Государственный учет водных ресурсов и объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

Действующая в России система сбора, учета, обобщения и хранения информации о состоянии и использовании водных ресурсов и объектов, необходимая для текущего и перспективного планирования, предусматривает следующие операции:
1) ведение государственного учета использования вод;
2) ведение государственного мониторинга водных объектов;
3) ведение государственного водного кадастра;
4) составление водохозяйственных балансов;
5) составление схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

Вложенные файлы: 1 файл

прир польз 1.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный учет водных ресурсов и объектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2006

 

Государственный учет водных ресурсов и объектов

 

Действующая в России система сбора, учета, обобщения  и хранения информации о состоянии  и использовании водных ресурсов и объектов, необходимая для текущего и перспективного планирования, предусматривает следующие операции:

1) ведение государственного  учета использования вод;

2) ведение государственного  мониторинга водных объектов;

3) ведение государственного  водного кадастра;

4) составление водохозяйственных  балансов;

5) составление схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

6) государственная экспертиза  проектной документации;

7) государственная   регистрация  лицензий и   договоров  на право пользования поверхностными водными объектами;

8) ведение государственного  регистра гидротехнических сооружений.

Государственный учет использования вод ведется в соответствии со статьей 79 Водного кодекса Российской Федераций по единой системе и базируется на данных учета использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, а также данных государственного мониторинга водных объектов.                                                                             

Начиная с 1972 года в нашей стране действует единый порядок учета, согласно которому каждый водопользователь обязан представить в территориальное подразделение федерального органа управления государственным водным фондом ежегодный отчет об использовании воды по так называемой форме № 2-777 (водхоз) федерального государственного статистического наблюдения. В этой строго унифицированной форме в виде нескольких таблиц отражаются количество воды, забранной из всех видов источников и использованной для всех видов нужд, а также еще целый ряд показателей, характеризующих конкретную систему водопотребления и водоотведения.

Государственный учет поверхностных и подземных  вод представляет собой систематическое  определение и фиксацию в установленном  порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.

Государственный учет поверхностных и подземных  вод осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Данные государственного учета поверхностных и подземных вод характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, степени их изученности и использования. Государственный учет подземных и поверхностных вод осуществляется в Российской Федерации по единой системе и базируется на данных учета использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и государственного мониторинга водных объектов.

Государственный водный кадастр представляет собой  свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется в Российской Федерации по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.

Представление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр, является обязательным.

Данные государственного водного кадастра являются основой  для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственный учет поверхностных и подземных  вод и ведение государственного водного кадастра осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда с участием федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).

Порядок осуществления  государственного учета поверхностных  и подземных вод устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок ведения  государственного водного кадастра определяется водным законодательством  Российской Федерации.

Федеральный орган  исполнительной власти в области  управления использованием и охраной  водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в государственном водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации.

 

Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за показателями их состояния, обеспечивающую сбор, обработку и передачу полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования развития и предотвращения вредных последствий этих процессов, а также определения эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.

Положение о ведении  государственного мониторинга водных объектов утверждено постановлением Правительства  Российской Федерации от 14 марта 1997 года № 307, в соответствии с которым  мониторинг водных объектов должны были вести совместно МПР России и Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Сейчас, согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №.314, функции по проведению всех видов мониторинга водных объектов переданы соответствующему органу МПР России. Результаты мониторинга используются для различных целей и в том числе для ведения государственного водного кадастра.

Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

  • своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов;
  • оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий;
  • информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.
  • Государственный мониторинг водных объектов включает:
  • регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод;
  • сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;
  • создание и ведение банков данных;
  • оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.
  • Государственный мониторинг водных объектов состоит из:

мониторинга поверхностных  водных объектов суши и морей;

мониторинга подземных  водных объектов;

мониторинга водохозяйственных  систем и сооружений.

 Мониторинг  подземных водных объектов ведется на базе опорной государственной сети наблюдений за режимом подземных вод системы Министерства природных ресурсов Российской Федерации, сети наблюдений за режимом подземных вод других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, пользующихся подземными водами либо оказывающих на них влияние.

Мониторинг  поверхностных вод ведется на базе государственной сети гидрометеорологических станций и постов системы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, станций и постов других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с привлечением иных источников получения информации (искусственных спутников Земли, авиационных, экспедиционных и других наблюдений).

Ведение государственного мониторинга водных объектов осуществляется на локальном, территориальном, региональном (бассейновом) и федеральном уровнях.

На локальном  уровне мониторинг водных объектов осуществляют водопользователи, которые ведут систематические наблюдения за водными объектами в порядке, определяемом территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, и представляют данные наблюдений в указанные органы в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.

На территориальном  уровне мониторинг водных объектов осуществляют территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации  и Федеральной службы России по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают наблюдение, сбор, контроль, обработку, обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение территориальных банков данных и передачу данных мониторинга на региональный (бассейновый) уровень.

На региональном (бассейновом) уровне мониторинг водных объектов осуществляют бассейновые водохозяйственные  управления, региональные геологические центры и другие уполномоченные на то территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. На региональном (бассейновом) уровне проводится обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение региональных (бассейновых) банков данных по соответствующему региону (бассейну) и передача данных на федеральный уровень.

На федеральном уровне ведение мониторинга водных объектов обеспечивается Министерством природных  ресурсов Российской Федерации и  Федеральной службой России по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды.

На федеральном уровне осуществляется обобщение данных мониторинга регионального (бассейнового) уровня, ведение банков данных, подготовка данных мониторинга водных объектов для государственных докладов и официальных публикаций, информационный обмен на межведомственном и международном уровнях в установленном порядке.

Финансирование работ, связанных с ведением государственного мониторинга водных объектов, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, экологических фондов и средств водопользователей

 

Ведение Государственного водного кадастра (ГВК) должны были осуществлять (согласно статье 79 Водного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1403 «О ведении Государственного водного кадастра Российской Федерации») МПР России и Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) за счет средств федерального бюджета. При этом МПР России должно было вести ГВК по двум разделам: «Подземные воды» и «Использование вод», а Росгидромет — по разделу «Поверхностные воды». С марта 2004 года все эти работы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 должно осуществлять Федеральное агентство водных ресурсов МПР России.

ГВК должен включать данные:

1) о поверхностных  водных объектах (реки, озера, болота, водохранилища, пруды, каналы  межбассейнового распределения  и комплексного использования  водных ресурсов, ледники, снежники), внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации;

2) о подземных водных объектах (бассейны, водоносные горизонты и месторождения подземных вод, их естественные выходы);

3) о водохозяйственных  объектах:

— сооружениях для  забора воды из водных объектов (головные сооружения каналов, насосные станции, водозаборные скважины и др.);

— сооружениях для  сброса в водные объекты сточных, дренажных и шахтных вод (коллекторы, нагнетательные скважины, водовыпуски, шахтные и карьерные дренажи);

— сооружениях для  очистки использованных вод и  других водохозяйственных объектах.

При этом для целей  ГВК должны быть обеспечены:

• разработка классификаторов  подземных вод;

• сбор, контроль, обработка, хранение и выдача информации ГВК  по разделам;

• разработка способов хранения и кодирования информации;

• проектирование, испытание и внедрение автоматизированных информационных систем ГВК по разделам;

• обобщение данных, подготовка к печати и издание ГВК по разделам.

Водопользователи, а также  организации, осуществляющие наблюдение за режимом, ресурсами и качеством  поверхностных и подземных вод, должны обеспечивать регулярное представление данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр Российской Федерации, Федеральному агентству водных ресурсов.

Данные государственного водного кадастра Российской Федерации являются официальными и служат для:

оценки и  прогнозирования изменений гидрологических  и гидрогеологических условий, ресурсов водных объектов и качества вод;

разработки  федеральных и бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

подготовки  и выдачи лицензий на пользование водными объектами;

осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;

исчисления  водного налога и платы за пользование  водными объектами, наложения штрафов  и предъявления исков за нарушение  водного законодательства;

обеспечения водопользователей  необходимой информацией о водных объектах;

разрешения споров, возникающих  по поводу пользования водными объектами.

Финансирование ведения  ГВК производится из федерального бюджета.

Нормативно-методические документы по ведению государственного водного кадастра Российской Федерации разрабатываются и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации

Информация о работе Государственный учет водных ресурсов и объектов