Аттестация государственного служащего. Квалификационный экзамен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 22:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы - подробно рассмотреть особенности и процедуру аттестации государственных служащих. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
• Определить понятие аттестации государственных служащих;
• Обозначить принципы, цели, задачи и функции аттестации государственных служащих;
• Рассмотреть процедуру организации и порядок проведения аттестации государственных служащих;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СЛУЖАЩИХ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СЛУЖАЩИХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Вложенные файлы: 1 файл

ГОССЛУЖБА.docx

— 48.52 Кб (Скачать файл)

Например, по отношению к  гражданским служащим, замещающих должности, относящихся к категории «руководители», при заполнении графы «Перечень  основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых принимал участие» рекомендуется отметить результаты деятельности возглавляемого подразделения, в том числе количество разработанных  и подготовленных нормативных правовых актов, методических материалов, внедрение  современных информационных технологий, проведение обучающих семинаров  и др.

В отношении гражданских  служащих, относящихся к категориям «специалисты», «обеспечивающие специалисты» необходимо отметить личные результаты деятельности с указанием наименований основных нормативных правовых актов, республиканских (ведомственных) целевых  программ, проектов управленческих и  иных решений, разработанных с участием экзаменуемого.

Информация по заполнению данной графы содержится в отчетах (годовых отчетах) как всего отдела, так и о профессиональной служебной  деятельности гражданского служащего.

После представления результатов  работы гражданского служащего в  отзыве необходимо раскрыть особенности  и качества экзаменуемого, которые  позволили ему добиться данных результатов. В значительной степени эффективная  работа достигается за счет двух ведущих  факторов - профессиональных знаний и  опыта. В отзыве отражается уровень  знаний гражданским служащим общего и отраслевого законодательства, теоретических основ управления, государственного строительства, а  также дается оценка профессиональным, специальным знаниям (знание нормативных  правовых актов и служебных документов, регулирующих развитие соответствующей  сферы деятельности, применительно  к исполнению своих должностных  обязанностей).

Оценка профессионального  уровня гражданского служащего завершается  рекомендациями его руководителя, определяющими  основные моменты, на которые следует  обратить внимание в дальнейшей профессиональной деятельности.

Заключительная часть  отзыва включает мнение руководителя о возможности (невозможности) присвоения классного чина гражданскому служащему  в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы.

Отзыв, представленный руководителем  с учетом данных рекомендаций, позволяет  детально, с большей степенью объективности  оценить профессиональный уровень, деловые и личностные качества гражданского служащего.

В случаях проведения квалификационного  экзамена и аттестации одновременно, целесообразно сделать отзыв  на гражданского служащего единым документом, в котором дается оценка уровню профессиональных знаний, навыков и умений гражданского служащего, его деловых и личностных качеств, результатов профессиональной служебной деятельности за аттестационный период.

Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом не менее  чем за две недели до проведения экзамена.

Гражданский служащий вправе представить в комиссию заявление  о своем несогласии с отзывом.

Второй этап - экзамен  проводится с приглашением гражданского служащего на заседание комиссии (личное присутствие гражданского служащего  является обязательным условием проведения квалификационного экзамена).

Председатель комиссии открывает  заседание, обозначает состав комиссии и повестку дня. Секретарь ведет  протокол заседания комиссии, в котором  фиксируются ее решения и результаты голосования.

Членам комиссии предоставляются  материалы: сведения о гражданских  служащих, сдающих квалификационный экзамен; варианты тестовых заданий  и результаты их проверки; должностные  регламенты гражданских служащих; индивидуальные планы профессионального развития и другие документы, необходимые  для проведения экзамена.

Заседание комиссии считается  правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

При проведении экзамена комиссия оценивает профессиональные знания, навыки и умения гражданского служащего  в соответствии с требованиями должностного регламента, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими.

Цель оценки - определение  возрастания уровня квалификации (профессионального  уровня) гражданского служащего в  сравнении с предыдущим этапом с  использованием экзаменационных процедур, не противоречащих законодательству.

В проведении экзамена рекомендуется  использовать следующие методы оценки: собеседование, тестирование, выполнение письменных заданий (реферат, эссе, решение задач), устный экзамен. Форма экзамена утверждается в графике проведения квалификационного экзамена.

Собеседование является одним  из наиболее распространенных методов  оценки профессионального уровня гражданских  служащих. В то же время, при внешней  простоте применения, оно является одним из трудоемких процессов, требующим  обязательной предварительной подготовки.

Основная цель собеседования - в процессе устного общения членов комиссии и экзаменуемого получить информацию, позволяющую оценить  уровень профессиональных знаний, умений и навыков гражданского служащего.

Собеседование включает в  себя:

а) представление экзаменуемого  членам комиссии;

б) ознакомление членов комиссии с отзывом непосредственного  руководителя гражданского служащего;

в) ознакомление членов комиссии с результатами первого этапа  квалификационного экзамена (если таковой  для гражданского служащего проводился);

г) обсуждение с гражданским  служащим в форме вопрос-ответ  его профессиональных знаний, навыков  и умений.

Разработка вопросов и  тем для собеседования касается не только непосредственного руководителя гражданского служащего (основная нагрузка), на нее должны быть ориентированы  и независимые эксперты, представитель  Управления государственной гражданской  службы, другие члены комиссии. В  собеседование должны принимать  активное участие все члены комиссии, причем важно задавать только те вопросы, которые относятся к профессиональной служебной деятельности.

Как правило, результаты собеседования  являются наиболее важными для принятия окончательного решения. Другие методы оценки часто выступают дополнением  к собеседованию.

Цель тестирования - оценка знаний, навыков и умений (профессионального  уровня) гражданских служащих по результатам  решения тестовых заданий.

Форма проведения тестирования: компьютерная и бланковая.

Компьютерная форма предполагает предъявление тестовых заданий посредством  специально разработанной компьютерной программы с последующей компьютерной обработкой.

При бланковой форме тестовые задания предъявляются кандидату  на специально разработанных бланках, в которой содержится инструкция по выполнению задания, а также прилагается  специальная форма для регистрации  ответов тестируемого (бланк регистрации  ответов).

Перечень тестовых заданий  должен охватывать следующие области: знание правовых основ государственного управления, государственной гражданской  службы, осуществления административной реформы, противодействия коррупции, знание законодательства и нормативных  правовых актов, необходимых для  выполнения обязанностей по должностному регламенту замещаемой должности, умение применять законодательство и нормативные  правовые акты при выполнении основных функций замещаемой должности.

Тесты бывают двух типов - открытые и закрытые.

Выбор формы заданий во многом определяется целями создания и применения теста. Рекомендуется  использовать разные виды тестовых заданий, так как:

  • задания разного типа делают тестирование более интересным, с точки зрения испытуемых, что позволяет отодвинуть порог наступления утомления;
  • к решению тестов, состоящих из заданий одного вида легче обучиться, приспособиться. Этого можно избежать, используя задания различного вида.
  • Сумма всех баллов и есть тестовый балл испытуемого.

Выполнение письменных заданий  заключается в написании реферата, эссе по заданной теме; проведении экспертизы проектов правовых актов, программ или  иных документов; решении практических задач и т.д.

Выполнение заданий может  быть в двух вариантах:

  • домашнее задание;
  • задание, выполненное непосредственно в присутствии комиссии, ограниченное во времен, с предоставлением оцениваемому дополнительных материалов или без такового.

Реферат выполняется гражданским  служащим самостоятельно, в домашних условиях. Темы рефератов предлагаются непосредственным руководителем гражданского служащего. Важно, чтобы тема была актуальной и затрагивала основные проблемы отрасли, государственного органа, структурного подразделения.

Защита реферата и его  обсуждение происходят на заседании  комиссии.

Критерии оценки реферата: раскрытие темы, умение анализировать  и дать оценку сложившейся ситуации, видение сути проблемы, видение альтернативных вариантов решения проблемы, обоснованность и практическая реализуемость предложений, наличие ссылок на нормативные правовые акты, инструкции, положения, достоверность  описания действующей практики.

Эссе - краткий (до 2-х страниц) очерк - рассуждение в свободном  стиле. Эссе выражает индивидуальные впечатления  и соображения по конкретному  поводу или вопросу и не претендует на исчерпывающую трактовку предмета. Эссе показывает уровень самостоятельного творческого мышления, умение структурировать  информацию, выделять причинно- следственные связи, аргументировать свои выводы.

Эссе выполняется гражданским  служащим в присутствии комиссии. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, побуждать к размышлению. От формулировки предложенной темы зависит, что представит гражданский служащий: реферат или эссе.

Критерии оценки эссе: знание и понимание материала, построение суждений (ясность и четкость изложения; логика структурирования доказательств), анализ и оценка информации (использование  приемов сравнения и обобщения; представление альтернативных взглядов на рассматриваемую проблему; личная оценка проблемы).

Экспертное заключение (аналитическая  записка) - краткий анализ представленного  проекта нормативного правового  акта, программы, бизнес- плана или  иного документа, анализируемого с  точки зрения законности, экономической  обоснованности, полноты аргументации, целесообразности, реализуемости, возможности  социальных и экономических последствий  в случае его принятия.

Период времени для  подготовки экспертного заключения определяется комиссией. Оценку заключения дает непосредственный руководитель гражданского служащего.

Одним из методов оценки профессионального уровня гражданского служащего является выполнение практических заданий (задач), позволяющих выяснить насколько служащий овладел предметной областью замещаемой должности. Практические задания составляются с учетом категории  и группы должностей государственной  гражданской службы, особенностей должностных  и функциональных обязанностей, а  также отраслевой направленности деятельности экзаменуемых.

При выборе (разработке) практических задач важно учитывать следующее:

  • суть задания должна соответствовать профессиональным знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать гражданский служащий, специфике выполняемых им должностных обязанностей;
  • описанная ситуация должна обеспечивать возможность проявления гражданским служащим максимум необходимых компетенций;
  • в задании должна содержаться информация, достаточная для анализа ситуации и принятия решения.

Задание выполняется гражданским  служащим в присутствии комиссии. Оценку решения задачи (задания) дает непосредственный руководитель гражданского служащего.

Результаты квалификационного  экзамена направляются представителю  нанимателя не позднее чем через  семь дней после его проведения. 
На основании результатов квалификационного экзамена представитель нанимателя принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему экзамен. В трудовую книжку гражданского служащего вносится запись о присвоении классного чина с указанием номера и даты приказа.  
Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги рассматриваемой  темы, можно сделать следующие  выводы.

В результате принятия нового Федерального закона "О государственной  гражданской службе Российской Федерации", а также утверждения подготовленного  на основе указанного закона Положения  о проведении аттестации государственных  гражданских служащих Российской Федерации, произошли некоторые существенные изменения в регулировании аттестации госслужащих.

Информация о работе Аттестация государственного служащего. Квалификационный экзамен