Региональная политика США и Канады. Пути использования в условиях РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:54, реферат

Краткое описание

Итак основной целью данной работы будет раскрытие вопроса региональной политики США и Канады. Пути использования в РФ, всё это будет раскрыто благодаря поставленным нами задачам:
Раскрыть вопрос региональной политики США
Раскрыть вопрос региональной политики Канады
Рассмотреть пути использования региональной политики США и Канады в условиях развития РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Региональная политика США
Глава 2. Региональная политика Канады
2.1. Региональный инвестиционный климат в Канаде
2.1.1. Эволюция политики
2.1.2. Оценка сорокалетней политики развития регионов
2.1.3. Уроки развития Региональной политики Канады
2.2. Канадский опыт регионального развития
2.2.1. Описание элементов инвестиционного процесса
2.2.2. Компоненты инвестиционного климата в Канаде
2.2.3. Региональный и секторный подходы
2.3.Пример региональных экономических программ: остров Принс-Эдуард
Глава 3. Пути использования региональной политики США и Канады в условиях развития РФ
3.1. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения
3.2. Регион и центр: проблемы взаимоотношений
3.3. Региональная бюджетно-налоговая система
3.4. Взаимодействие бюджетов
3.5. Использование в РФ западного опыта социально-экономического развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

dvsarregion.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

«Классические» регионы

  • Атлантика: Ньюфаундленд и Лабрадор, Новая Шотландия, Остров Принс-Эдуард, Новый Брунсвик - рыболовство и лесное хозяйство.
  • Квебек: «Французская Канада», культура и большое количество франкоязычных институтов.
  • Онтарио: Центр «английской Канады» – основной коммерческо-промышленный район Канады.
  • Прерии: Манитоба, Саскачеван, Альберта - пшеница и нефть.
  • Британская Колумбия.
  • Север: Юкон, Нунавут, Северо-западные территории (статус самоуправления разрабатывается только сейчас).

Федеральное правительство  обладает юрисдикцией над всей территорией  Канады:

(a) с целью принятия  законов при том условии, что  эти законы находятся в рамках правомочий, приданных федеральному правительству конституцией, а также

(b) с целью расходования  денежных средств, при этом  данные полномочия не ограничиваются  рамками указанных законотворческих  правомочий.

Таким образом, федеральное  правительство соединяет в себе функции законодательные и функции  расходования государственных средств. Расходование иногда никак не зависит от правительств соответствующих провинций, а иногда бывает согласовано с ними.

2.2.1. Описание  элементов инвестиционного процесса

Собственно  «инвестиции». К классическим формам инвестиций относятся инвестиции в форме долей участия (в акционерных обществах, компаниях, совместных предприятиях), ссуды и займы (облигации, векселя, долговые расписки).

Типы инвестиций. Двумя основными видами инвестиций в Канаде являются частные и государственные. В частном секторе инвестиционный процесс опирается в основном на общее законодательство, институциональные и экономические рамки, а во вторую очередь на государственные средства их поощрения.

Государственный инвестиционный процесс состоит из следующего: создание условий (строительство дорог, снабжение электроэнергией, судебная система, установление законодательных правил) и создание средств для их поощрения (налоговые стимулы, субсидии, ссуды, долевое участие).

Канада как  исторический импортер капитала для  развития. С начала колониальных времен Канада обычно в большей степени была импортером, чем экспортером капитала. Высока было стоимость развития огромных новых районов, заселяемых переселенцами. Количество людских ресурсов было крайне ограничено. (См. отдельный раздел, посвященный иностранным инвестициям.)

Источники средств. Основными источниками средств для инвестиций в Канаде, в свое время, были сначала Великобритания, затем Соединенные Штаты; по объемам в настоящее время по большей части США, основной торговый партнер Канады.

Виды вложения средств. Традиционные акции, облигации и займы уже упоминались. В последнее время все более значимыми становятся взаимные фонды и пенсионные фонды. Например, местный фонд пенсионного страхования учителей провинции Онтарио уже вложил инвестиций на сумму, намного превышающую 50 млрд долл., а активы всех пенсионных фондов США превышают сейчас 7 трлн долл.

2.2.2. Компоненты инвестиционного климата  в Канаде

Виды затрат:

  • Рабочая сила: ключевой компонент затрат предприятия, в среднем составляет 59 % производственных затрат, зависящих от местонахождения предприятия, и 81 % непроизводственных затрат.
  • Налоги: представляют второй по значимости тип затрат, зависящих от местонахождения предприятия.
  • Транспортировка: данный тип затрат составляет от 2 до 14 % производственных затрат, использованных в целях исследования.
  • Энергопотребление: этот тип затрат составляет от 2 до 8 % производственных затрат, использованных в целях исследования.

Затраты по назначениям:

  • земля/здания/офисы;
  • затраты на оплату труда и пособия;
  • затраты на транспортировку и накладные расходы;
  • коммунальные расходы;
  • затраты на финансирование;
  • федеральные/региональные/местные налоги.

Условия для  развития предпринимательства:

  • наличие рабочей силы и ее квалификация;
  • доступ к рынкам, покупателям и поставщикам;
  • инфраструктура шоссейных и железных дорог, портов и аэропортов;
  • надежность коммунальных служб и средств связи;
  • пригодность земли под строительство;
  • регулятивная среда.

Стоимость жизни:

  • налоги на доходы физических лиц;
  • стоимость жилья;
  • стоимость потребительских товаров;
  • уровень расходов на медицинское обслуживание;
  • уровень расходов на образование.

Качество жизни:

  • уровень преступности;
  • уровень медицинского обслуживания;
  • уровень среднего и высшего образования;
  • климат;
  • культура и отдых.

Перспективные отрасли хозяйства:

  • промышленные: металлообработка, производство пластмасс, пищевая, электронная, точное машиностроение, фармацевтика, химия;
  • проектно-конструкторская: биомедицина, разработка и тестирование электронных систем;
  • компьютерное обеспечение: современные компьютерные программы, разработка нового обеспечения;

обслуживание предприятий: центры предоставления услуг предприятиям.

 

 

2.2.3. Региональный  и секторный подходы

Программы регионального  развития

За многие годы в Канаде был опробован целый ряд программ регионального развития. В данном разделе дается общее представление о них.

Планирование регионального  развития предпринимается правительствами  с целью улучшения жизни населения  в районах, где существуют опасения по поводу настоящих и будущих условий жизни. Наибольшее внимание обычно уделяется экономическим условиям, однако экономические проблемы (такие, как высокий уровень безработицы, низкий уровень доходов или отсутствие условий для инвестиций) тесно связаны с широким спектром физических и социальных проблем. Сюда относятся плохие условия для проживания и жилищные условия, низкий уровень развития физической инфраструктуры (например, недостатки водоснабжения, переработки отходов, транспорта), загрязнение окружающей среды, нехватка услуг в сферах образования, отдыха и социальной работы. При составлении программ регионального развития к решению этих проблем обычно пытаются подходить комплексно.

Канада накопила значительный опыт в разработке различных программ развития, самой примечательной из которых является система перераспределения доходов между провинциями, воплощение которой последовало за докладом Роуэлла-Сируа 1940 г. Хотя федеральное правительство не принимало комплексного подхода к проблеме неравномерности развития регионов до 1969 г., когда было создано Управление экономической экспансии в регионы (DREE). Основной задачей DREE была помощь в создании условий для роста занятости, при этом признавалось наличие потребностей двух уровней. Потребности первого уровня относились к «целевым регионам», где наблюдался высокий уровень безработицы, но необходимая для развития инфраструктура уже существовала; в этих регионах субсидии предоставлялись фирмам, которые хотели инвестировать в новые или расширять старые промышленные производства. К потребностям второго уровня были отнесены те, которые существовали в «особых районах», где отсутствовала инфраструктура, а также был низким уровень социальных условий. Для таких районов DREE приняло комплексную программу, которая включала в себя развитие производственных мощностей, профессионального обучения, строительство нового жилья, предоставление широкого спектра социальных услуг и услуг здравоохранения, а также создание рабочих мест либо в сфере услуг, либо производства. Воплощение программ обоих типов финансировалось и управлялось на основе сотрудничества федеральных и провинциальных властей, хотя федеральное правительство несло большую часть расходов в случаях более бедных провинций.

Начиная с 1973 г. в ответ  на критику о том, что программы  регионального развития слишком сильно контролировались из центра, правительствам провинций была предоставлена большая независимость в отношении разработки и исполнения проектов, поддерживаемых DREE. Затем в 1982 г. большая часть программ в рамках DREE была передана в Управление промышленной экспансии в регионы (DRIE) Министерства торговли и коммерческой деятельности. В это же время для координации действий федеральных органов, направленных на создание благоприятных условий для развития регионов, было создано новое Министерство экономического и регионального развития. В условиях низких показателей функционирования национальной экономики возникла дискуссия о том, что развитие регионов не может быть эффективным без первоначальной разработки хорошо продуманных стратегий развития на национальном уровне и на уровне провинций. Существовали опасения в отношении того, что если регионы будут соревноваться друг с другом за ограниченные средства развития, Канада не сможет создать в международном плане конкурентоспособных условий в таких передовых областях, как электроника, средства связи или средства транспорта для условий севера.

В 1987 г. федеральное правительство  приняло несколько значительных изменений в политике регионального развития. Во-первых, для формулировки политики национального развития, в особенности в контексте создания в Канаде более высокого уровня международной конкурентоспособности, было создано Министерство по делам промышленности, науки и технологий. Новое министерство возникло в результате слияния Министерства науки и технологий и DRIE и в некоторой степени теперь исполняет функции Министерства экономического и регионального развития, распущенного в 1984 г. Во-вторых, были созданы три региональных агентства по развитию. Первое, Управление по диверсификации западных провинций, было создано как агентство по планированию и проводник финансовых средств, направляемых в помощь западным провинциям Канады для диверсификации их экономик. Второе, Агентство по созданию благоприятных условий в атлантической Канаде, создано для планирования и осуществления проектов и программ, направленных на улучшение благосостояния в атлантическом регионе и развитие его экономики. Третье из агентств, Федеральное агентство по развитию северного Онтарио (Fednor), создано для планирования и осуществления финансирования экономического развития и создания рабочих мест, включая сектор туризма, в северной части провинции Онтарио. Возможно, будут созданы и другие агентства, например, уже состоялось обсуждение возможности создания такого же агентства для Северных Территорий Канады. Создание этих новых агентств свидетельствует о тенденции к созданию укрупненных регионов в целях составления программ развития в Канаде – два из этих новых агентств в географическом смысле являются межрегиональными. В любом случае упор делается на усиление укрупненных региональных экономик путем концентрации на областях, обладающих потенциально сравнимыми условиями. Эти колебания в политике федеральных властей отражают основополагающие расхождения во мнениях по поводу правильности подхода к региональному развитию в Канаде. Правительства провинций, со своей стороны, не выказывают особого энтузиазма по поводу идеи стратегий или планов национального масштаба. Провинциальные правительства рассматривают задачу планирования регионального развития, в общем, как свою собственную, на том основании, что они находятся ближе к проблемным районам, чем любое национальное агентство, и лучше знают потребности регионов и понимают очередность решения задач. Разумеется, власти различных провинций и сами в последние годы создали разнообразные программы развития, и все говорит о том, что они собираются делать это и впредь.

Поддержка производства некоторых видов товаров и  услуг 

Что для одного – «ценовая поддержка», то для другого – «картель». Пожалуй, лучшей иллюстрацией этого сегодня служит ОПЕК. Другой пример – так называемый «урановый картель».

С одной стороны, урановая промышленность всегда рассматривалась  в Канаде (как и в любой другой стране) как стратегическая, как  отрасль, которая «должна» продолжать существовать. Чтобы она продолжала существовать, работающие в ней компании должны получать прибыль. Однако в 1970-е гг. цена на ядерное топливо составляла всего лишь 6 долл. за фунт. Затем, как утверждают, некий «картель» организовал скачок цен до 40 долл. за фунт.

Никаких мер в противодействие  этому сговору со стороны правительства  не последовало. (Напротив, в Канаде, во всяком случае, считали, что правительство (в какой-то момент времени), по крайней  мере молча, поддерживало его.)

А вот частный сектор действовал. Компания «Вестингхаус» построила атомные реакторы и заключила договор на поставку для них уранового топлива по цене 6 долларов. Это вызвало антитрастовый процесс в Чикаго в 1977 г. С большими сложностями дело было улажено в 1981 г.

В сфере «обслуживания», например, врачи в Канаде ввели твердые «тарифы» на «справедливые» гонорары (на основе оплаты за один прием), которые им теперь оплачиваются через государственную программу медицинского страхования Medicare.

Еще один пример особого  подхода в Канаде – поддержка угледобычи и производства стали в Новой Шотландии через государственные субсидии производящим компаниям в целях сохранения рабочих мест на местах.

Оптимизация сбыта, квотирование

В сфере сельского  хозяйства, особенно в производстве таких продуктов, как пшеница, молоко, сыр, картофель, правительства (и федеральное и провинций) организовали советы по оптимизации сбыта, которые действуют в целях сохранения данных производств, сглаживая пики и падения цен свободного рынка, выступая в роли эксклюзивных покупателей продукции фермеров и эксклюзивных продавцов этой же продукции на рынках. Обычно они поддерживают высокий уровень цен, ограничивая объемы, продаваемые на рынках, а также могут ограничить предложение, снижая производимые объемы, установив ограничения на продажу на рынке или квоты на производство.

В качестве примера приведем мнение провинции Онтарио по поводу ее советов по оптимизации сбыта:

Приблизительно 60 % объемов сельскохозяйственной продукции ферм Онтарио продается через 21 совет по оптимизации сбыта. В 1999/2000 гг. объем реализованной фермерской продукции составил примерно 4,2 млрд долл.

Информация о работе Региональная политика США и Канады. Пути использования в условиях РФ