Гражданско-правовое положение государственного унитарного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 11:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия на современном этапе развития гражданского законодательства.
Задачи:
1. Дать общую характеристику возникновения и становления гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия;
2. Дать понятие государственному унитарному предприятию как юридическому лицу.
3. Раскрыть особенности создания и государственной регистрации государственного унитарного предприятия, его реорганизации и ликвидации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие государственного унитарного предприятия……………………..…6
1.1. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………..6
1.2. Признаки государственного унитарного предприятия как юридического лица…..…………………………………………………………………………12
1.3. Имущество государственного унитарного предприятия……………………21
2. Создание и государственное регулирование государственного унитарного предприятия………………………………………………………………………28
2.1. Порядок учреждения государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………28
2.2. Государственная регистрация государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………35
3. Управление государственным унитарным предприятием…………………38
3.1. Органы управления государственного унитарного предприятия………….38
3.2. Права собственника имущества государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………43
4. Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия……………………48
4.1. Реорганизация государственного унитарного предприятия………………..48
4.2. Ликвидация государственного унитарного предприятия…………………..54
Заключение……………………………………………………………………..63
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом мой.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

Собственник имущества  унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании  оспоримой сделки с имуществом государственного унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных ГК РФ и Законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Сделки, совершенные предприятиями по отчуждению имущества вопреки ограничениям, установленными ГК РФ и Законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», являются недействительными как ничтожные87.

Собственник имущества  унитарного предприятия вправе истребовать  имущество унитарного предприятия  из чужого незаконного владения88.

Правомочия  собственника имущества государственного унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Российской Федерации, не могут быть переданы Российской Федерацией субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Правомочия  собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности субъекта Российской Федерации, не могут субъектом Российской Федерации быть переданы Российской Федерации, иному субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

В соответствии со статьей 26 Закона об унитарных предприятиях  собственник имущества унитарного предприятия осуществляет контроль над деятельностью унитарного предприятия89.

Унитарное предприятие  по окончании отчетного периода  представляет уполномоченным органам  государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав бухгалтерской отчетности включается и аудиторское заключение, в случае если проведение аудита обязательно.

В соответствии со статьей 7 федерального закона об аудиторской деятельности 90 обязательный аудит осуществляется в случаях;

- если организация  является государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

- обязательный  аудит в отношении этих организаций  предусмотрен федеральным законом (например, статьей 26 Закона об унитарных предприятиях установлено, что бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором91).

Таким образом, от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Собственник государственного унитарного предприятия решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определяет предмет и цели его деятельности; осуществляет контроль за сохранностью и использованием имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение.

 

4. Реорганизация  и ликвидация унитарного предприятия

    1. Реорганизация государственного унитарного предприятия

Реорганизация предприятий - их организационно-структурное изменение, в результате которого могут появляться новые предприятия и прекращаться ранее существовавшие. В этом смысле реорганизация связана с созданием и прекращением деятельности предприятий.92

Действующее гражданское законодательство РФ, в частности, положения ст. ст. 57- 60 Гражданского кодекса РФ93, ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»94 выделяют пять форм реорганизации юридического лица: слияние, разделение, выделение, преобразование, присоединение.

Особенности реорганизации  Государственного унитарного предприятия, отражены в положениях глав V, VI ФЗ «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях»95

Реорганизация государственных  унитарных предприятий может осуществляться только по решению собственника96  в отличие от других видов коммерческих организаций, реорганизация которых может быть осуществлена также и по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами 97.

Различные формы реорганизации  унитарных предприятий соответствуют  формам реорганизации других коммерческих организаций, однако с той особенностью, что вследствие требования о неделимости  прав собственника имущества унитарного предприятия реорганизация в форме слияния или присоединения может быть осуществлена только в том случае, если имущество принадлежит одному и тому же публичному собственнику.98

Следует заметить, что  основные проблемы в деятельности унитарных  предприятий вызывает институт реорганизации в форме преобразования.

В соответствии со ст. 34 закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях реорганизация в форме преобразования (то есть изменения организационно-правовой формы унитарного предприятия) может быть осуществлена только в государственное или муниципальное учреждение, а также в организации иной организационно-правовой формы в соответствии с законодательством о приватизации. Законодательство же о приватизации предусматривает возможность преобразования только в открытое акционерное общество.99

Одной из проблем, существующих в судебно-арбитражной  практике по вопросам реорганизации  в форме преобразования, является несоответствие нормы указанной  статьи о возможности преобразования в государственное или муниципальное  учреждение и нормы ч. 1 ст. 13, гласящей, что "некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации".100

Учитывая, что  унитарное предприятие не может  считаться некоммерческой организацией, следует признать необходимым для устранения указанной коллизии изменить диспозицию нормы ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О некоммерческих организациях", убрав указание на некоммерческий характер преобразуемой организации.

Еще одна проблема возникает в связи с установлением в п. 4 ст. 29 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" нормы о том, что преобразование унитарного предприятия одного вида в другой (например, унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного ведения, в казенное предприятие) не считается реорганизацией и, соответственно, в данном случае не применяются правила п. 7 ст. 29 рассматриваемого Федерального закона об обязательном извещении кредиторов унитарного предприятия. Также не является реорганизацией и изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

В данной связи следует  заметить, что, прямо указывая на возможность  и порядок преобразования унитарного предприятия, действующего на праве  хозяйственного ведения, в казенное предприятие, Федеральный закон  ничего не говорит о возможности обратного преобразования.

По всей вероятности, данный факт объясняется общей концепцией реформирования института унитарных  предприятий, утвержденной Постановлением Правительства, в которой резко  критикуется институт права хозяйственного ведения.101

В.Г. Степанов считает  норму Федерального закона "О  государственных и муниципальных  унитарных предприятиях" о том, что преобразование унитарного предприятия  одного вида в унитарное предприятие  другого вида не является реорганизацией, коллизионной и некорректной102, в чем с ним можно согласиться.

Во-первых, указанная  норма противоречит п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, в  соответствии с которой преобразование в любом случае является формой реорганизации.

Во-вторых, установление подобной нормы нарушает законные интересы кредиторов, поскольку изменение вида унитарного предприятия влечет изменения в его правоспособности, что может повлиять на исполнение уже заключенных с третьими лицами договоров.

Действительно, при изменении  вида унитарного предприятия меняются и его отношения с собственником, а также характер ответственности собственника. И если при преобразовании унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного управления, в казенное предприятие объем ответственности собственника имущества увеличивается, то в обратном случае он уменьшается. Учитывая принципиальную разницу в правовом режиме имущества различных видов унитарных предприятий, следовало бы законодательно признать изменение вида унитарного предприятия реорганизацией.

В отношении остальных  форм реорганизации унитарных предприятий  каких-либо принципиальных двусмысленных  частных вопросов в судебно-арбитражной  практике не возникает. В случае же возникновения они решаются аналогично реорганизации других видов коммерческих организаций, поскольку порядок реорганизации и ликвидации государственных предприятий основан на общем порядке реорганизации и ликвидации юридических лиц с особенностями, исходящими из природы унитарного предприятия.

Еще одним отдельным, самостоятельным, вопросом в рамках темы реорганизации и прекращения унитарных предприятий является вопрос о дочерних предприятиях унитарных предприятий. В соответствии с предыдущей редакцией (до 1 декабря 2002 г.) п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могли создавать дочерние предприятия, т.е. другое юридическое лицо в форме унитарного предприятия путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение. Однако при этом правовое положение дочернего унитарного предприятия не регулировалось ст. 105 Гражданского кодекса Российской Федерации, а, напротив, имело существенные отличия от положения дочернего хозяйственного общества. Таким образом, за исключением общих положений, содержащихся в п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса, ни сам Кодекс, ни иные законодательные акты не устанавливали порядок и процедуру создания государственными и муниципальными унитарными предприятиями дочерних юридических лиц. В частности, нормативно не были определены объем прав, пределы и характер зависимости дочернего предприятия перед учредителем и собственником.103

Федеральным законом  от 14 ноября 2002 г. "О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях" <*> в п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации были внесены изменения, а сам Федеральный закон в ч. 1 ст. 2 установил прямой запрет на создание дочерних предприятий, закрепив, что "унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие)"104.

Запрет на создание унитарными предприятиями дочерних структур соответствует  общему направлению реформирования института унитарных предприятий, заключающемуся в ужесточении контроля за ними со стороны собственника. В связи с установлением указанного запрета на существование у унитарных предприятий дочерних структур, созданные унитарными предприятиями до вступления в силу Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятий" дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Федерального закона.105

Как указывает С. Артеменков, нетрудно было предсказать, что следующим шагом будет появление большого числа структурных подразделений предприятий - представительств и филиалов. Опасностью такого положения является то, что в случае применения мер по обеспечению требований к филиалу, находящемуся на значительном расстоянии от основного предприятия, может, к примеру, накладываться арест на расчетный счет самого предприятия.106

Кроме того, несмотря на кажущуюся вследствие своей императивности простоту названной нормы, на практике до настоящего времени существует значительное количество примеров ее нарушения. Вследствие отсутствия норм об ответственности дочерних предприятий и собственников их имущества за нарушение требований к реорганизации спустя значительное время с того момента, когда должны были быть реорганизованы последние из оставшихся дочерних унитарных предприятий, они продолжают свою деятельность в большом количестве, по сути, находясь на нелегальном положении, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 50) деятельность коммерческих организаций в непредусмотренных им организационно-правовых формах запрещена.107

Таким образом, особенности реорганизации государственного унитарного предприятия, отражены в положениях ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Реорганизация государственных унитарных предприятий осуществляется по решению собственника имущества предприятия, при этом, в форме слияния или присоединения может быть осуществлена в том случае, если имущество принадлежит одному и тому же публичному собственнику, а реорганизация в форме преобразования (то есть изменения организационно-правовой формы унитарного предприятия) может быть осуществлена только в государственное или муниципальное учреждение, а в организации иной организационно-правовой формы в открытое акционерное общество.

Информация о работе Гражданско-правовое положение государственного унитарного предприятия