Общие требования к охране водных объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:09, реферат

Краткое описание

Целью работы является всестороннее изучение и полное рассмотрение мер к охране водных объектов.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

«Основными положениями государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития» предусматриваются следующие основные направления деятельности в области охраны водных экосистем: сохранение природного комплекса озера Байкал, осуществление программы «Возрождение Волги», восстановление нарушенной экологии прибрежной полосы Черного моря, сохранение природных комплексов Онежского и Ладожского озера и Невской губы.

На федеральном уровне определяются вопросы научно-технической  политики в области охраны вод, организации  и финансирования фундаментальных  и прикладных научных исследований, принципы экономического регулирования  восстановления и охраны водных объектов и другие вопросы общегосударственного значения, связанные с использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

Субъекты федерации  организуют охрану водных объектов, находящихся  в их собственности. Ими разрабатываются  и принимаются законодательные  и иные нормативные акты, регулирующие охрану водных объектов, в пределах территории субъектов Федерации, осуществляется государственный контроль за использованием и охраной вод. К их полномочиям относится разработка и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране вод, а также проводятся другие региональные водоохранные мероприятия в соответствии со ст. 66 Водного кодекса.

Субъекты Федерации  принимают участие в решении  общегосударственных вопросов по восстановлению и охране водных объектов; разработке и реализации федеральных программ по восстановлению и охране водных объектов; в разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов; в подготовке, заключении и реализации бассейновых соглашений о «восстановлении и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности».

Осуществление органами государственного управления Российской Федерации и субъектов Федерации  установленных законодательством  полномочий направлено на обеспечение  сбалансированности экономического использования и улучшения состояния водных объектов.

Охрана водных ресурсов - деятельность, направленная на сохранение и восстановление водных объектов.

Основными являются показатели, характеризующие водозабор, водопотребление  и водоотведение, сброс загрязненных сточных вод в природные водные объекты.

Водозабор - объем изъятия водных ресурсов из поверхностных (включая моря) водоемов и подземных горизонтов с целью дальнейшего потребления воды. В общий объем забора входят используемые шахтно-рудничные воды, получаемые при добыче полезных ископаемых.8 В этот показатель не включается объем пропуска воды через гидроузлы для производства электроэнергии, шлюзования судов, пропуска рыбы, поддержания судоходных глубин и др. Также не учитывается объем забора транзитной воды для подачи в крупные каналы.

Водопотребление (использование воды) - использование забранных из различных источников водных ресурсов (включая морскую воду) для удовлетворения хозяйственных нужд. Сюда не включается оборотное водопотребление, а также повторное использование сточной и коллекторно-дренажной воды.

Нормативно-очищенные  сточные воды - стоки, которые прошли очистку на соответствующих сооружениях, и отведение которых после очистки в водные объекты не приводит к нарушению норм качества воды в контролируемом створе или пункте водопользования, т.е. содержание загрязняющих веществ в этих сточных водах должно соответствовать утвержденному предельно допустимому сбросу (ПДС).

Нормативно-чистые сточные  воды - стоки, отведение которых без очистки в водные объекты не приводит к нарушению норм и качества вод в контролируемом створе или пункте водопользования.

Оборотное и последовательное использование воды - объем экономии забора свежей воды за счет применения систем оборотного и повторного водоснабжения, включая использование сточной и коллекторно-дренажной воды.9 К оборотному использованию не относится расход воды в системах коммунального и производственного теплоснабжения.

Загрязненные сточные  воды - производственные и бытовые (коммунальные) стоки, сброшенные в поверхностные водные объекты без очистки (или после недостаточной очистки) и содержащие загрязняющие вещества в количествах, превышающих утвержденный предельно допустимый сброс. Сюда не включаются коллекторно-дренажные воды, отводимые с орошаемых земель после полива.

Предельно допустимый сброс - максимальное количество веществ в сточных водах, допустимое для сброса в данном пункте водного объекта в единицу времени, не нарушающее нормы качества воды в заданном створе (участке водоема). В статистике соотношение фактического сброса и ПДС является основным показателем, характеризующим степень (категорию) загрязненности сточных вод.

Очистка сточных вод - обработка сточных вод с целью извлечения, удаления, нейтрализации содержащихся в них загрязняющих примесей до установленных нормативов. Для очистки сточных вод применяют различные методы: механический, физико-химический, биологический.

Водоотведение - объем сброса всех видов сточных вод непосредственно в водоемы, подземные горизонты, бессточные впадины, а также передача сточных вод другим предприятиям (организациям). К бессточным впадинам приравниваются поля фильтрации, с которых очищенные сточные воды в водные источники не отводятся. В объем водоотведения включают также производственные, коммунальные, шахтные, рудничные и другие аналогичные воды (для оросительных систем - дренажные и др. сбросные воды), а также сточные воды, полученные со стороны. Водоотведение измеряется в кубических метрах, изучается в статистике в ведомственном и территориальном разрезе, а также по бассейнам отдельных рек.

Для предупреждения загрязнения  водных объектов граждане и юридические  лица при использовании вод должны осуществлять: производственно-технические, мелиоративные, санитарные и другие мероприятия, способствующие охране вод.

К производственно-техническим  относятся: разработка и внедрение  технологических процессов, исключающих  или сводящих к минимуму сбросы сточных  вод, создание водооборотных и бессточных систем, очистка стоков с целью  удаления вредных веществ.

Мелиоративные работы, способствующие охране водных ресурсов, подразделяются на лесную, агротехническую, гидротехническую мелиорацию. Это выращивание древесной  и кустарниковой растительности с целью уменьшения поверхностного стока и ослабления процессов эрозии; правильное ведение сельскохозяйственных работ; регулирование водно-воздушного режима почв при возделывании различных сельхозкультур. К мелиоративным мероприятиям относятся работы в целях предотвращения образования оврагов, оползней, борьба с селями.

Организованное проведение производственно-технических, мелиоративных, санитарных мероприятий позволяет  существенно уменьшить загрязнение  водных объектов.

3.1 Статистика водных ресурсов

 Статистика водных ресурсов - подотрасль статистики окружающей среды и природных ресурсов, изучающая запасы водных ресурсов, их состав и состояние, обеспеченность экономики водными ресурсами, водозабор, водопотребление, водоотведение, а также деятельность, направленную на сохранение и восстановление водных объектов.

Объектом статистического наблюдения по водным ресурсам являются водопользователи различных водных источников, из которых осуществляется забор воды - рек, озер, водохранилищ, каналов, подземных горизонтов. Использование воды на производственные, хозяйственно-питьевые нужды, в различных системах орошения, сельскохозяйственное водоснабжение; потери воды, сброс сточных вод в поверхностные водные объекты и подземные горизонты; количество различных загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами.10 Наблюдению также подлежат организация водоохранных зон, облесение, залужение земель в прибрежных водоохранных полосах, расчистка и дноуглубление, регулирование русел малых рек.

Единицей статистического  наблюдения в подотрасли являются предприятия, учреждения и организации всех отраслей экономики - водопользователи, независимо от источников водоснабжения и приемников сточных вод.

Формой статистического  наблюдения являются годовая статистическая отчетность, а также выборочные обследования.

Сводка статистических данных по водным ресурсам производится в следующих разрезах:

- по регионам России;

- по отдельным бассейнам морей и рек;

- по отраслям экономики.

Водные ресурсы - запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые  используются или могут быть использованы.

Использование водных ресурсов - получение различными способами  пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан  и юридических лиц.

3.2 Особо охраняемые водные объекты

Природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Особо охраняемые водные объекты могут быть отнесены к особо охраняемым водным объектам федерального, территориального (регионального) и местного значения.

Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:

- участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

- водно-болотные угодья;

- водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;

- зоны охраны истока или устья водных объектов;

- места нереста ценных видов рыб;

- иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.

Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории особо охраняемых водных объектов.

Особо охраняемые водные объекты, находящиеся в федеральной  собственности и являющиеся частью уникального природного комплекса, могут использоваться и охраняться в соответствии с федеральным законом.

Охрана и использование  особо охраняемых водных объектов осуществляются в соответствии с законодательством  Российской Федерации об особо охраняемых территориях.

Установление особой охраны означает, что водный объект полностью или частично, постоянно или временно изымается из хозяйственной деятельности. Решение об установлении статуса особой охраны принимает орган исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды.11

Особо охраняемые водные объекты могут представлять отдельную  акваторию (территорию): памятник природы, государственный природный заказник, либо входить в особо охраняемую территорию, установленную законодательством Российской Федерации: государственный природный заповедник, национальный или природный парк, дендрологический парк или ботанический сад, курорт, лечебно-оздоровительную местность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, предпринятая нами попытка рассмотреть юридическое  понятие «воды» позволяет сделать  несколько основных выводов, касающихся следующих проблем. Наука «экологическое право» должна сосредоточиться на четком определении юридического понятия «воды», опирающегося на профессиональные юридические и прикладные науки. Наряду с этим, необходимо определить соотношение водного права и водного законодательства как комплексной отрасли российского законодательства. Кроме того, практической задачей является разработка концепции о правонарушениях и юридической ответственности за нарушение водного законодательства: здесь важно применить теоретические основы российского права и четко описать виды правонарушений в сфере водного законодательства. Каждый из видов правонарушения должен иметь критерии, позволяющие отграничивать один вид от другого.

Почти повсеместное загрязнение  вод, неконтролируемый отлов пород  ценных рыб и иная «равнодушно-халатная»  деятельность человека – все это может привести к гибели источников, а вместе с ними к гибели более весомых водных объектов, может погибнуть животный и растительный мир.

Полное выполнение уже существующего на данный момент водного законодательства практически полностью решило бы проблемы водных объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Кодекс, 2007.

2. Водный Кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 28.07.2012).

3. Арустамов Э.А., Баркалова Н.В., Левакова И.В. Экологические основы природопользования - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2010.

4. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. – М.: Юрайт, 2011.

5. Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник. – М.: Консультант Плюс, 2009.

6. Лапина М.А. Экологическое право. Курс лекций. - М.: Консультант Плюс 2008.

7. Сиваков Д.О. Водное право России. Учебно-практическое пособие. - М.: Юстицинформ, 2000.

8. Снакин В.В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник. - М.: Academia, 2007.

Информация о работе Общие требования к охране водных объектов