детальной регламентации этого института. Не оставлены без внимания и вопросы по определению территории нотариальных округов, статуса нотариальных палат, и по определению порядка деятельности и контроля за осуществлением деятельности нотариальных палат.

 

Заключение

 

Подводя итоги выпускной квалификационной работы, следует еще раз заострить внимание на том, что роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.

Институт нотариата, изначально обладая характером относительно независимой, автономной от государства профессиональной корпорации, имеющей органы нотариального самоуправления, зародился и развивался в тесном взаимодействии с публичной властью, государством, судебной властью. Нотариусы назначались на должность государством, находились на государственной службе.

Государство осуществляло контроль за осуществлением нотариальной деятельности и придавало нотариальным документам официальный характер.

Нотариат можно определить как институт гражданского общества, представляющий собой самоуправляющееся профессиональное сообщество нотариусов, наделенный в лице нотариусов властными полномочиями и осуществляющий от имени РФ публичную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий на принципах профессионализма, беспристрастности и независимости.

Информация о работе Сущность российского нотариата