Экономическая сущность и значение составление проекта федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение составления проекта федерального бюджета.
Задачами данной работы являются:
изучение основ составления проекта федерального бюджета;
изучение участников составления проекта федерального бюджета;
изучение путей развития составления проекта федерального бюджета;

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая сущность и значение составление проекта федерального бюджета.docx

— 34.38 Кб (Скачать файл)

Введение

Составление проекта бюджета является одним из этапов бюджетного планирования. Она заключается в первостепенной важности государственного бюджета  для функционирования государства, развития национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования.  Именно от информационной базы составления проекта бюджета, зависит качество составленного федерального бюджета. А от качества формирования бюджета зависит эффективность реализации финансовой политики государства. Ведь именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. 
   Целью данной работы является изучение  составления проекта федерального бюджета.

  Задачами  данной работы являются: 
изучение основ составления проекта федерального бюджета; 
изучение участников составления проекта федерального бюджета; 
изучение путей  развития  составления  проекта федерального бюджета;

    Актуальность данной темы заключается в том, что составление бюджетов - стадия бюджетного процесса, на который определяется состав и объем доходов, расходов и поступлений из источников финансирование дефицита бюджета на очередной финансовый год.

 

    1. Экономическая сущность  и значение составление проекта федерального бюджета

Составление проекта бюджета является одним из этапов бюджетного планирования. Главная задача разработки проекта федерального бюджета- определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства.

Составление проекта федерального бюджета – исключительная прерогатива Правительства РФ. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ. Работа над проектом начинается за 12 месяцев до начала планируемого года.

В целях своевременного  и качественного составления проектов бюджетов соответствующие финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Составление проекта бюджета основывается на:

  1. Бюджетном послании Президента
  2. Прогнозе социально-экономического развития
  3. Основанных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Бюджетное послание Президента  направляется  Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании Президента определяется бюджетная политика на очередной год и плановый период.

 Прогноз социально-экономического  развития разрабатывается на  период не менее трех лет  и одобряется правительством.

Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода  и добавления параметров второго года планового периода. В пояснительной записке  к прогнозу приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными или рассмотрения проекта бюджет влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

Правительство при составлении проекта федерального бюджета:

  одобряет основные направления налоговой, таможенно - тарифной и бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период;

одобряет сценарные условия функционирования экономики на очередной финансовый год и плановый период, основные параметры прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период, прогноз социально-экономического развития на очередной год и плановый период;

одобряет сводный финансовый баланс на очередной год и плановый период;

одобряет сводный финансовый баланс на очередной финансовый год и плановый период;

одобряет основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год, а также объем бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств в очередной финансовый год и плановый период;

утверждает концепции долгосрочных (федеральных) целевых программ, утверждает долгосрочные (федеральные) целевые программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, и вносит в них изменения;

одобряет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и представляемые вместе  с ним документы и материалы для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания.

Министерство экономического развития и торговли при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период:

разрабатывает совместно с Министерством финансов  и Федеральной таможенной службой проект основных направлений таможенно-тарифной политики;

разрабатывает специальные условия функционирования экономики на очередной финансовый год и плановый период;

разрабатывает основные характеристики сводного финансового баланса, основные параметры финансового баланса, проект сводного финансового баланса;

разрабатывает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год и плановый период;

рассматривает совместно с Министерством финансов и Министерством регионального развития предоставление субъектами бюджетного планирования концепции и проекты долгосрочных(федеральных) целевых программ, предполагаемых для реализации за счет средств федерального бюджета начиная с очередного финансового года  или планового периода, предложения  о внесении изменений в утвержденные долгосрочные (федеральные) целевые программы, проекты актов  Правительства  и федеральных органов исполнительной власти о подготовке и реализации бюджетных инвестиций  из федерального бюджета в объекты капитального строительства государственной собственности, не включенные  в долгосрочные целевые программы, а также предложения о предоставлении бюджетами субъектов субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов, бюджетные инвестиции в которые осуществляется за счет средств бюджетов субъектов, или о предоставлении за счет средств бюджетов субъектов субсидий на софинансирование объектов капитального строительства  муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются за счет средств местных бюджетов;

представляет в Бюджетную комиссию предложения по определению бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение принимаемых обязательств в части, касающейся долгосрочных(федеральных) целевых  программ и бюджетных инвестиций из федерального бюджета.

При составлении проекта федерального бюджета  на очередной финансовый год и плановый период субъекты бюджетного планирования:

представляют в установленном Правительством порядке доклады о результатах и основных направленных деятельности;

ведут реестры расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующими главным распределителем средств федерального бюджета, и представляют их в Министерство финансов;

представляют в Министерство финансов предложения по внесению изменений в распределение бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и первый год планового периода и распределению бюджетных ассигнований на второй год планового периода по соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, а также в Министерство экономического развития и торговли – указанные предложения в части, касающейся долгосрочных(федеральных) целевых программ и бюджетных инвестиций из федерального бюджета;

 представляют в Министерство  финансов обоснования бюджетных  ассигнований по соответствующим  главным распорядителям средств  федерального бюджета;

подготавливают предложения по изменению объема и (или)структуры расходных обязательств на очередной финансовый год и первый год планового периода и объему и (или) структуре расходных обязательств на второй год планового периода, в том числе концепции и проекты долгосрочных (федеральных) целевых программ, а также предложения по подготовке и реализации бюджетных инвестиций из федерального бюджета и предложения по изменению  бюджетных ассигнований на реализацию утвержденных долгосрочных (федеральных) и ведомственных целевых программ;

составляют отчеты о реализации долгосрочных (федеральных) целевых программ и ведомственных программ, а также отчеты об осуществлении бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные целевые программы;

представляют в Правительство и (или) в Бюджетную комиссию проекты методик распределения  и порядок (включая цели и условия) предоставления субвенций и субсидий бюджетами субъектов, предоставляют в Министерство регионального развития  и Министерство финансов  проекты указанных методик (критериев), а также исходные данные для расчетов и расчеты субсидий и субвенций бюджетам субъектов;

представляют в министерство финансов предложения по вопросам соответствующей сферы деятельности, необходимые для подготовки пояснительной записки  к проекту федерального закона о федеральном бюджете;

подготавливают в соответствии с решением Бюджетной комиссии другие данные и материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета.

Под субъектами бюджетного планирования понимаются федеральные министерства, а также федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью  которых осуществляет Президент или Правительство, палаты Федерального собрания, Конституционный Суд, Верховой Суд, Высший Арбитражный Суд, Судебный департамент при Верховном Суде, Центральная избирательная комиссия, Генеральная прокуратура, Счетная палата, Уполномоченный по  правам человека.

При составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период главные администраторы доходов федерального бюджета  и главные   администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета разрабатывают и согласовывают с Министерством финансов прогноз объемов поступлений в федерального бюджета  по соответствующим видам (подвидам) доходов федерального бюджета и источникам финансирования дефицита федерального бюджета.

 

 

    1. Участники составления проекта федерального бюджета

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.

В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:

прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов;

приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы;

общий объём расходов;

верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга;

нормативная величина резервного фонда;

дефицит или профицит федерального бюджета;

По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:

предоставить законопроект в согласительную комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума);

вернуть в правительство на доработку;

поставить вопрос о доверии правительству.

Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:

приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

бюджетные ассигнования по разделам;

программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

программа государственно внутренних и внешних заимствований;

  В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.

После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.

Информация о работе Экономическая сущность и значение составление проекта федерального бюджета