Гражданско-правовое положение государственного унитарного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 11:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия на современном этапе развития гражданского законодательства.
Задачи:
1. Дать общую характеристику возникновения и становления гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия;
2. Дать понятие государственному унитарному предприятию как юридическому лицу.
3. Раскрыть особенности создания и государственной регистрации государственного унитарного предприятия, его реорганизации и ликвидации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие государственного унитарного предприятия……………………..…6
1.1. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………..6
1.2. Признаки государственного унитарного предприятия как юридического лица…..…………………………………………………………………………12
1.3. Имущество государственного унитарного предприятия……………………21
2. Создание и государственное регулирование государственного унитарного предприятия………………………………………………………………………28
2.1. Порядок учреждения государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………28
2.2. Государственная регистрация государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………35
3. Управление государственным унитарным предприятием…………………38
3.1. Органы управления государственного унитарного предприятия………….38
3.2. Права собственника имущества государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………43
4. Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия……………………48
4.1. Реорганизация государственного унитарного предприятия………………..48
4.2. Ликвидация государственного унитарного предприятия…………………..54
Заключение……………………………………………………………………..63
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом мой.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

Прекращение права хозяйственного ведения происходит не только по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, но и в случаях правомерного изъятия имущества собственником (по основаниям, допускаемым законом). Важно, что в соответствии с п. 3 ст. 299 ГК43 в качестве таких общих оснований названы основания прекращения права собственности. Это означает, что изъятие данного имущества помимо воли самих предприятий допустимо лишь в том же порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственников44. Исключения из этого правила составляют те случаи, которые отражают ограниченный характер прав названных субъектов. Например, они не вправе прекращать свои правомочия путем отказа от прав на имущество в порядке, предусмотренном ст. 236 ГК45, ибо это нарушает право собственности на данное имущество их учредителя.

Таким образом, государственное унитарное предприятие в отличие от остальных юридических лиц, обладает имуществом на праве хозяйственного ведения, которое формируется как за счет переданного предприятию собственником на праве хозяйственного ведения, так и за счет доходов унитарного предприятия от его деятельности. Право хозяйственного ведения, является ограниченным вещным правом, производным и зависимыми от права собственника и не может существовать в отрыве от этого основного права.

 

 

 

2. Создание и государственное  регулирование государственного  унитарного предприятия

 

2.1. Порядок  учреждения государственного

унитарного  предприятия.

 

Создание нового юридического лица - унитарного предприятия может  осуществляться двумя путями: путем  учреждения и путем реорганизации.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 20 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»46 собственник имущества унитарного предприятия имеет полномочия принимать решение о создании указанного предприятия. При этом на основании п. 2 ст. 113 ГК РФ47 закрепляемое за государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения имущество может находиться исключительно в государственной собственности. Согласно ст. 214 ГК РФ48 субъектами права государственной собственности является Российская Федерация в целом (федеральная собственность) либо субъект Российской Федерации - республика в составе Российской Федерации, край, область, автономная область, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург (государственная собственность субъекта РФ). Таким образом, учредителями государственного унитарного предприятия может выступать Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается  Правительством Российской Федерации  или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

При этом проект указанного решения подготавливается Федеральным агентством по управлению государственным имуществом РФ совместно с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), Министерством экономического развития РФ. В установленных законодательством случаях в подготовке проекта также участвуют Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Также законодательством  предусмотрены случаи, когда решения  о создании федеральных предприятий  подлежат согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых будут размещаться создаваемые предприятия. Например, в соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об использовании атомной энергии"49  решение вопросов о месте размещения имеющих оборонное назначение либо имеющих федеральное или межрегиональное значение ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения находится в сфере совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Так как по своей сути решение о создании федерального унитарного предприятия относится к акту, не имеющему нормативного характера, то на основании ст. 23 Закона 50 «О Правительстве РФ» такие решения оформляются распоряжением Правительства РФ.

Отдельными законодательными актами установлена возможность  принятия решений о создании федеральных государственных унитарных предприятий непосредственно федеральными органами исполнительной власти.

Следует отметить, что, исходя из конституционного статуса Президента РФ и расширительного толкования статьи 8  об учреждении унитарного предприятия, ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  в отношении федеральных органов исполнительной власти, Президент РФ также вправе принимать решение о создании федерального государственного унитарного предприятия. Так, в ст. 9 Федерального закона от 19 июля 1998 г.       N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"51 предусмотрено право Президента РФ о принятии решения о создании в установленном порядке специализированных федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, являющихся государственными посредниками при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Предложения (заявки) о создании государственного предприятия направляются отраслевыми департаментами (комитетами, управлениями) в Правительство РФ для принятия принципиального решения о целесообразности дальнейшего рассмотрения заявки.

При этом заявка на создание предприятия должна содержать следующие сведения: цель создания предприятия; основные виды деятельности предприятия; ведомственная подчиненность предприятия; величина уставного фонда и источники его формирования. К заявке должно быть обязательно приложено технико-экономическое обоснование (ТЭО) создания предприятия.

В случае принятия Правительства РФ положительного решения о возможности дальнейшего рассмотрения заявка по его поручению направляется в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для совместного рассмотрения с отраслевым министерством и ведомством. При этом срок такого рассмотрения составляет один месяц. По результатам рассмотрения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом готовит заключение, которое направляется в Правительство РФ для принятия решения о подготовке проекта соответствующего постановления Правительства РФ.

В случае принятия Правительством РФ положительного решения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом подготавливает проект постановления Правительства РФ о создании унитарного предприятия, который направляется на согласование в Минэкономразвития, Минфинансов (при необходимости), в отраслевое министерство или ведомство. К проекту должно быть приложено ТЭО с заключением Росимущества. После получения необходимых виз и согласований проект постановления вносится на рассмотрение Правительства РФ в установленном порядке.

В соответствии со статьей 8 Закона об унитарных предприятиях52 государственное предприятие может быть создано в случае:

  • при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в т.ч. имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"53 приватизации не подлежат земли (кроме земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в т.ч. имущественные комплексы), природные ресурсы, имущество государственного и муниципального жилищного фонда, государственного резерва и т.д.;
  • необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
  • при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий. Обращает на себя внимание положение, что данное основание распространяется исключительно на унитарные предприятия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а деятельность, для осуществления которой создаются такие унитарные предприятия, должна быть предусмотрена федеральными законами;
  • при необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации. В первую очередь указанная задача относится к сохранению научного и научно-технического потенциала на унитарных предприятиях, составляющих военно-промышленный комплекс;
  • при необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации. Данная задача охватывает производство продукции и товаров, не относящихся к изъятым из оборота или ограниченно оборотоспособных, но представляющих государственный интерес в сфере безопасности Российской Федерации;
  • при необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной. Известно, что ограничение и запрет оборотоспособности объектов гражданского права могут вытекать только из федерального закона54 (ст. 129 ГК РФ). Например, Федеральный закон от 25 апреля 1997 г. "Об уничтожении химического оружия"55  предусматривает, что химическое оружие, объекты по хранению и по уничтожению химического оружия изъяты из хозяйственного оборота, находятся в исключительном ведении Российской Федерации и в федеральной собственности.

Создание государственного унитарного предприятия в целях, выходящих за рамки определенного законом перечня, должно расцениваться как грубое нарушение закона, допущенное при создании юридического лица, и является основанием для ликвидации государственное унитарного предприятия в судебном порядке56.

Предусмотренные случаи должны быть положены в основу решения  государственного органа о создании государственного унитарного предприятия. Соответственно целям в решении  об учреждении необходимо определить предмет и виды деятельности унитарного предприятия.

Следует обратить внимание на то, что, наделение хозяйствующих субъектов функциями органов власти запрещено57.

Государственное унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 58.

Государственное унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ с особенностями, установленными статьей 10 Закона об унитарных предприятиях59.

Для государственной  регистрации государственного унитарного предприятия представляются: решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения.

Таким образом, учреждение государственного унитарного предприятия является одним из способов его создания. Полномочия по принятию решения о создании государственного унитарного предприятия предоставляются собственнику имущества, то есть решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. При этом проект указанного решения подготавливается Федеральным агентством по управлению государственным имуществом РФ совместно с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли. Так же необходимо согласование с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых будут создаваться предприятия. Законом об унитарных предприятиях определены конкретные случаи создания государственного унитарного предприятия, среди них необходимость использования имущества приватизация, которого запрещена, при необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной и др.

 

 

 

2.2. Государственная регистрация  государственного унитарного предприятия.

Государственная регистрация  является актом, имеющим конститутивное значение. С момента внесения соответствующей  записи в соответствующий государственный  реестр юридическое лицо считается созданным60  и приобретает правоспособность61.

Государственная регистрация  государственных унитарных предприятий  осуществляется в порядке, установленном  Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"62, однако с особенностями, указанными в Федеральном законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" 63.

Говоря о государственной  регистрации, С.В. Артеменков указывает, что п. 2 ст. 10 Федерального закона "О  государственных и муниципальных унитарных предприятиях" противоречит требованиям Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц"64, а также налоговому законодательству, поскольку в списке документов, необходимых для государственной регистрации унитарных предприятий, указывает только три: решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, не включив в данный список документ об уплате государственной пошлины65.

В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за государственным унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В данной связи для  определения момента принятия указанного решения таковым можно признать дату утверждения баланса предприятия  или поступления имущества по смете66.

Кроме того, как было установлено  ранее, право хозяйственного ведения  подлежит государственной регистрации. Порядок проведения процедуры государственной регистрации освещен в Постановлении Правительства РФ от 31.08.2000 N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в Федеральной собственности". Согласно пункту 2 Постановления заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, а также о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования находящимся в федеральной собственности земельным участком подается организацией, за которой недвижимое имущество закреплено (которой земельный участок предоставлен) на основании акта соответствующего уполномоченного органа67.

Информация о работе Гражданско-правовое положение государственного унитарного предприятия