Геодезия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 09:56, реферат

Краткое описание

Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:
1. переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;
2. появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 83.81 Кб (Скачать файл)

С возникновением государства, этого уникального во всех отношениях продукта человеческой деятельности, ситуация изменилась. Оно попыталось сделать естественное право своей  собственностью и узурпировать саму возможность «творить» правовые нормы.

Государство стало посредником  между индивидом и обществом  и, используя гуманистические начала права, сделало его основным инструментом достижения своих целей. Человечество вынуждено было снова искать оптимальные  формы соотношения уже между  личностью, государством и гражданским  обществом, пути разумного сочетания  и удовлетворения их потребностей и  интересов, привлекая для этого  право.

Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Первый пример истинного  уважения к праву как явлению  непреходящему, возвышающемуся над  суетностью жизни, дает нам античная история: мудрый Сократ принял смерть, не пожелав уйти от карающей десницы  суда. О значении правовых законов  для нормального развития государства  и ограничения произвола правителей писал Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет  силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Аналогичных взглядов придерживался и Аристотель, подчеркивая, что «там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя». Европейские ученые Нового времени приняли эстафету у античных мыслителей. К. Ясперс, определяя правовое государство как государство, в котором действует свобода, основанная на законах, писал, что классический тип политических свобод, достойных подражания, сложился в Англии более 700 лет назад. И действительно, этому можно найти подтверждение. В частности, уже в, Нортхэмптонском статуте 1328 г. говорилось, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия. К тому времени, когда Дж.Локк написал свой знаменитый памфлет о правительстве, в Англии уже сложился такой тип политической системы, где реальным было уважение к суду и действовала определенная система сдержек и противовесов во властных отношениях.

Дальнейшее развитие идеи о разделении властей, об обеспечении  прав и свобод граждан получили в  работах Ш. Монтескье. «Если,— писал  он,— власть законодательная и  исполнительная будут соединены  в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно  опасаться, что этот монарх или сенат  станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически  применять их. Не будет свободы  и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной  и исполнительной. Если она соединена  с законодательной властью, то жизнь  и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет  законодателем. Если судебная власть соединена  с исполнительной, то судья получит  возможность стать угнетателем».

Философское обоснование  учения о правовом государстве в  его системном виде связывают  с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объединение  множества людей, подчиненных правовым законам. Его категоричный императив  разума требовал поступать так, чтобы  свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось со всеобщим законом. Для Гегеля государство  было то же самое, что и право («наличное  бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные  права личности и общества. Поэтому  система права, т. е. государство  в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы.

Словосочетание «правовое  государство» впервые встречается  в работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И.Х.Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Но первый юридический анализ данного термина и введение его  в научный оборот сделаны их соотечественником  Робертом фон Молем (1832 г.). Он рассматривал правовое государство как категорию  непрерывно развивающегося учения о  государстве и ставил его пятым  по счету после патриархального, патримониального, теократического  и деспотического государства. Можно  сказать, что с этого времени  идея о правовом государстве более  чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков.

В литературе выделяют три  этапа развития немецкой идеи правового  государства. До революции 1848 г. она  формировалась как теоретическое  и конституционно-политическое основание  его создания. В 1848 г. в проекте  Паулкирхенской конституции была сделана  попытка соединить идеи о правовом государстве и демократии. С 1871 г. шла детальная разработка принципа разделения властей, понятий закона и судебной защиты. Веймарская конституция 1919 г. интегрировала правогосу-дарственные  и представительно-парламентские  элементы. Ныне действующий Основной закон объявляет ФРГ социально-правовым государством. Следует отметить, что  в немецкой литературе высказано  мнение (оно является преобладающим, но его нельзя назвать бесспорным) о том, что первое правовое государство  в Германии было построено в 1880 г.

К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие  типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных  актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, АвЬтрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо  или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. В планетарном масштабе распространению и реализации этой идеи активно способствует ООН через  свои организационные структуры  и международно-правовые акты.

 

Тема 2. Понятие и признаки права. Норма права. Правоотношение

 

Вопросы для подготовки

    1. Учения о происхождении права.
    2. Понятие и признаки права. Сущность и значение права.
    3. Источники права.
    4. Система права. Отрасли права.
    5. Понятие, признаки и структура нормы права. Виды нормы права.
    6. Нормативный правовой акт: понятие, признаки и виды. Закон и подзаконные акты.
    7. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
    8. Правоотношение: понятие и структура.
    9. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.
    10. Понятие, признаки и структура правонарушения.
    11. Юридическая ответственность: понятие, признаки, цели, виды, основание. Негативная (ретроспективная) и позитивная (перспективная) ответственность.
    12. Понятие законности и правопорядка, их значение на современном этапе развития государства.

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок  и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость  в принципиально новых регуляторах  общественных отношений.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствовала государственная собственность, основным источником становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных  положений - Законы Ману в Индии, Коран  в мусульманских странах. Зафиксированные  в них нормы носят зачастую казуальный характер.

В обществе, основанном на частной  собственности, право развивалось  более обширно, отличалось высокой  степенью формализации и определенности законодательства, и прежде всего - гражданского, регулирующего более  сложную систему имущественных  отношений (например, частное римское  право).

Понятие и признаки права

Следует отметить, что возможны разнообразные  подходы к определению права, отражающие своеобразие взглядов, эпох, исследователей. Вопрос о понятии  и сущности права не обходил своим  вниманием ни один крупный философ  древности. Мы рассматриваем некоторые  теории понимания права, подходы  к сущности права.

Право как нормативно-регулятивная система  есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого  поведения.

Под правом можно понимать систему нормативных  установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Праву присущи следующие признаки: всеобщность, нормативность, общеобязательность, государственная  гарантированность, определенность содержания, выраженность в законах и иных источниках и некоторые другие.

Эти признаки принадлежат так называемому  позитивному, положительному праву, которое  преимущественно выражено в законодательстве. Это право связано с государством, что и предопределяет большинство  его свойств.

Рассмотрим  основополагающие признаки права. Право  представляет собой возведенную  в закон волю. Воля - это сознательно  обусловленное и психофизическое  состояние человека, выраженное в  целенаправленном поведении.

Воля  отражает потребности и интересы человека. Они определяют направленность воли, ее содержание.

Воля  пронизывает всю деятельность человека, все его целенаправленное поведение  во всех сферах жизни, в том числе  и в правовой сфере. Процесс возведения воли в закон представляет собой  оформление ее определенным образом, издание  законодательными органами обязательных нормативных предписаний. Право  в этом случае получает государственное  освещение или санкционирование. Истории политико-правовой мысли  известны разные ответы на вопрос, чья  воля получает закрепление в законе: общенародная, определенного господствующего  класса, социальной группы и даже одного человека. Анализируя содержание воли и сопоставляя его с идеями справедливости и свободы, можно  сделать вывод о сущности права, о его прогрессивном значении. Так, например, социологический подход к праву предполагает, что государство  в лице своих законодательных  органов «возводит в закон» существующие вне зависимости от государства  идеи справедливости и свободы.

Праву присущ такой признак как формальная определенность. Она проявляется  в четкости, однозначности законодательных  предписаний. Достигается это с  помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями правил законодательной  техники. Именно поэтому субъекты права  знают границы правомерного поведения, свои права и свободы, обязанности, размер и вид ответственности  за совершенное правонарушение. Формальная определенность позволяет внести строгость  и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм.

Системность права означает, что нормы права  для выполнения своих функций  составляют взаимосогласованную, связанную  систему. Системность в право  вносится законодательством. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые  юридические нормы, обязательно  должен согласовывать их с уже  существующими. Только системное, непротиворечивое, официально существующее право способно выполнить стоящие перед ним  задачи. Эффективность права находится  в прямой зависимости от его системности.

Динамизм  права проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения  законодательных положений.

Это свойство права наиболее наглядно проявляется  в период бурных социально-экономических  и политических преобразований. Именно тогда интенсивно меняются и отменяются устаревшие нормативные правовые акты, активно разрабатываются и принимаются  новые. Этот признак может входить  в некоторое противоречие с требованием стабильности права, но постепенное развитие права не должно обострять указанные два принципа.

Право представляет собой равный масштаб  свободы по отношению к разным людям. Благодаря данному принципу право может выполнять важные социальные функции, проводить равенство  всех людей перед законом и  судом. Идея социальной справедливости также опосредуется правом.

Важным  признаком позитивного права  является охрана государством, которое  поддерживает право своим авторитетом  и принудительной силой. Далеко не все  нормы права соблюдаются и  исполняются исключительно добровольно, в силу внутреннего убеждения. Часть  населения подчиняется требованиям  предписаний лишь потому, что опасается  применения государством санкций. Государственная  охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные  организационные, технические и  воспитательные, превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм. Эти меры позволяют  стабилизировать правовой порядок  в обществе.

Праву свойственна всеобщность, нормативность. Право через свою документальную форму способно делать те или иные общие правила обязательными  для всех в стране, на данной территории.

Признак письменности характеризует право  именно как институционное образование, так как этот признак характеризует  право как явление, имеющее определенные внешние формы выражения и  внутреннюю структуру.

Таким образом, право обладает целым рядом  признаков, которые позволяют его  отделять от иных социальных норм, в  частности, моральных и религиозных.

Различение  публичного и частного права осуществляется по нескольким критериям. Один из них - сфера интересов правовой защиты. Публичное право имеет в виду интересы государства как целого, а частное право - интересы индивида. В качестве критерия может использоваться способ судебной защиты. Публичное  право охраняется в порядке уголовного или административного производства по инициативе государственного органа. Частное право - по инициативе лица в порядке гражданского производства. В сфере публичного права государство  своими нормами определяет роль каждого  субъекта, его права и обязанности  по отношению к государству как  к целостному образованию. В сфере  частного права юридически значимые решения принимаются множеством лиц, действующих самостоятельно.

Информация о работе Геодезия