Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 11:29, дипломная работа
Цель работы: изучить особенности гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия на современном этапе развития гражданского законодательства.
Задачи:
1. Дать общую характеристику возникновения и становления гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия;
2. Дать понятие государственному унитарному предприятию как юридическому лицу.
3. Раскрыть особенности создания и государственной регистрации государственного унитарного предприятия, его реорганизации и ликвидации.
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие государственного унитарного предприятия……………………..…6
1.1. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………..6
1.2. Признаки государственного унитарного предприятия как юридического лица…..…………………………………………………………………………12
1.3. Имущество государственного унитарного предприятия……………………21
2. Создание и государственное регулирование государственного унитарного предприятия………………………………………………………………………28
2.1. Порядок учреждения государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………28
2.2. Государственная регистрация государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………35
3. Управление государственным унитарным предприятием…………………38
3.1. Органы управления государственного унитарного предприятия………….38
3.2. Права собственника имущества государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………43
4. Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия……………………48
4.1. Реорганизация государственного унитарного предприятия………………..48
4.2. Ликвидация государственного унитарного предприятия…………………..54
Заключение……………………………………………………………………..63
Список использованных источников………………………………………
При государственной регистрации права хозяйственного ведения на указанное недвижимое имущество в качестве документа, подтверждающего отнесение этого имущества к федеральной собственности, представляется выписка об объекте регистрации из реестра федерального имущества.
Государственная регистрация права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, а также права постоянного (бессрочного) пользования находящимся в федеральной собственности земельным участком в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется с указанием Российской Федерации как собственника такого имущества.
Заявление о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, подается лицом, в пользу которого устанавливается такое ограничение (обременение), если иное не предусмотрено федеральным законом.
При государственной
регистрации ограничений (обременений)
и иных сделок с недвижимым имуществом,
находящимся в федеральной
Таким образом, государственная регистрация государственных унитарных предприятий и их права хозяйственного ведения на недвижимое имущество отличается от государственной регистрации остальных юридических лиц и имеет свои особенности регулируемые наряду с ФЗ «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Постановлением Правительства N 648 о "Вопросах государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в Федеральной собственности".
3. Управление государственным унитарным предприятием
3.1. Органы управления
государственного унитарного
Текущей деятельностью
государственного унитарного предприятия
руководит единоличный
Порядок проведения конкурса
на замещение должности
Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством71.
Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.
Частью 2 статьи 21 Закона об унитарных предприятиях72 установлены ограничения для руководителя предприятия. Руководитель предприятия не вправе:
- быть учредителем (участником) юридического лица;
- занимать должности и
- заниматься предпринимательской деятельностью;
- быть единоличным
- принимать участие в
С руководителем организации
Сторонами трудового договора являются юридическое лицо - федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях или сферах управления, или соответствующий орган муниципального образования, если договор заключен с руководителем муниципального унитарного предприятия, и физическое лицо - руководитель унитарного предприятия.
Заключение трудового договора между его сторонами еще не означает вступление его в силу. Трудовой договор с руководителем унитарного предприятия, подписанный обеими сторонами, вступает в силу с даты его согласования с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или с территориальным органом министерства, которому оно передало свои полномочия по согласованию заключения трудового договора. Это согласование направлено на обеспечение контроля за соответствием содержания заключенного трудового договора обязательствам сторон, предусмотренным трудовым законодательством. Согласование трудового договора с третьей стороной основано на ст. 67 ТК, которая определяет, что при заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников законами и иными нормативными правовыми актами может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам75.
Согласование с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или его территориальным органом обязательно не только при заключении трудового договора, но и в случаях его изменения или расторжения. Трудовой договор с руководителем унитарного предприятия заключается на срок, установленный учредительными документами предприятия или соглашением сторон. В отличие от других работников, с которыми трудовой договор на определенный срок может заключаться при наличии условий, предусмотренных ст. 58 и 59 ТК, с руководителем любой организации, включая унитарное предприятие, всегда заключается срочный трудовой договор (ст. 275 ТК РФ).
Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия. Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия76 при проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, образование аттестационных комиссий осуществляют указанные органы. В отношении федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, находящимся в ведении федеральных министерств, указанные комиссии создаются соответствующими министерствами. Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий77. Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.
В соответствии со статьей 25 Закона об унитарных предприятиях78 руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Согласно статье 277 Трудового кодекса Российской Федерации79 он несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. Статьей 25 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»80 установлено, что руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.
Таким образом, руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) руководит текущей деятельностью государственного унитарного предприятия как единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему подотчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Трудовые отношения с руководителем государственного унитарного предприятия регулируются как Трудовым Кодексом РФ так и законом об унитарных предприятиях.
3.2. Права собственника имущества государственного унитарного предприятия
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»81:
- принимает решение о создании государственного унитарного предприятия;
- определяет
цели, предмет, виды деятельности гос
- определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия;
- утверждает устав государственного унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав предприятия в новой редакции;
- принимает решение о реорганизации или ликвидации государственного унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы предприятия;
- формирует уставный фонд государственного унитарного предприятия;
- назначает
на должность руководителя госу
- согласовывает
прием на работу главного
- утверждает
бухгалтерскую отчетность и
- дает согласие
на распоряжение недвижимым
- осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;
- утверждает
показатели экономической
- дает согласие
на создание филиалов и
- дает согласие на участие предприятия в иных юридических лицах;
- дает согласие
в случаях, предусмотренных
- принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность государственного унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором84. Данное положение подтверждается и судебной практикой85.
- имеет другие права и исполняет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Полномочия
собственника федеральных государственных
унитарных предприятий
Решение о создании,
реорганизации в форме
Проект решения Правительства Российской Федерации о создании или реорганизации предприятия должен предусматривать цели, предмет и виды его деятельности.
Проект указанного решения вносится в Правительство Российской Федерации федеральным министерством, федеральным агентством или федеральной службой, руководство, деятельность которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Информация о работе Гражданско-правовое положение государственного унитарного предприятия