Реализация права на свободу печати и использование средств массовой информации (в Республике Беларусь и зарубежных странах)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:18, реферат

Краткое описание

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) устанавливает ограничения для СМИ: Ст. 20 «1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. 2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом». Ст. 19: право на свободное выражение мнения «сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

Вложенные файлы: 1 файл

Реализация права на свободу печати и использование средств массовой информации.docx

— 25.84 Кб (Скачать файл)

Реализация права  на свободу печати и использование  средств массовой информации (в Республике Беларусь и зарубежных странах).

Основной  международный принцип деятельности СМИ закреплен, прежде всего, во Всеобщей Декларации прав человека (принята  на III сессии Генеральной Ассамблеи  ООН 10 декабря 1948 года, определяет базовые  права человека), которая провозглашает  право каждого на свободное распространение  и получение информации, и Европейской  конвенции о правах человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) устанавливает ограничения  для СМИ: Ст. 20 «1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. 2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство  к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом». Ст. 19: право на свободное выражение  мнения «сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены  законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации  других лиц; б) для охраны государственной  безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

Республика  Беларусь

Рассматриваемые свободы регулируются законом о  СМИ от 17 июля 2008г. В законе определяется сфера деятельности, основные принципы СМИ (достоверность информации, законность, равенство - СМИ исходят из равенства прав всех физических лиц, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц на распространение и получение массовой информации, уважение прав и свобод человека, плюрализм). Более того, ст. 5 закона повторно закрепляет конституционное право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Ст. 6,7 – недопустимость монополизации и незаконного ограничения данного права. Глава 3 о порядке распространения продуктов СМИ. Глава 6 закрепляет правовой статус субъектов: Ст. 27. Республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации - Министерство информации Республики Беларусь, Ст. 28. Общественный координационный совет в сфере массовой информации (рекомендательный характер). Глава 7 отношения СМИ с гоя органами, юр. и физ. лицами: Статья 36. Право на получение, хранение и распространение информации (пр. физ. лиц), Ст. 37. Информация ограниченного доступа (гос. тайна, дознание),  С. 38. Информация, распространение которой в СМИ запрещено (пропаганда войны),  ст. 39 о защите источника инфо. Глава 9 об ответственности.

Внутреннее  законодательство о СМИ зарубежных стран

Взаимовлияние культурных, исторических и рыночных факторов делает невозможным создание единой системы законодательства о  СМИ для различных стран.

Так, например, Австралия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Испания, Великобритания и США не имеют отдельного закона о СМИ. В  Германии существует целый ряд федеральных  законов о СМИ, и каждая земля имеет отдельный закон о СМИ. Во Франции действует ряд законов о печати, но они находятся в различных кодексах.

США

США не имеют  законодательно закрепленной системы  регулирования отношений в сфере  массовой информации. Отдельные федеральные  акты и законы штатов затрагивают  различные аспекты деятельности прессы.

Основные  принципы информационного законодательства:

1) Соблюдение  конституционных гарантий свободы  слова. 

Конституционные гарантии свободы СМИ заложены в  Конституции США и в конституциях 50 Штатов. Важнейшим из конституционных  положений является Первая поправка к Конституции США: «Конгресс  не может принять закон... ущемляющий свободу слова или прессы...».

2) Разделение  полномочий между центральным  и региональными правительствами. 

Конституция США, соглашения и федеральные законодательные  акты являются «приоритетными» и  имеют преимущество при расхождении  их с нормами законодательств  штатов. Конституциям и другим законам штатов разрешено отклоняться от положений федеральной Конституции только в сторону предоставления больших прав. В конституциях многих штатов аналог Первой поправки к федеральной Конституции сформулирован в еще более широком смысле.

3) Включение  элементов международного права  в национальное право США. 

Соединенные Штаты, в основном, игнорируют публичное  международное право (практика Верховного суда).

4) Механизмы  саморегулирования в прессе.

В США не существует влиятельного механизма  саморегулирования прессы.

5) Отношение  к понятию «клевета». 

Верховный суд  постановил, что всякий раз, когда  против СМИ выдвигается частное  обвинение в клевете, это считается  равноценным государственному вмешательству  в осуществление прессой своих  прав и свобод и, следовательно, пресса может рассчитывать на защиту, гарантированную  Первой поправкой.

В решении 1964 года по одному из дел «Нью-Йорк таймс» (против Салливана) Верховный суд  дал конституционную оценку закону о клевете, признав, что слишком  широкое толкование понятия «клеветнические  действия» может препятствовать осуществлению права на свободу  выражения мнений. Суд признал, что  определенные ошибочные оценки неизбежны  в свободной дискуссии. Согласно решению суда, общественный деятель, добиваясь компенсации морального ущерба, понесенного вследствие клеветы  по поводу его служебной деятельности, должен доказать, что клеветнические заявления были не только ложными, но и сделанными с «подлинно злым умыслом». Верховный суд распространил  критерий «злого умысла» на все дела, касающиеся «общественных деятелей». * Правительство США имеет право нарушать Первую поправку, т.к. появилось множество примечаний и поправок к ней, оговаривающих это право. Но для введения ограничения свободы СМИ Правительство должно доказать, что оно необходимо как защита национальной безопасности или защита частной жизни граждан. Поправка не защищает СМИ от негосударственных ограничений свободы слова. Среди таких факторов необходимо назвать самоцензуру (особенно корпоративную), требования рынка, влияние и нажим на журналистов со стороны владельцев и издателей СМИ.

Великобритания

1) Конституционные  гарантии свободы слова. 

В Великобритании не существует законодательно определенной Конституции, поэтому принцип свободы  слова установлен в судебных прецедентах. Одним из объяснений того, что права  граждан так и не были оформлены  в Основной Закон, является доктрина о том, что каждый волен делать все, что не запрещено законом. По мнению законодателей этих стран свобода выражения мнений гарантирована культурой и традициями их государств. Концепция свободы слова в Великобритании имеет запретительный характер. Законодательство изобилует ограничениями, установленными парламентом или прецедентным правом (в суде), в рамках которых существует свобода слова.

Отсутствует закон о печати, устанавливающий  права и обязанности СМИ. В  то же время парламент может устанавливать  ограничения свободы слова. При  этом суд не обладает властью отменять принятые парламентом законодательные  акты.

2) Разделение  полномочий между центральным  и региональными правительствами. 

В состав Великобритании входят Англия, Уэльс, Шотландия и  Северная Ирландия. Парламент может  принимать законы, действительные как  для страны в целом, так и только для отдельной ее части.

3) Включение  элементов международного права  в национальное право Великобритании.

Великобритания  является участницей многих важнейших  международных договоров о правах человека (в том числе Европейской  конвенции о правах человека). Граждане Великобритании обращаются в Европейский  суд по правам человека за защитой  своих гражданских прав и, в частности, права на самовыражение («Хендисайд против Великобритании», 1976 г., «Санди таймс» против Великобритании», 1979 г., «Гэскин против Великобритании», 1989 г.). Эти обращения вызвали отмену некоторых норм британского права, не соответствующих стандартам прав на свободу выражения взглядов.

4) Механизмы  саморегулирования в СМИ. 

В Великобритании не существует влиятельного механизма  саморегулирования прессы.

5) Отношение  к понятию «клевета».

В Великобритании клеветнической считается информация, которая вызывает насмешку над потерпевшим, неуважение или ненависть к нему.

Германия

1) Конституционные  гарантии свободы слова. 

Германия  считается одной из самых демократичных  стран в отношении СМИ. Конституционной  основой свободы печати, информации и мнений являются первые два параграфа  ст. 5 Основного закона Германии:

«1) Каждый человек  имеет право на выражение и  распространение собственного мнения в устной, письменной и наглядной  форме, а также на беспрепятственное  получение информации из всех общедоступных  источников. Гарантируются свобода  печати, а также радио- и телевизионных  сообщений. Цензура отсутствует.

2) Эти права  ограничиваются общими положениями,  законоположениями о защите молодежи  и личного достоинства граждан».

Из ст. 5 Конституции  ФРГ следует, что СМИ даны особые гарантии. Ст. 5 Основного закона защищает прессу как институт, являющийся неотъемлемой частью демократического государства. Свобода печати в государстве  отвечает интересам не только прессы, но и всех граждан Германии.

Свобода прессы в Германии может быть ограничена такими нормативными актами, как законы о защите общественной нравственности, репутации, национальной безопасности, уважении государственных институтов, и статьями Конституции о защите достоинства личности, свободного развития личности, свободы выбора профессии, права собственности. Всякий, кто  использует свободу прессы или другие свободы в целях борьбы с демократическим  порядком, теряет свое право на свободу  слова, но само лишение права и  определения объема лишения - прерогатива  федерального Конституционного суда.

2) Разделение  полномочий между центральным  и региональными правительствами. 

Права и обязанности  СМИ заключены в законах о  печати земель Германии. Согласно ст. 70 Конституции, основные законотворческие полномочия в сфере СМИ принадлежат  землям. Федеральный парламент имеет  право лишь издавать предписания  по вопросам общего правового положения  прессы.

3) Включение  элементов международного права  в национальное право Германии.

В 1952 году ФРГ  ратифицировала Европейскую конвенцию  о правах человека и признала право  частного лица обращаться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека, а в 1973 году ратифицировала Международный пакт о гражданских  и политических правах. В соответствии со ст. 23 Основного закона международные  обязательства, взятые ФРГ, действуют  с момента объединения Германии в 1990 году на всей ее территории, включая  земли бывшей ГДР. Международные  обязательства Германии имеют высокий  статус, поэтому международные акты обладают правовым верховенством по отношению к законодательству земель.

4) Механизмы  саморегулирования в прессе.

В Германии существует эффективный механизм саморегулирования  прессы. В 1956 году был организован  Германский совет печати - орган  добровольного самоконтроля печатных СМИ. Учредителями совета стали федеральные  союзы газетных и журнальных издателей, а также Германский союз журналистов  и профсоюз работников СМИ. Любой  человек может подать в Германский совет печати жалобу в связи с публикацией в СМИ. Если жалоба обоснована, то совет выносит публичное порицание, которое публикуется в том же СМИ.

5) Клевета.

В Германии права на защиту репутации, чести  и частной жизни защищены рядом  гражданских и уголовных законов. Лицо, обвиняющее СМИ в клевете, обязано  предоставить суду доказательства того, что представители прессы не проверили  факты, причем сделано это было по небрежности либо намеренно.

Франция

Во Франции  после II мировой войны государство  поначалу контролировало основные информационные каналы: оно являлось монополистом в радио– и телевещании, а также  контролировало работу агентства «Франс Пресс». В первой половине 80–х годов  в условиях активного проникновения  финансового капитала на информационный рынок был принят Закон об ограничении  концентрации, финансовой гласности  и плюрализме предприятий печати, согласно которому концентрация капитала в руках одного владельца ограничивалась 10%. Однако с приходом к власти правительства  Ж.Ширака был взят курс на «повышение потолка» концентрации капитала до 25% и разрешение частного телевещания, после чего во французской журналистике ведущую роль стали играть финансовые корпорации.

ФРАНЦУЗСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СМИ

• Конституционные  гарантии свободы слова. «Статья 11 Декларации прав человека и гражданина 1789 года, включенная в преамбулу Конституции 1958 года, гласит:

«Свободный  обмен мыслями и мнениями относится  к наиболее ценным правам человека. Таким образом, все люди могут  свободно говорить, писать и делать публикации при условии, что они  будут отвечать за любое злоупотребление  этой свободой в случаях, предусмотренных  законодательством».

• Разделение полномочий между центральным и  региональными правительствами. Франция  разделена на регионы, департаменты и муниципалитеты. Тем не менее  только национальное правительство  имеет полномочия в области регулирования  отношений с участием прессы.

• Включение  элементов международного права  в национальное право Франции. Согласно статье 55 французской Конституции  международные соглашения, однажды  подписанные, ратифицированные и опубликованные, имеют преимущественную силу по отношению  к внутренним законам.

• Механизмы  саморегулирования прессы. Во Франции  отсутствует какой-либо механизм саморегулирования  прессы. Несмотря на это, в крупных  изданиях существуют ассоциации журналистов, играющие важную роль в работе этих изданий.

• Клевета. По французскому законодательству клевета - это одновременно и гражданское  правонарушение, и преступление. Доказывать правдивость распространенной информации должен ответчик.

Лишь в Германии (1976) и Франции (1986) были приняты жесткие законы, запрещающие сделки, ведущие к повышению концентрации печати. Комиссия по монополиям и слиянию фирм Великобритании занимается проблемой слияния газет, но на практике ее возможности предотвратить этот процесс весьма ограничены. В Австралии, Канаде, Норвегии, Великобритании и США существуют ограничения на одновременное владение разными видами СМИ. В Австрии, Франции, Нидерландах, Норвегии и Швеции правительство предоставляет субсидии газетам, испытывающим финансовые трудности, с целью сохранения плюрализма мнений.

Информация о работе Реализация права на свободу печати и использование средств массовой информации (в Республике Беларусь и зарубежных странах)