Экономическая сущность и значение составление проекта федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение составления проекта федерального бюджета.
Задачами данной работы являются:
изучение основ составления проекта федерального бюджета;
изучение участников составления проекта федерального бюджета;
изучение путей развития составления проекта федерального бюджета;

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая сущность и значение составление проекта федерального бюджета.docx

— 34.38 Кб (Скачать файл)

До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются: 

Президент Российской Федерации;

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

Федеральное казначейство;

органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

Счетная палата Российской Федерации;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

государственные внебюджетные фонды;

главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

I. Президент Российской Федерации (Администрация Президента Российской Федерации) определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием Российской Федерации.

II. Парламент Российской Федерации (Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации)

III. Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.

IV. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) – центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:

– составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– представляет по поручению Правительства Российской Федерации сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

– осуществляет методологическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;

– устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

– составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;

– представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;

– разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

– разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации;

– осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями;

– разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации;

– осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

– устанавливает Единый план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;

– обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

– предоставляет по поручению Правительства Российской Федерации от имени Российской Федерации государственные гарантии субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

– регистрирует эмиссии займов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

– ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;

– осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, управление государственным долгом Российской Федерации;

– организует исполнение федерального бюджета;

– принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности и др.

При этом министр финансов Российской Федерации имеет исключительное право дать разрешение на совершение следующих действий: утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета; предоставление бюджетных кредитов из средств федерального бюджета и др. Совершение указанных действий без разрешительной надписи министра финансов является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. Министр финансов имеет право запретить главным распорядителям бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если министру финансов поступило представление Счетной палаты Российской Федерации или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, свидетельствующее о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств.

В состав Центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации входят следующие департаменты и отделы.

1. Департамент бюджетной политики включает следующие отделы: бюджетного законодательства; бюджетного планирования; межгосударственных финансов; организации исполнения федерального бюджета; Сводный отдел анализа и прогнозирования доходов; анализа и прогнозирования доходов от прямых налогов и прочих платежей; анализа и прогнозирования доходов от косвенных налогов и ресурсных платежей; резервных фондов; бюджетной политики в сфере государственной службы; финансового обеспечения судебной системы; нормативного правового обеспечения государственной службы; оплаты труда государственных служащих и анализа административных расходов; методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации; методологии формирования расходных обязательств и исполнения бюджетов.

2. Департамент бюджетной политики в отраслях экономики включает следующие отделы: Сводный отдел; отделы бюджетной политики в области транспорта, дорожного хозяйства и связи; бюджетной политики в сфере землепользования, недропользования и экологии; бюджетной политики в области гражданской промышленности и энергетики; бюджетной политики в области сельского хозяйства и рыболовства; бюджетной политики в области формирования федеральных целевых программ, программ развития регионов; бюджетной политики в области жилищных субсидий и методологии финансирования бюджетных капитальных расходов.

3. Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки включает отделы: Сводный отдел; отделы бюджетной политики в сфере образования; бюджетной политики в сфере здравоохранения и физической культуры; бюджетной политики в сфере научной и научно-технической деятельности и гражданского назначения; бюджетной политики в сфере социального обеспечения и программ государственной занятости населения; обязательного социального страхования и государственных внебюджетных фондов; бюджетной политики в сфере культуры и средств массовой информации.

4. Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа включает отделы: сводного анализа в сфере национальной обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности; нормативного правового обеспечения в сфере государственной военной и правоохранительной службы; бюджетной политики в сфере национальной обороны; бюджетной политики в сфере безопасности государства и правоохранительной деятельности; бюджетной политики в сфере юстиции, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; бюджетной политики в сфере военно-технического сотрудничества; бюджетной политики в сфере государственного оборонного заказа, мобилизационной подготовки экономики и материального резерва.

5. Департамент межбюджетных отношений включает: Сводный отдел; отделы организации бюджетного процесса в субъектах РФ; мониторинга и взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ; муниципальных образований; реформы жилищно-коммунального хозяйства; методологии межбюджетных отношений.

6. Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов включает: отделы международного сотрудничества; взаимоотношений с международными банками; внешнего долга; внешних активов; государственных внутренних активов; внутреннего долга; методологии и регулирования долга субъектов РФ и муниципальных образований; учета, анализа и отчетности; по управлению средствами Стабилизационного фонда.

7. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики включает отделы: координации и контроля деятельности Федеральной налоговой службы, анализа и общих вопросов; применения общих правил законодательства о налогах и сборах; налогообложения прибыли (дохода) организаций; налогообложения доходов граждан и единого социального налога; имущественных и прочих налогов; налогов и доходов от использования природных ресурсов; косвенных налогов; международного налогообложения; таможенных платежей; нормативного регулирования определения таможенной стоимости.

8. Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности включает отделы: регулирования финансово-бюджетного надзора и финансового мониторинга; методологии бухгалтерского учета и отчетности; нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности; регулирования аттестации, лицензирования и повышения квалификации аудиторов, координации контроля в сфере обязательного аудита и деятельности профессиональных аудиторских объединений.

  9. Департамент финансовой политики включает отделы: пенсионной реформы; финансовых рынков и имущественных отношений; регулирования лотерейной деятельности и производства защищенной полиграфической продукции; регулирования страховой деятельности; организации комплексных выплат; банковской деятельности; денежно-кредитной политики.

10. Правовой департамент включает отделы: правового обеспечения государственной долговой политики, оборонного комплекса и правоохранительных органов, финансового рынка и межбюджетных отношений; правового обеспечения бюджетной политики, деятельности подведомственных организаций и систематизации нормативных актов; правового обеспечения налоговой и таможенно-тарифной политики, контроля и надзора, аудита, бухгалтерского учета и отчетности; судебной защиты.

V. Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

– производит распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным БК РФ;

– открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ;

– устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

– ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ и др.

Единый счет Федерального казначейства находится в Банке России и представляет собой счет, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ по исполнению федерального бюджета.

Использование Единого счета – новая информационная технология исполнения федерального бюджета, посредством которой осуществляется:

– централизация доходов и средств федерального бюджета;

– централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете;

– ежедневное отражение в Главной книге Федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета.

VI. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей.

Система налоговых органов построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации. Основным элементом в этой системе являются государственные налоговые инспекции по соответствующей территории (республике, краю, области, городу, району), которые выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на обслуживаемой территории.

Информация о работе Экономическая сущность и значение составление проекта федерального бюджета