Шпаргалка по "Бюджетной системе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:44, шпаргалка

Краткое описание

1.Экономическая сущность и функции бюджета государства.
Бюджет – это экон-ая категория. Он является одним из механизмов, позв-их гос-ву проводить экономическую и социальную политику.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Вложенные файлы: 1 файл

10872.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

1.Экономическая сущность и функции бюджета государства.

Бюджет – это экон-ая категория. Он является одним из механизмов, позв-их гос-ву проводить экономическую и социальную политику.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помошью Б. все органы власти получают

1)фин. ресурсы для содерж-я  аппарата управления,

2) реализации эк-х задач,

3)социальных мероприятий.

Б.-основной фин. План страны, отражает необход. ср-ва гос-ва и определяет налоговую политику гос-ва, фиксирует направления расходования ср-в и определяет перераспределение ВВП и НД. Б.-главный регулятор экономики.

Б выполняет задачи:

1) перераспределение ВВП,

2) Гос-ное регулирование и стимулирование эк-ки,

3) контроль за образованием  и использованием централизованных  фин. Ресурсов.

Функции Б:

1) Распределительная (с помощью Б. ВВП перераспределятся по следующ. направлениям:

 а) межотраслевое,

 б) территориальное,

в) между социальными слоями населения.

2) Контрольная (контроль за использованием централизованных денег).

 

2.Дотации, субвенции и субсидии и трансферты, их содержание и значение.

Это формы финансовой помощи вышестоящего бюджета бюджетам нижестоящих уровней, направленная на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов, доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для проведения на региональном и местном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики, развитие и эффективное использование налогового потенциала, повышении эффективности бюджетных расходов.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые другому уровню бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Трансферты - перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов, в котором доля каждого субъекта РФ нуждающегося в финансовой помощи устанавливается расчетным путем. Под Т. понимаются практически любые платежи, перераспределяемые на федеральном уровне. 
3.Роль бюджета госуд-ва в условиях рыночной эк-ки.

Бюджет (Б)– форма образования и расходования фонда денежных средств, предн-ых для фин-го обесп-ия задач и ф-ий гос-ва. С помошью Б. все органы власти получают 1)фин. ресурсы для содерж-я аппарата управления, 2) реализации эк-х задач, 3)соц-ых мероприятий.

Б.-основной фин. план страны, отражает необход. ср-ва гос-ва и определяет налоговую политику гос-ва, фиксирует направления расходования ср-в и определяет перераспределение ВВП и НД.

Б.-главный регулятор экономики. Б выполняет задачи: 1) перераспределение ВВП, 2) Гос-ное регулирование и стимулирование эк-ки, 3) контроль за образованием и использованием централизованных фин. Ресурсов. Функции Б: 1) Распределительная (с помощью Б. ВВП перераспределятся по следующ. направлениям: а) межотраслевое, б) территориальное, в) между социальными слоями населения. 2) Контрольная (контроль за использованием централизованных денег).

 Роль бюджета проявляется в экономической сфере – в обеспечении социальными услугами всех членов общества и в обеспечении национальной безопасности.

Роль – это результат, который достигается в процессе распределения финансовых потоков через бюджет:

1.    При помощи бюджетного  распределения государство обеспечивает  себя необходимым количеством  финансовых ресурсов (фискальная) 2.    При помощи бюджета происходит регулирование различных экономических процессов (регулирующая роль).

 Мы зависим от Б ежесекундно. Функции гос-ва: 1)оборона, 2) экономическая, 3) социальная. Роль бюджета в политике – без финансовых средств государство не может существовать. Финансы лежат во главе любого кризиса:

Фин-ый кризис (отс-вие ср-в в бюджете) -> экономический кризис ->Социальный кризис->Революция

4.Государственные и муниципальные заимствования в РФ.

Государственные займы — основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве заемщика. Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны.

1. По способу размещения государственные  займы делятся на несколько  основных групп: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке, принудительные.

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при посредничестве банков и небанковских финансовых институтов. Облигации, предназначенные для реализации основной суммы займа, обычно размещаются через банки, а для мобилизации сбережений населения — через систему банков. Основными подписчиками по государственным займам выступают правительственные учреждения, специальные доверительные фонды, управляемые правительством, промышленные корпорации, банки, местные органы власти, частные инвесторы, страховые компании и т.п.

2. Государственные займы бывают краткосрочные — со сроком погашения до одного года, среднесрочные — до пяти лет и долгосрочные — свыше пяти лет.

3. По видам доходности подразделяются  на процентные (займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке) и выигрышные, или лотерейные (доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения или тираж выигрышей).

4. По месту размещения различаются  государственные займы внутренние (в национальной валюте) и внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика и третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества.

Во многих странах государственные займы — один из важных методов мобилизации государственных доходов (второе место после налогов). . Государственные займы дают государству возможность в сжатые сроки мобилизовать огромные денежные средства

Сущность государственного займа состоит в том, что кредиторами государства выступают собственники ссудного капитала, добровольно дающие денежные средства государству в ссуду. В то же время источником погашения государственных займов и уплаты по ним процентов, являются средства, мобилизуемые государством посредством налогов. Кредиторы государства получают гарантированный доход в виде процентов, т. е. таким образом через займы происходит дополнительное перераспределение национального дохода.

Государственные займы, как правило, имеют денежную форму, хотя в условиях резкого обесценения бумажных денег иногда применялась и их натуральная форма.

Государственные займы выпускаются как центральным правительством, так и местными органами управления.

5. Государственные займы подразделяются  на облигационные и безоблигационные. Внутренние государственные займы обычно оформляются облигациями на всю сумму займа. Безоблигационные займы —внешние межправительственные займы, которые оформляются путем записей по счетам государственного долга.

6. Различают рыночные и нерыночные  облигации и специальные выпуски займов. Рыночные облигации государственных займов свободно продаются и покупаются на денежном рынке, они не могут быть предъявлены к оплате до установленного при выпуске государственного займа срока, подобные облигации составляют от 2/3 до 4/5 всей суммы государственного долга. Нерыночные облигации государственного займа не продаются и не покупаются, могут быть предъявлены к оплате по желанию вкладчика в любой момент до истечения срока займа, однако в этих случаях процент по облигациям уменьшается. Специальные выпуски государственных займов размещаются среди правительственных учреждений и фондов (страховых, пенсионных и др.), облигации специальных выпусков не подлежат купле-продаже.

 

5.Роль бюджета государства в распределении ВВП.

Бюджет (Б)– форма образования и расходования фонда ден-ых средств, предназн-ых для фин-го обесп-ия задач и ф-ий гос-ва.

Функции Б: 1) Распределительная (с помощью Б. ВВП перерасп-ся по следующ. Напр-ям: а) межотраслевое (ВВП создается только в отраслях. Перераспр-ие из одной отрасли в другую)

б) территориальное (Регионы с более высоким эконом. Потенциалом - доноры, слабый потенциал - реципиент,

в) между социальными слоями населения (трудоспособные - платят налоги, нетрудоспособные дети/инвалиды, пенсионеры).

2) Контрольная (контроль за использ-ем централиз-ых денег).

Функционирование бюджета предполагает наличие денежных потоков. В процессе этих денежных потоков происходит распред-ие ВВП и национального дохода. Т.е. распред-ся общественный продукт.Под общественным продуктом понимается совокупность произведенных и реализованных в денежной форме в течение года товаров, работ и услуг. Распределение общественного продукта проходит по двум стадиям. Первая стадия это первичное распределение, в результате которого образуется исходные (первоначальные) финансовые ресурсы - прибыль, амортизация, оборотные средства, заработная плата, прямые налоги, косвенные налоги. В процессе первичного распределения в бюджет поступают косвенные налоги и налоги, которые включаются в затраты предприятия. После форм-ния первичных доходов (финансовых ресурсов) начинается вторая стадия, которая называется перераспределение. В процессе перераспределения государство получает дополнительные финансовые ресурсы в виде прямых налогов и неналоговых доходов. В процессе перераспределения осуществляется также финансирование расходов по террит-му, экон-му, функц-му и ведомственному признаку. По территор-му признаку выделяются федеральные, региональные и местные бюджеты. По функцион-ой класс-ции расходы распред-ся на промыш-сть и другие отрасли экономики, на соц-ые отрасли, национ-ную оборону, госуд-ое и муницип-ое управление, науку, ден-ые резервы и т.д. По экон-му назначению расходы подразд-тся по отдельным целевым направлениям использования: оплата товаров, работ и услуг; заработная плата в бюджетных организациях; трансферты населению; дотации, субвенции и субсидии организациям и т.д.

 

6.Бюджетный контроль, его содержание, формы, виды и методы. Контроль за исполнением бюджета — важный этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной Палатой Российской Федерации и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

Две формы контроля за исполнением бюджета. В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы — парламентский и административный. Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает: • право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета; • право соответствующих представительных органов власти на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета; • право соответствующих представительных органов власти на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

• право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счетную палату Российской Федерации, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления), для проведения внешнего аудита бюджетов; • право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.

Административный контроль осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, Казначейством Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Административный контроль предполагает: • право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств; • право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства; • право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства; • право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

Бюджетный контроль – это система мероприятий по проверке соблюдения законоположений, касающаяся вопросов формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Задачи бюджетного контроля: 1)обеспечение правильности составления и исполнения доходных и расходных частей бюджета. 2)финанс-ая экспертиза проектов федер-ых законов, предусматривающих расходы за счет бюджетных средств. 3)анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение. 4)контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджетов и за соблюдением правил ведения бухучета и отчетности. Виды бюджетного контроля: 1)общегосударственный; 2)ведомственный; 3)внутрихозяйственный в бюджетных организациях; 4)общественный – неправительственными организациями; 5) независимый (аудиторский). Формы бюджетного контроля: 1)предварительный; 2)текущий; 3) последующий. Методы бюджетного контроля: 1.Проверка: а)документальная (в организациях); б)камеральная (по месту нахождения контрольного органа) на основании бюджетной финансовой отчетности. 2.Обследование – ознакомление с отдельными сторонами деятельности организации, проводиться путем опроса, анкетирования, инспекции, наблюдения. 3. Экономический анализ – детальное изучение исполнения расходных и доходных частей бюджета, сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, бюджетной отчетности с целью выявления причин, способствующих или препятствующих достижению намеченной цели. 4.Ревизия - полный всеобъемлющий метод – его главное назначение: проверка законности и обоснованности финансовых операций. Методология бюджетного учета явл-ся единой по всей стране. Отчеты бывают: оперативные, ежеквартальные, годовые. Все фин. органы должны передать отчеты в органы власти (Дума направляет отчет в Минфин, затем в Счетную палату, кот. пишет заключение. После того, как законодательный орган утвердил исполнение Б, исполнит. орган д. опубликовать отчет об исполнении Б. Статистические органы д. ежегодно обновлять данные об исполнении фед. и рег. Б, по местным-они ничего не дают.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджетной системе"