Общие требования к охране водных объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:09, реферат

Краткое описание

Целью работы является всестороннее изучение и полное рассмотрение мер к охране водных объектов.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Тема моей работы : «Общие требования к охране водных объектов».

Актуальность выбранной проблематики связана с рациональным использованием водных объектов и охраны вод.

Целью работы является всестороннее изучение и полное рассмотрение мер к охране водных объектов.

Для регулирования водного  законодательства в Российской Федерации  был создан Водный Кодекс.

В действующем Кодексе следует обратить особое внимание на такие положения, как право собственности на водные объекты, детальное урегулирование разрешительного порядка водопользования, сочетание административных и договорных способов правового регулирования водных отношений, узаконение практики регулирования водных отношений по основным бассейнам поверхностных вод с помощью бассейновых соглашений, комплекс правил по экономическому регулированию использования, восстановления и охраны водных объектов.

Охрана водных объектов регулируется главой 6 Водного Кодекса Российской Федерации.

В регулировании отношений  собственности на воды примечательным является осторожный подход к внедрению многообразия форм и видов собственности. Как бы ни давила на нас эйфория рыночных отношений, воды остаются такой вещью, которая вряд ли в большей своей части без ущерба для страны может быть полностью обращена в частную собственность. Законодатель в данном случае проявил больше благоразумия, чем можно было ожидать, и уважения к исторической традиции преемственности в праве, записав, что все не находящиеся в муниципальной собственности, в собственности граждан и юридических лиц водные объекты, являются государственной собственностью. Не сказано, что исключительной государственной собственностью, но в настоящее время другой, широко распространенной и нет.

1.Водные объекты. Понятия водных объектов

Воды являются важнейшим  компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

В отличие от земли, которая в  качестве объекта земельных правоотношений выступает как однородная категория, воды характеризуются огромным разнообразием  видовых различий. Для того чтобы при регулировании водных отношений в формулировках правовых актов и норм каждый раз не перечислять все виды вод, законодатель установил единое понятие - водный объект, который символизирует тот или иной конкретный материальный предмет водных отношений, отвлекаясь от видовых различий.

Водным объектом является только такое сосредоточение воды, которое имеет границы, объем и черты водного режима.

В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков  водные объекты подразделяются на:

1.Поверхностные водные объекты - постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод,  дна и берегов.1

Поверхностные водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно. Многие наиболее важные для страны водные объекты используются одновременно для разнообразных целей с различным режимом пользования. На одном и том же водном объекте происходит наложение режимов различных видов

поверхностных водных объектов - источников питьевого водоснабжения, рыбохозяйственных водоемов, судоходных путей общего пользования, источников гидроэнергии и т.д. В связи с этим возникнет конкуренция целей водопользования, а, следовательно, и конкуренция прав водопользователей: это одна из наиболее конфликтных областей использования и охраны водных ресурсов, требующая особенно четкой правовой регламентации.

Поверхностные водные объекты подразделяются на:

- поверхностные водотоки и водохранилища на них;

- поверхностные водоемы;

- ледники и снежники.

Рассмотрим более подробно подразделение  поверхностных водных объектов.

Поверхностные водотоки - это поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К ним относятся реки и водохранилища, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов. 

Поверхностными водоемами являются поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды.

Ледниками водное законодательство признает движущееся естественное скопление льда атмосферного происхождения на земной поверхности.

Снежники - неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.

2.Внутренние морские воды. К ним относятся морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации.2

3.Территориальное море Российской Федерации. Относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации.

4.Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

К подземным водным объектам относятся:

- водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;

- бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;

- месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;

- естественный выход подземных вод - выход подземных вод на суше или под водой.

Кроме того, ВК РФ подразделяет водные объекты на внутренние  воды  и трансграничные (пограничные) водные объекты. Все водные объекты на территории России, за исключением территориального моря Российской Федерации, являются внутренними водами. Поверхностные и подземные водные объекты, которые  обозначают,  пересекают границу между двумя  или  более иностранными государствами или по которым пролегает Государственная граница Российской Федерации, являются трансграничными (пограничными) водными объектами3.

Наряду с указанной  классификацией, водное законодательство выделяет также водные объекты общего и особого пользования. Водными  объектами общего пользования являются те, которые находятся в общедоступном, открытом пользовании. На таких водных объектах осуществляется общее водопользование в порядке, установленном водным законодательством. Ограничения использования водных объектов общего пользования допускаются, если это прямо предусмотрено российским законодательством.

Водные объекты, находящиеся  в государственной собственности, а также обособленные водные объекты, являющиеся муниципальной собственностью, относятся к числу объектов общего пользования,  если в водоохранных,  экологических или иных интересах российским законодательством не предусмотрено иное. Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, в установленном порядке могут использоваться как объекты общего пользования лишь при условиях регистрации данного ограничения права собственности в едином государственном реестре и выплаты вознаграждения собственнику. Водные объекты, которыми может пользоваться ограниченный круг лиц, признаются объектами, не состоящими в общем пользовании, т.е. они являются водными объектами особого пользования. Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством. Предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа объектов общего пользования. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Нормирование в области охраны вод

Водоёмы используют для  водоснабжения населения, промышленности, сельского хозяйства, для разведения  рыбы, перевоза грузов водным транспортом, выработки электроэнергии и отдыха. Кроме того, водоёмы служат естественными приемниками хозяйственно-бытовых, промышленных и сельскохозяйственных сточных вод.

Питьевая вода должна быть безвредна для человека, иметь  хорошие органолептические свойства, которые характеризуются интенсивностью допустимого изменения запаха, вкуса и цвета. Концентрация химических веществ, попадающих в источники со стоками, не должна превышать допустимых норм, установленных Министерством здравоохранения РФ для источников централизованного водоснабжения.

Основное нормативное  требование к качеству воды в водных объектах - это соблюдение установленных предельно допустимых концентраций (ПДК). Для водных объектов ПДК это такая концентрация вредных веществ в воде, при превышении которой вода становится непригодной для одного или нескольких видов водопользования и водопотребления. Единица измерения ПДК — мг/л или г/л.

 Однако соблюдения  ПДК вредных веществ недостаточно  для обеспечения качества воды  в водоеме. Это обусловлено  тем, что, кроме сбросов данного предприятия, вода загрязняется и от дождевых смывов берегов, от предприятий, расположенных выше данного предприятия вверх по течению. Несколько сбросов со своей ПДК попадают в водоем и значительно повышают концентрации вредных веществ в воде. Чтобы избежать такой ситуации и гарантировать качество воды в водоеме для водопользования и водопотребления, для каждого предприятия устанавливают предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ.5

Согласно ГОСТу предельно  допустимый сброс вредного вещества — это его максимальная масса в сточных водах, поступление которой в водоем с установленным режимом не приводит к превышению ПДК этого вещества в контрольном пункте. Таким образом, ПДС устанавливается с учетом наличия вредных веществ с одинаковыми показателями вредности (например, ядохимикаты, нефтепродукты), поступающих в водоем из населенных пунктов, расположенных выше по течению.

Не все сточные воды могут  быть сброшены в водоемы. Имеются определенные ограничения для промышленных предприятий. Так, запрещается сбрасывать в водные объекты следующие виды сточных вод:

- воды, которые могут быть использованы в системах оборотного и повторного водоснабжения (отопительные системы, охлаждающая вода резиносмесителей, вальцев и каландров, холодильников);

- воды с ценными примесями, подлежащими утилизации на данном или других предприятиях;

- воды, содержащие сырье и реагенты, полупродукты и продукты в количествах, превышающих нормативы технологических потерь;

- воды, содержащие вредные вещества, для которых не установлены ПДК;

- воды, которые могут быть использованы для орошения в сельском хозяйстве.6

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Общие требования к охране водных объектов

Значение вод как  важнейшего компонента природной среды, обеспечивающего экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира, определяет необходимость осуществления государственного управления их охраной.

Осуществляя деятельность по управлению охраной водных объектов, органы общего государственного управления выполнение определенных функций по охране вод возлагают на органы государственного управления специальной компетенции - Государственный Комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ, Госкомсанэпиднадзор.

Центральным органом специальной  компетенции, осуществляющим управление в области охраны вод, является Государственный  Комитет Российской Федерации водного  хозяйства, обеспечивающий рациональное использование и охрану водных объектов в интересах Российской Федерации и субъектов Федерации. Возложенные на него полномочия Комитет осуществляет непосредственно, либо через свои территориальные органы.

Отнесенное к совместной компетенции  управление в области охраны водных объектов требует выработки единства требований и объединения усилий Российской Федерации и субъектов Федерации.7 Оно нуждается в федеральном регулировании, основанном на взаимодействии Федерации и субъектов Федерации.

К полномочиям Российской Федерации  в области охраны водных объектов относится определение единой государственной политики, разработка и реализация общегосударственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов. На основе федерального закона устанавливаются порядок и условия использования и охраны водных объектов. К полномочиям органов государственного управления Российской Федерации относится установление порядка организации и проведения государственного контроля за использованием и охраной вод, порядка установления и урегулирование режима водоохранных зон, установление режима особо охраняемых территорий, находящихся в федеральной собственности.

Федеральными органами государственного управления решаются все важнейшие  вопросы охраны водных объектов. Это  разработка и реализация федеральных  государственных программ по восстановлению и охране водных объектов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов. Ими координируется деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны вод.

Информация о работе Общие требования к охране водных объектов