Геодезия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 09:56, реферат

Краткое описание

Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:
1. переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;
2. появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 83.81 Кб (Скачать файл)

 

 Социальное назначение государства

Социальное назначение государства  показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства  в обществе, определяет степень вмешательства  государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества. 
Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:  
· консервативная,  
· либеральная,  
· социалдемократическая и  
· коммунистическая концепция социального назначения государства.  
Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке - по мере возрастания роли государства от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую).  
Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.  
Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение). 
Социалдемократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат). 
Коммунистическая концепция. 
Роль государства в обществе максимальна. Государство - главное орудие социальных преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству. 
Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.  
Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом. 
Задача государства - это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития. 
Задачи государства - проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи. 
Задачи государства на современном этапе:  
1. обеспечение самосохранения общества и государства. 
2. обеспечение безопасности и укрепление государства. 
3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества  
4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, националь

Основные функции государства

Функции государства -это  основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства  в обществе.

В функциях государства проявляется  та реальная роль, которую оно играет при решении основных вопросов общественного  развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения  страны. Функции государства устанавливаются  в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том  или ином этапе его развития, и  представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства  определяется внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления  в экономической жизни выдвигают  на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство решать прежде всего  политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней  агрессии вынуждает активнее вести  дипломатическую работу и подготовку населения к отражению возможной  агрессии.

Различают внутренние и внешние  функции государства .

А. Внутренние функции - это  основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Экономическая функция  выражается в выработке и координации  государством стратегии и тактики  развития страны в наиболее  оптимальном режиме. Экономическая  деятельность государства проявляется  в установлении налогов, выдаче  кредитов, инвестиций, определении  льгот в отношении некоторых  субъектов хозяйственной жизни,  строительстве инфраструктуры (дорог,  транспортных, энергетических, информационных  и других систем), государство  должно создать правовые основы  рынка, т. е. как бы разработать  «правила игры» для хозяйствующих  субъектов, принимать меры по  борьбе с монополизмом, стимулировать  предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей  и др. Однако государство может  осуществлять непосредственное  управление предприятиями некоторых  особо важных отраслей народного  хозяйства (энергетика, связь, атомная,  оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно  выступает собственником средств  производства, производителем материальных  благ.

2. Политическая функция  обусловлена необходимостью осуществления  им гармонизации интересов различных  социальных групп. Используя такие  методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство  способно выявить действительную  расстановку социальных сил, учесть  в своей политике интересы  различных социальных групп и  не допустить их открытого  столкновения. Особо важным представляется  процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять  как бы срез общества. Организация  этого процесса, обеспечивающего  народовластие, возлагается на  государстве. Помимо этого государство  обеспечивает защиту конституционного  строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность  и официально представляет население  всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических  делах.

3.Социальная функция. Ее  выполнение позволяет обеспечить  нормальные условия жизни для  всех членов общества вне зависимости  от их участия в производстве  материальных благ, а также от  возраста, пола, здоровья и т. п.  Установление минимального уровня  оплаты труда, пенсий, стипендий,  пособий больным, инвалидам, пожилым  людям, студентам, детям, матерям,  безработным; выделение необходимых  средств на здравоохранение, культурный  отдых, просвещение, строительство  жилья для малооплачиваемых, налаживание  четкой работы транспорта и  связи - это все то, что позволяет  людям вести достойную и активную  жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию.  Однако и в этом деле нужна  осмотрительность: социальная политика  проводится за счет налогов,  отчисляемых от предпринимательской  деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей теряется  стимул работать. Общество может  деградировать. Но в то же  время социальное регулирование  по принципу уравниловки не  способно обеспечить прогресс  общества.

4. Правоохранительная функция,  или функция по установлению  и охране правопорядка-это деятельность  государства по обеспечению точного  и полного выполнения положений  законодательства всеми гражданами, организациями, государственными  органами. Эта функция выполняется  различными методами. Среди них  можно выделить метод правотворчества  (разработка и принятие законов  и других нормативных актов), метод  правоприменения (деятельность компетентных  органов по применению мер  юридической ответственности), организационно-правовой, осуществляемый исполнительными  органами (регулирование ценообразования,  разрешение митингов, демонстраций) и др. Борьба с правонарушениями - очень важная сторона правоохранительной  деятельности государства. Она  ведется с помощью всей системы  правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную  систему, - немалые, и общество  вправе рассчитывать на спокойную  и безопасную жизнь. Однако, если  эти средства не дают отдачи  и преступность не снижается,  правящая элита должна подумать  над тем, эффективно ли она  управляет обществом.

5. Экологическая функция  в последнее время выдвигается  в разряд основных функций  государства. Человечество подошло  к такому рубежу, когда его  деятельность ставит под угрозу  само существование человека: интенсивное  и экстенсивное использование  природных ресурсов, применение  некоторых современных технологий  нарушает баланс в естественной  среде, что изменяет условия  жизни на Земле, делая их  для него невозможными. Безудержная  эксплуатация природы ведет человечество  в пропасть. Государство обязано  предусмотреть и обуздать этот  процесс своими установлениями. Во многих странах разработано  обширное природоохранное законодательство, которое четко регулирует деятельность  людей и организаций в области  использования окружающей среды,  а к его нарушителям применяются  суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая  ликвидацией предприятий, являющихся  источниками загрязнения окружающей  среды).

Существуют также дополнительные функции государства, например, функции  обеспечения национальной безопасности, строительства дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных  бедствий и др.

Б. Внешние функции - это  основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование  государства в современном мире, который становится все более  взаимосвязанным.

1. Функция обороны имела  первостепенное значение в прежние  времена. В настоящее время  мир становится все более цивилизованным, международные организации берут  на себя регулирование территориальных  притязаний и разрешение конфликтов  между государствами, предупреждая  их военное столкновение. И, тем  не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном  сосуществовании, предпочитают держать  свои вооруженные силы в состоянии  боевой готовности, поскольку еще  далеко не все правящие элиты  прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет  любым нецивилизованным правителям  в короткие сроки и на больших  расстояниях наносить разрушительные  удары.

2. Дипломатическая функция  способствует поддержанию приемлемых  отношений со всеми странами  независимо от того, какой идеологии  они придерживаются, какую систему  хозяйствования используют. Нормальные  добрососедские отношения-это тот  минимум общения на международной  арене, который позволяет достичь  стабильности и процветания всего  человечества.

3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается  в политическом сотрудничестве  государств с тем, чтобы исключить  глобальные вооруженные конфликты.  Основным международным органом,  координирующим политические интересы  современных государств, является  ООН, вопросами политического  урегулирования конфликтов занимается  Совет Безопасности -постоянный  орган ООН. Содействуют поддержанию  политической стабильности и  безопасности в мире и региональные  международные организации (Лига  арабских государств, Организация  африканского единства. Организация  американских государств. Ассоциация  стран тихоокеанского региона  и др.).

4. Внешнеэкономическая функция  связана с развитием взаимовыгодного  сотрудничества государств, которое  проявляется в международном  разделении труда, специализации  и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии  кредитно-финансовых связей. Экономическое  сотрудничество наиболее эффективно  между странами, территориально  связанными друг с другом (страны  ЕЭС, СНГ и др.).

5.Культурное сотрудничество  между странами осуществляется  на основе двусторонних и многосторонних  договоров междугосударствами, неправительственными  организациями (Международный союз  архитекторов, Международная шахматная  федерация, Олимпийский комитет  и др.). В рамках ООН культурную  деятельность координирует ЮНЕСКО.

6. Сотрудничество государств  в решении глобальных проблем  современности (рациональное использование  природных ресурсов, охрана окружающей  среды, сохранение энергии, поддержание  мира, проведение демографической  политики и др.).

Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет  эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и  интересы всех народов, входящих в мировое  сообщество.


 

4.Форма государства: форма правления,  форма государственного устройства, политический режим.

Понятие формы государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется  также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной  власти, административно-территориальное  устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной  власти). Форма государства характеризует  отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы  организации высших органов государственной  власти, административно-территориальную  организацию государства. Все эти  правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который  называется государственным устройством.

Термин  «устройство государства» в общей  теории государства и права понимается в различных смыслах. Речь может  идти об устройстве государства как  о форме государства, об устройстве как о форме правления, об устройстве как административно-территориальной  организации. Во всех этих случаях речь идет об устройстве государства (организации  государственной власти), но только в разных аспектах: политико-правовом, структурно-функциональном, административно-территориальном. Государство – это структурированная организация, строящая свою деятельность на основе права.

Форма государства неразрывно связана  с его сущностью. Однако последняя  предопределяет форму государства  не непосредственно, а через его  содержание, обусловливаемое уровнем  культуры, традициями, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими  отношениями, существующими в определенных исторических условиях. Поэтому содержание государства отражает не только то, что свойственно ему как специфическому явлению общества в любых исторических условиях, но также и то, что присуще  тем или иным государствам в силу особенностей конкретно-исторических условий их возникновения и развития.

Форма государства – это сложное  понятие, включающее три элемента: форму  правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства  – это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное  ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства  как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное  воздействие на нее оказывает  уровень экономического развития, достигнутый  обществом на определенном этапе  своего развития, и отношения между  основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени  соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется  то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления  была монархия (разных видов). А после  буржуазных революций в некоторых  странах монархическая форма  правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать  влияние также иные условия, в  частности, географическое положение  страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного  развития и национального сознания народа, степень его политической активности.

Форма государства – это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления  государственной власти и ее взаимодействие с населением. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или  иных государств, выделяя самое основное в формах государства. В теоретическом  осмыслении государственного устройства особое место занимает характеристика формы правления, поскольку именно по форме правления определяют, кто  и как осуществляет государственную  власть в государственно-организованном обществе. Еще в Древнем мире философы и мыслители рассматривали различные  формы правления, выделяя «правильные» и «неправильные» формы организации  государственной власти. Например, один из величайших мыслителей античности Платон исходил из того, что идеальной  формой правления «идеального государства» как государства «лучших и  благородных» является «законная власть немногих» – аристократия. Кроме  того, им выделялись и рассматривались  «законная монархия» – царская  власть и «незаконная» – олигархия.

О многообразии форм государства говорил  и Аристотель – ученик Платона  и одновременно его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью  в государстве, Аристотель определял  ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как  монархию, аристократию и политию, или  умеренную демократию. Эти формы  государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась  общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко  искажаться и превращаться в соответствующие  «неправильные» формы – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

Цицерон, например, выделял в зависимости  от числа правителей три простые  формы государства (царскую власть – монархию, власть оптиматов –  аристократию, а также народную власть – демократию) и смешанную форму.

В эпоху Нового времени в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки  обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и  предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления.

В настоящее время в юридической  и политологической литературе классификация  формы государства осуществляется главным образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация  и конфедерация), форме государственного (политического) режима (демократические  или авторитарные методы государственного правления).

Некоторые авторы, например, помимо названных  элементов, выделяют следующие формы  государства: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент – отрезок  целого) и поликратическая (плюралистическая). При этом под монократической  формой государства понимают такое  государство, при котором государственная  власть характеризуется высокой  степенью централизации в руках  одного лица или органа (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар). Ни разделение властей, ни подлинная автономия в территориально-политическом устройстве, ни реальное местное самоуправление при такой форме не допускаются. В государственном режиме доминируют авторитарные методы управления. Сегментарная государственная форма предполагает определенное разделение полномочий между  различными институтами государственной  власти по управлению обществом. Эта  форма характеризуется наличием конституции и парламента, провозглашаются  и отчасти осуществляются демократические  права и свободы, признается разделение властей, определенная степень местного самоуправления. Сегментарная форма  государства существует в таких  странах, как Венесуэла, Египет, Иордания, Марокко и др.

Поликратическая государственная форма характеризуется  демократическими правовыми методами управления обществом, гарантиями основных прав и свобод личности, разделением  властей, системой взаимных сдержек  и противовесов, значительной степенью автономии административно-территориальных  единиц и субъектов федерации (там, где она существует), наличием самостоятельных  органов местного самоуправления. Это  такие развитые страны, как США, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония и  др.

На  сегодняшний день конституция каждой страны четко закрепляет и регламентирует структуру, способы формирования и  правовое положение высших органов  государственной власти (главы государства, парламента и правительства), а также  установленный порядок взаимоотношений  между ними.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляет основные признаки государственного устройства Российской Федерации. Статья 1 устанавливает, что «Российская  Федерация – Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления». Это значит, что Россия по форме  государственного устройства – федерация, которая состоит из субъектов  федерации, по форме правления –  республика, где глава государства  и парламент избираются путем  прямых выборов гражданами страны, а в государственном управлении действует принцип разделения властей. Государственный режим осуществляется демократическими методами управления и гарантиями конституционных прав и свобод человека и гражданина. Некоторые важнейшие признаки Российской Федерации содержатся и в других статьях Конституции. Прежде всего  это определение Российской Федерации  как социального (ст. 7) и светского (ст. 14) государства.

Информация о работе Геодезия