Правовое положение казенных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышении эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора, укрепления доверия партнеров. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может иметь практическое для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Определение казенного предприятия…………………………………6
Глава 2. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"……………………………………………………..…8
Глава 3. Правовой статус казенного предприятия……………………………11
Глава 4. Правовое положение казенных предприятий…………………….…13
Глава 5. Организация деятельности казенного предприятия………………...15
Глава 6. Ликвидация и реорганизация казенного предприятия………………………………………………………………….…..18
Заключение………………………………………………………………...……22
Список литературы………………………………………………………..…...24

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое положение казенных предприятий.docx

— 42.96 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………..……3

 

Глава 1. Определение казенного предприятия…………………………………6

Глава 2. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"……………………………………………………..…8

Глава 3. Правовой статус казенного предприятия……………………………11

Глава 4. Правовое положение казенных предприятий…………………….…13

Глава 5. Организация деятельности казенного предприятия………………...15

Глава 6. Ликвидация и реорганизация казенного предприятия………………………………………………………………….…..18

Заключение………………………………………………………………...……22

Список литературы………………………………………………………..…...24

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время  российское государство поставлено перед необходимостью решения новых  проблем экономического страны. Это  означает поиск источников внутренних резервов, и повышении эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора, укрепления доверия партнеров. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может иметь практическое для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами. Это позволит выявить конкретные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные унитарные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности, отражающие одновременно как частные, так и публичные интересы государства. Поэтому концепции создания эффективного правового положения предприятий как неотъемлемого института экономической стабилизации в Российской Федерации, представляется актуальной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 . Определение казенного  предприятия

 

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления - по гражданскому праву РФ унитарное  предприятие, образуемое в случаях, предусмотренных законом о государственных  и муниципальных унитарных предприятиях по решению Правительства РФ, на базе имущества, находящегося в федеральной  собственности. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, является федеральным казенным предприятием. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Фирменное наименование такого предприятия должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются следующим образом: такое предприятие  в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права  владения, пользования и распоряжения, но в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением  имущества. При этом собственник  имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться  им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ). Казенное предприятие вправе отчуждать или  иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. При  этом казенное предприятие вправе самостоятельно реализовать производимую им продукцию, если иное не установлено законом  и иными правовыми актами.

 

 

 

Порядок распределения доходов  казенного предприятия определяется собственником его имущества. РФ несет субсидиарную ответственность  по обязательствам казенного предприятия  при недостаточности его имущества. 
Казенное предприятие может быть реорганизацию или ликвидацию по решению Правительства РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

В связи с изменениями от 8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г. от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ

 
Казенное предприятие может быть создано в случае:

  •  
    если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
  •  
    необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
  •  
    необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
  •  
    необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
  •  
    необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
  •  
    необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
  •  
    необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий. 
    (Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г.) от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Правовой статус казенного предприятия

В настоящее время в отечественной  экономике создается множество  новых организационно-правовых форм коммерческих организаций.

Одной из таких форм является казенное предприятие. Правовым основанием формирования в нашей стране подобных предприятий  является, прежде всего, новый Гражданский  кодекс (ст. 113, 115, 296, 297), в котором  в обобщенной форме определены два  вида унитарных предприятий, одним  из которых является федеральное  казенное предприятие. Спецификой, выделяющей унитарное предприятие из других организационно-правовых форм коммерческих организаций, является то, что: оно не наделяется правом собственности на закрепленное имущество; его имущество  является неделимым, не распределяемым по вкладам, долям, паям.

Казенные предприятия могут  создаваться на базе ликвидированных  федеральных государственных предприятий  различных отраслей экономики. 
Однако преобладающими отраслями, где могут быть созданы подобные предприятия, являются промышленность и сельское хозяйство. Для вынесения решения о ликвидации конкретного предприятия и создании на его базе казенного предприятия необходимо его соответствие следующим критериям:

- осуществляет свою деятельность  исключительно для государственных  предприятий;

- преобладающим (более 50 процентов)  потребителем его продукции 
(работ, услуг) является государство;

- относится к числу предприятий,  приватизация которых запрещена  законодательством.

После установления названных критериев  определяется одно из оснований, согласно которому может быть принято соответствующее  решение правительства. К таким  основаниям, перечень которых является исчерпывающим, относятся:

1) нецелевое использование предприятием  выделенных ему федеральных средств;

2) отсутствие у него прибыльности  по итогам последних двух лет;

3) распоряжение недвижимым имуществом  без разрешения уполномоченного  государственного органа (аренда, передача  в пользование, продажа и т.д.).

В период создания конкретного казенного  завода действуют социально-экономические  гарантии, выражающиеся в установленных  правовых запретах:

- не допускается сокращение  количества рабочих мест;

- запрещен отказ в приеме  на работу работников ликвидированного  предприятия;

- не допускается передача хотя  бы части имущества ликвидированного  предприятия юридическим или  физическим лицам.

Ликвидация предприятия и образование  на его базе федерального казенного  предприятия порождают возникновение  правопреемства, в соответствии с  которым вновь созданное предприятие  является правопреемником ликвидированного и, следовательно, несет ответственность  по всем ранее возникшим обязательствам.

 

 

Правовой статус казенного предприятия  условно можно подразделить на следующие  блоки прав и обязанностей: определяющие общий правовой статус; устанавливающие  правовой режим имущества; регламентирующие организацию деятельности; определяющие компетенцию органов управления; устанавливающие порядок ликвидации и реорганизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.  Правовое положение казенных предприятий

 

«Согласно Закону об унитарных предприятиях, казенное предприятие не вправе создавать  дочерние предприятия, однако ему предоставлено  право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 940, федеральное казенное предприятие  эти вопросы обязано согласовывать  с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно  находится. Кроме того, казенное предприятие  может быть участником коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается  участие юридических лиц. Решение  об участии в коммерческой или  некоммерческой организации принимается  с согласия собственника. В отношении  федеральных унитарных предприятий функции согласования решения указанного вопроса возложены на Минимущество РФ.

Казенное предприятие обладает специальной правоспособностью. В  отношении казенных предприятий  законодательством предусмотрена  полная имущественная ответственность  по своим обязательствам. Вместе с  тем, существенной особенностью их правового  положения является обязанность  собственника нести субсидиарную ответственность  по их обязательствам при недостаточности  имущества самого предприятия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о  несостоятельности (банкротстве).

Казенное предприятие учреждается  по решению Правительства РФ, или  органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления. В решении определяются цели и  предмет деятельности казенного  предприятия. Закон об унитарных  предприятиях предусматривает исчерпывающий  перечень случаев создания предприятий  данного вида:

 

 

- если преобладающая или значительная  часть производимой продукции,  выполняемых работ или оказываемых  услуг предназначена для федеральных  государственных нужд, нужд субъекта  РФ или муниципального образования;

- при необходимости использования  имущества, приватизация которого  запрещена, в том числе имущества,  необходимого для обеспечения  безопасности РФ, функционирования  воздушного, железнодорожного и  водного транспорта, реализации  иных стратегических интересов  РФ;

- при необходимости осуществления  деятельности по производству  товаров, оказанию услуг, реализуемых  по установленным государством  ценам в целях решения социальных  задач;

- при необходимости разработки  и производства отдельных видов  продукции, изъятой из оборота  и ограниченно оборотоспособной;

- при необходимости осуществления  отдельных дотируемых видов деятельности  и ведения убыточных производств;

- при необходимости осуществления  деятельности, предусмотренной федеральными  законами исключительно для казенных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Общий правовой статус казенного предприятия

 

Он предполагает, что данное предприятие  создается в качестве юридического лица, ему предоставляется право  иметь расчетный или текущий  бюджетный счет в банке. В связи  с тем, что казенное предприятие  относится к категории коммерческих организаций, оно должно иметь фирменное  наименование, право на которое возникает  с момента государственной регистрации  предприятия. Право на фирменное  наименование является личным неимущественным  правом, которое не может быть использовано кем-либо без согласия предприятия. В случае же нарушения этого права  казенное предприятие, как и любая  коммерческая организация, может требовать  от причинителя вреда прекращения использования наименования и возмещения убытков.

Помимо фирменного наименования к  личным неимущественным правам казенного  предприятия относятся права  на товарный знак и знак обслуживания.Данные права возникают у предприятия с момента его регистрации в Государственном патентном ведомстве РФ и действуют в течение 10 лет, по прошествии которых могут продлеваться каждый раз на этот же срок. В случае нарушения прав на товарный знак, знак обслуживания они подлежат защите в том же порядке, что и права, связанные с фирменным наименованием. Несмотря на то, что казенное предприятие не является собственником имущества, закрепленного за ним, оно определено в качестве хозяйствующего субъекта коммерческой организации, самостоятельно несущего ответственность по своим обязательствам. На собственника данного предприятия, т.е. государство, может быть возложена лишь субсидиарная ответственность, но лишь в том случае, если недостаточно средств предприятия.

Информация о работе Правовое положение казенных предприятий