Геодезия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 09:56, реферат

Краткое описание

Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:
1. переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;
2. появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 83.81 Кб (Скачать файл)

Основной проблемой любой федерации  является разграничение предметов  ведения и полномочий между федеральным  центром и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит  правовой статус субъектов в составе  федерации и характер взаимоотношений  между федеральным центром и  субъектами федерации. Эти отношения  определяются конституцией федерации  или федеративными договорами о  разграничении предметов ведения  и полномочий. В зависимости от этого в федерации реализуется  либо конституционный, либо договорно-конституционный  принцип государственного устройства. Например, Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет предметы исключительного  ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72) и предметы ведения  субъектов в составе Российской Федерации (ст. 73).

Согласно  Конституции Российская Федерация  состоит из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с федеральными органами. К ним относятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Разнообразие форм составляющих федерацию  образований — результат исторического  развития России, особенностей ее национального  состава. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все  субъекты Российской Федерации между  собой равноправны.

Федеративное  устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов  Российской Федерации, равноправии  и самоопределении народов Российской Федерации.

Конфедерация (от латинского confoederatio – «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для  достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые  позволяют создать наиболее благоприятные  условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского Союза, прежде всего, преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных  условий для экономического и  политического сотрудничества.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов. В конфедеративных государствах для достижения поставленных целей  создаются необходимые органы управления. Однако здесь нет центрального государственного аппарата, отсутствует единая система  права. Все государства, объединившиеся в конфедерацию, обладают суверенитетом  и имеют полную политическую самостоятельность. Обладает ли сама конфедерация суверенитетом? На этот счет в юридической литературе есть разные точки зрения. Хотя в  конфедерациях и имеются высшие органы власти, но решения этих органов  не являются обязательными для государств, входящих в этот союз, если эти решения  не одобрены их парламентами. Конфедеративные  органы непосредственно не могут  принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Учитывая все это, конфедерацию обычно не считают суверенным государственным  образованием.

Конфедерация  в основном носит временный характер. История знает несколько примеров конфедерации. Например, союз Севера с  Югом после гражданской войны  в США с 1776 по 1787 г., союз кантонов в Швейцарии в 1815–1848 гг. На сегодняшний  день конфедераций так таковых не существуют, но есть союзы, обладающие определенными признаками конфедерации (Европейский Союз).

В современной юридической литературе выделяют и содружество как форму  объединения государств (СНГ). Содружество  так же, как и конфедерация создается  для достижения определенных целей.

Истории известна также такая форма государственного устройства, как империя – сложное  государство, созданное насильственным путем в результате завоеваний и  присоединения отдельных территорий. Империи существовали с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала ХХ в. (Великобритания, дореволюционная Россия). Однако единого  государственно-правового статуса  у составных частей империй никогда  не было.

Государственный (политический) режим

Политический режим представляет собой совокупность методов и  приемов осуществления государственной  власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т. е. степень  политической свободы в обществе и правовое положение личности. Политический режим во многом предопределяет не только особенности организации  и деятельности государственной  власти, но также ее соотношение  со всеми существующими негосударственными общественно-политическими организациями, степень участия населения в  управлении делами общества и государства. Иными словами, государственный (политический) режим во многом предопределяет особенности  функционирования политической системы  общества в целом. Государственный  режим характеризуется правовыми  или неправовыми способами (методами) осуществления власти. В зависимости  от методов осуществления государственной  власти политический режим может  быть демократическим или антидемократическим.

Демократия (от греч. demos – «народ» и kratos –  «власть») – народовластие –  означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной  власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.

Признаки  демократического политического режима:

  • широкий круг прав и свобод личности, их конституционные гарантии;
  • наличие у властных органов мандата народа;
  • наличие рыночной, саморегулирующейся экономики;
  • многообразие форм собственности;
  • свобода экономической и предпринимательской деятельности;
  • верховенство права, независимость правосудия (суда);
  • принцип разделения властей;
  • идеологическое многообразие, политический плюрализм, в том числе многопартийность;
  • принцип: разрешено все, что не запрещено законом.

Демократический политический режим  является предпосылкой формирования гражданского общества и правовой государственности. Государственное управление основано на правовых принципах осуществления  власти.

Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными  формами собственности (в том  числе и частной) и рыночные отношения. Свобода экономической и предпринимательской  деятельности является важнейшим условием для развития экономики страны. Развитая экономика способствует социальной защищенности личности и развитию ее творческого потенциала. В Российской Федерации в соответствии с Конституцией народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные  выборы. Следовательно, народовластие  имеет две формы: представительную и непосредственную демократию.

Представительная  демократия означает осуществление  полновластия народа через представительные, т. е. выборные органы государственной  власти (на федеральном уровне и  в субъектах федерации) и местного самоуправления. Таковыми в Российской Федерации являются: на федеральном  уровне – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Президент  Российской Федерации; в субъектах  федерации – парламенты субъектов  Федерации и главы субъектов  Федерации; на местном уровне – органы местного самоуправления. Непосредственная демократия – это прямое участие  народа в решении вопросов государственной  власти путем всенародного голосования (референдума) или местных референдумов. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности  организации и дороговизне проведения всенародного голосования.

Демократический правовой режим является основой  для общения цивилизованных народов, гарантом обеспечения мира и безопасности на земле. Решение многих глобальных проблем современности возможно только совместными усилиями на основе правовых средств и механизмов. Антидемократический  режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой  лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов  власти или их превращением в послушные  орудия выражения воли фактических  руководителей.

При тоталитарном режиме (от латинского totalis – «весь, полный») государство осуществляет тотальный, т. е. полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. Этот режим определяется тотальным  объемом государственного регулирования. В экономике преобладает государственная  собственность, жесткое государственное  регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере – существует одна правящая политическая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация. Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется правящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа. Вместо законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тоталитарном политическом режиме действует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано. В тоталитарном государстве вся деятельность граждан, частных лиц полностью контролируется государственной властью, не признаются сфера частных интересов и свобода личности. Государство заявляет, что есть только государственный интерес. «Тоталитаризм, – отмечает И. А. Ильин, – состоит в исключении всей и всякой самодеятельности граждан: их личной свободы, их корпоративной организации, их местного и профессионального самоуправления, их усмотрения в делах личных и семейных, их хозяйственной инициативы и их культурной самодеятельности». Сущность тоталитаризма состоит во всеохватывающем управлении всеми сферами общественной жизни. Создается организация управления, которая проникает во все сферы человеческой жизни. Тоталитарный режим – это строй, в котором нет субъектов права, нет законов, нет правового государства. Поэтому тоталитарный режим не является ни правовым, ни государственным.

Антидемократическим также считают авторитарный режим. При авторитарном режиме существует жесткая централизация государственной  власти. При этом государственная  власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют  решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена  роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать  и неправовыми методами осуществления  своих полномочий.

Однако  при авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода  экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет  отдается государственной форме  собственности. В политической жизни  общества могут участвовать несколько  партий, однако все они должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиция не допускается.

Во  взаимоотношениях государства и  личности приоритет отдается государственным  интересам. Хотя права и свободы  граждан закрепляются в конституционных  актах, но пользоваться ими можно  только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения  государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан.

В настоящее время авторитарный режим  существует в таких странах, как  Северная Корея, Куба, Вьетнам и др. Есть надежда, что со временем в этих странах тоже установятся демократические  формы правления, и на земле будет  мир и согласие.

5.Понятие и признаки правового  государства. Возникновение и  развитие учения о правовом  государстве. Становление и развитие  правового государства в России.

Правовое государство - это государство, в котором организация  и деятельность государственной  власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве  и ему соответствует.

Идея правового  государства направлена на ограничение  власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а  не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях  с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление  государственной власти в соответствии  с принципом ее разделения  на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить  сосредоточения всей полноты  государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного  Суда - гаранта стабильности конституционного  строя - органа, обеспечивающего  конституционную законность и  верховенство Конституции, соответствие  ей законов и иных актов  законодательной и исполнительной  власти.

3. Верховенство  закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего  представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять  принятый закон.Все иные нормативно-правовые  акты (подзаконные) не должны противоречить  закону. В случае же противоречия  приоритет принадлежит закону.Сами  законы, которые могут быть использованы  в качестве формы легализации  произвола (прямой противоположности  права), должны соответствовать праву,  принципам конституционного строя.  Юрисдикцией Конституционного Суда  действие неправового закона  подлежит приостановлению, и он  направляется в Парламент для  пересмотра.

4. Связанность законом  в равной мере как государства  в лице его органов, должностных  лиц, так и граждан, их объединений.  Государство, издавшее закон,  не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям  произвола, своеволия, вседозволенности  со стороны бюрократии всех  уровней.

5. Взаимная ответственность  государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство  не свободно от ответственности перед  личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных  в законодательстве основных  прав человека, прав и свобод  личности, что обеспечивается наличием  соответствующего правового механизма  их реализации, возможностью их  защиты наиболее эффективным  способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность  контроля и надзора за осуществлением  законов, иных нормативно-правовых  актов, следствием чего является  доверие людей государственным  структурам, обращение для разрешения  сугубо юридических споров к  ним, а не, например, в газеты, на  радио и телевидение.

8. Правовая культура  граждан - знание ими своих  обязанностей и прав, умение ими  пользоваться; уважительное отношение  к праву, противостоящее "правовому  нигилизму" (вера в право силы  и неверие в силу права).

Возникновение и развитие учения о правовом государстве

Истоки идеи о правовом государстве следует искать в  тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался  уяснить и усовершенствовать  формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой  свободы и несвободы, добра и  зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей  свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного  общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом  и укладом самой жизни. В процессе общения и реализации естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность  выкристаллизовывались нормы естественного  права. Оно служило основным и  непосредственным регулятором отношений  между индивидом и обществом  и до определенного момента удачно гармонизировало их.

Информация о работе Геодезия