Геодезия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 09:56, реферат

Краткое описание

Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:
1. переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;
2. появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 83.81 Кб (Скачать файл)

 

Тема 1. Понятие функции и формы  государства. Правовое государство

 

    1. Причины и условия возникновения государства. Теории возникновения государства.

Причины и формы  возникновения государства

Процесс формирования государства  в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:

  1. переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;
  2. появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;
  3. появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества;
  4. возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества.

На развитие той или  иной формы возникновения государства  оказывали влияние различные  факторы, такие как: возникновение  частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.

В соответствии с этим принято  выделять несколько основных форм возникновения  государства.

1.  Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). А также Тезей учредил в Афинах центральную власть. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).

2. Древнеримская. Данная форма возникновения государства имела свои характерные особенности. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.

3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства.

4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.

Проблема понимания причин возникновения государства и  права, как и прежде, в современной  науке остается дискуссионной. Во-первых, в основе данной проблемы лежат различные  идейные, философские точки зрения и течения. Например, для сторонников  теории "что государство существовало всегда" такая проблема вообще не стоит. Во-вторых, историческая и этнографическая  науки дают все более новые  знания о причинах происхождения  государства и права.

Прежде всего следует  отметить появление ранних земледельческих  общин в регионах, благоприятных  для проживания и успешной хозяйственной  деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения  в этих регионах. Земледельческие  общины постоянно разрастались, что  приводило к отделению новых  семейно-клановых групп. Этот процесс  сопровождался укрупнением поселений, которое наряду с ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к созданию прообразов поселений городского типа.

Со временем усложняется  внутренняя организация семейно-родовых  групп. Их члены приобретают новые  культурные и производственные навыки. Постепенно начинается разделение труда. Внутри рода появились группы, которые  занимались только или земледелием, или скотоводством, или необходимым  для данного региона видом  ремесел. Все это способствовало повышению эффективности общественного  производства. Производящее хозяйство  теперь уже могло удовлетворить  не только необходимые потребности  членов родовой общины, но и создавать "излишки", или, другими словами, прибавочный продукт. Первоначально  они реализовывались по принципу внутриродового обмена, но постепенно все чаще стали поступать в  сферу межобщинных связей, приобретая характер товара. Начался этап становления  товарного производства, который  привел к выделению еще одной  группы населения, которое участвовало  в межобщинных обменных отношениях - торговцы или купцы, хотя на первоначальном этапе этим занимались в основном руководители рода или старейшины.

В новых условиях занятие  родовых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж  и авторитет, но и особый, более  высокий статус. Лидер в изменившихся условиях получал все более увеличивающиеся  имущественные и иные привилегии. Сначала они рассматривались  лишь как эквивалент тем возросшим  и усложнившимся функциям по управлению родом и увеличившейся ответственности, которую в связи с этими  функциями он принял. Но самое главное, что глава рода кроме традиционных функций, таких как организация  общественных работ, перераспределение  земельных участков, поддержание  отношений с соседями и т.п., приобрел новую и важнейшую функцию - функцию перераспределения прибавочного продукта, производимого усилиями всего рода.

Это означало закладывание элемента будущей, присущей государственной  организации общества, системы эксплуатации. Постепенно это привело к качественному  изменению статуса власти. Власть все более становится властью  положения, приобретает более управленческий характер. Она все менее становится связанной с личными качествами вождя. И хотя еще сохраняется  система выборности, все большее  значение приобретают не просто авторитет, а амбициозность, стремление к навязыванию  своей воли коллективу, стремление получать не просто власть, но и все  связанные с ней имущественные  и личные привилегии.

Одним из важнейших факторов создания государства являлись войны. Точнее, не сами они, а вооруженные  силы, которые непосредственно подчинялись  управленческой верхушке. В отличие  от ополчения или отрядов самообороны, они создавались на профессиональной основе.Главной задачей вооруженных  сил стала охрана благосостояния и жизни образовавшейся знати  не только от внешних врагов, но и  от притязаний своих соплеменников. Еще один немаловажный фактор заключается  в том, что войны являлись и  являются, как показывает вся история  человеческой цивилизации, двигателем научно-технического прогресса. Все  новое, открытое в процессе познания мира, в первую очередь апробировалось на полях сражений. А только потом, и то частично, использовалось в  повседневной хозяйственной жизни. В то же время большая часть  как прибавочного продукта, так и  непосредственно накоплений направлялись в военную сферу деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что первопричиной создания государства  явилось возникновение производящей экономики, которая создала предпосылки  классового деления общества. На первоначальном этапе это были еще не классовые  структуры, а пока еще клановые сегменты: протокласс производителей (охотники, скотоводы, ремесленники, земледельцы); протокласс торгового люда (купцы, менялы); протокласс управленцев (вожди, советы старейшин, племенные советы); протокласс воинов (княжеская дружина, наемники, мореплаватели).

2.Понятие и признаки государства, его сущность.

Понятие государства: особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов.

Центральным институтом политической системы общества является государство. Термин "государство" в политологии  обычно употребляется в двух значениях: в широком смысле (как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом  высшей власти; в этом значении говорят, например, о российском, французском, болгарском и т.п. государствах) и  в узком собственном смысле слова. Последнее понимание – строго научное. В его рамках государство  определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному  осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных  и т.п.) в пределах определенной территории.

Признаки государства, отличающие его от социальной власти родового строя и других структур политически организованного общества:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не  совпадающей с населением страны, материализованной в специфических  принудительных учреждениях и  распространяющейся на всю территорию  страны и на всех находящихся  там лиц (государство обязательно  обладает аппаратом управления  и принуждения, ибо публичная  власть – это чиновники, армия,  полиция, а также тюрьмы и  другие учреждения);

2) система налогов, податей,  займов (необходимы для материального  обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной  и т.п., а также для содержания  государственного аппарата, людей,  не производящих материальные  ценности и занятых только  управленческой деятельностью);

3) территориальное деление  населения (государство объединяет  своей властью и защитой всех  людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности  к какому-либо роду или племени,  вероисповеданию и т.д.);

4) суверенитет (присущее  государству верховенство на  своей территории и независимость  в международных отношениях);

5) право (государство не  может существовать  без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

6) монополия на легальное  применение силы, физического принуждения  (возможность лишить граждан высших  ценностей, каковыми являются  жизнь и свобода, определяет  особую действенность государственной  власти);

7) претензия на представительство  общества как целого и защиту  общих интересов и общего блага.

Государство обладает высшей властью (верховенством) в пределах собственных границ, ибо само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом 
независимо от величины территории, численности населения, политического режима.

Верховенство государственной власти означает:

– ее безусловное распространение  на население и все социальные структуры общества;

– монопольную возможность  применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов до смертной казни), которыми не располагают  другие субъекты политики;

– осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой  правоприменительной и правоохранительной);

– прерогативу государства  отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они  не соответствуют установлениям  государства.

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.  
 
 Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.  
 
 К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.  
 
 Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.  
 
 Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.  
 
 Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.  
Классовый подход при раскрытии сущности государства - крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств, по меньшей мере, теоретически неверно.  
 
 Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства - его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество - от разрушения, тем самым, сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества. 
  
 В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.  
 
 Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней. 

 

3.Социальное назначение  и функции государства


Информация о работе Геодезия