Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
уточнить понятие социальной сферы, изучить принципы, методы, виды и формы управления социальной сферой;
изучить организацию управления социальной сферой в Республике Беларусь;
оценить роль управления расходами бюджета в процессе государственного управления экономикой;
исследовать ныне существующую организацию процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска);

Содержание

Введение………………………………………………………………………......
4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой……………………
7
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы…………………...………………………………………………………...
7
1.2 Организация управления социальной сферой в Республике Беларусь…...
15
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой…………………………………………………….........
22
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)………………………………………………...
29
2.1 Организация управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу………………………………………………………………………………
29
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов бюджета на социальную сферу………………………………………………………………..
41
3 Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях…………………………………………………………..
56
3.1 Проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..
56
3.2 Направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь……………………………………………………
62
Заключение……………………………………………………………………….
74
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом расходы на соцсферу.doc

— 862.00 Кб (Скачать файл)

 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].

 

 

В 2009 г. также почти половина расходов бюджета приходится на социальную сферу. Так, доля расходов бюджета г. Минска на социальную сферу в общей сумме расходов составляет 45,3 %, в том числе наибольший удельный вес занимают расходы на образование (18,8 %) и здравоохранение (17,8 %). Доля расходов на физкультуру, спорт, культуру и СМИ и социальную политику составила 4,7 % и 4,0 % соответственно (рисунок 5).


 

Рисунок 5 – Структура расходов бюджета г. Минска в 2009 г.

 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].

 

 

С 2006 по 2009 гг наблюдается рост расходов бюджета г. Минска в целом и расходов на социальную сферу в частности. Однако в 2009 г. утвержденный объем расходов не был исполнен в полном объеме, в результате чего был сокращен план по расходам на 2010 г. (таблица 6).

Таблица 6 – Состав расходов бюджета г. Минска на социальную сферу в          2006-2010 гг., млрд рублей

 

Расходы

Год

2006

2007

2008

2009         (план)

2009      (отчет)

2010          (план)

Расходы бюджета, всего

2988,4

3733,1

4694,0

6016,3

5402,3

5705,4

Социальная сфера, в т.ч.

1402,6

1746,9

2202,2

2885,8

2448,9

2641,3

Здравоохранение

573,9

731,9

847,2

1100,7

961,2

1062,9

Темп роста, %

-

127,5

115,8

129,9

113,5

110,6

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

106,8

156,8

214,8

241,6

254,2

216,3

Темп роста, %

-

146,8

137,0

112,5

118,3

85,1

Образование

633,2

718,5

913,1

1295,3

1015,1

1098,7

Темп роста, %

-

113,5

127,1

141,9

 

108,2

Социальная политика

88,7

139,6

227,0

248,3

218,4

263,3

Темп роста, %

-

157,3

162,6

109,4

96,2

120,6


 

Примечание - Источник: собственная разработка на основании Приложения В.

 

 

Так, если на 2009 г. было запланировано 6016 млрд рублей расходов, в том числе 2886 млрд рублей на социальную сферу, то в 2010 г. эти цифры составили 5705 млрд рублей и 2641 млрд рублей соответственно.

Как видно из таблицы 5, в условиях дефицита финансовых ресурсов несколько уменьшился и удельный вес расходов на социальную сферу в общем объеме расходов бюджета. Так, в 2006-2008 гг. он составлял 46,8-46,9% от общей суммы расходов, а в 2009 году составил только 45,3%.

Планом на 2010 г. предусмотрено, что доля расходов бюджета г. Минска на социальную сферу в общем объеме расходов составит 46,3%.

Доля расходов на здравоохранение бюджета г. Минска в среднем за 2006-2009 гг. составила 18,3 % (таблица 7).

Наибольший удельный вес в структуре расходов на здравоохранение занимают    расходы    бюджета   на    финансирование    медицинской    помощи

Таблица 7 – Структура расходов бюджета г. Минска на здравоохранение относительно общей суммы расходов за 2006-2010 гг., %

 

Расходы

Год

2006

2007

2008

2009         (план)

2009      (отчет)

2010          (план)

1

2

3

4

5

6

7

Расходы бюджета, всего

100

100

100

100

100

100

Социальная сфера, всего

46,9

46,8

46,9

48

45,3

46,3

Здравоохранение,    в т.ч.

19,2

19,6

18

18,3

17,8

18,6

Медицинская помощь населению

15,7

15,3

15,4

15,9

15,4

15,3

Санитарно-эпидемиологический надзор

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

Другие вопросы в области здравоохранения

3,1

4

2,2

2

2

2,9


 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].

 

 

гражданам. Доля средств, направляемых на финансирование данного подраздела за анализируемый период, составляет 15,3% - 15,7% от общей суммы расходов бюджета г. Минска. Расходы на санитарно-эпидемиологический надзор и прочие расходы в области здравоохранения в среднем за 2004-2009 гг. составили 0,4 % и 2,0 %– 4,0 % соответственно, или 0,8 % – 0,9 % и 4,5 % – 8,5 % от средств, направляемых из бюджета города на финансирование здравоохранения.

За анализируемый период средства, направляемые на финансирование затрат на здравоохранение, выросли с 573,9 млрд рублей в 2006 г. до 961,2 млрд рублей в 2009 г., и на 2010 г. эта величина запланирована в размере 1062,9 млрд рублей (Приложение Г).

Однако следует отметить, что на фоне общей за 2006-2008 гг. тенденции роста расходов на здравоохранение в 2009 году произошло их некоторое снижение. Так, если в 2007 году темп роста расходов на здравоохранение по отношению к 2006 году составил 127,5%, в 2008 г. по отношению к 2007 г.  – 115,8%, то в 2009 по отношению к 2008 всего 113,5 %. Кроме того, в 2009 году план по расходам на здравоохранение выполнен только на 87,3%.

Тем не менее, расходы бюджета г. Минска на здравоохранение в 2009 г. превысили аналогичный показатель за 2008 г., и в целом относительно роста расходов бюджета на здравоохранение складывается положительная тенденция (рисунок 6).

 

Рисунок 6 – Состав расходов бюджета г. Минска на здравоохранение за 2006-2010 гг., млрд рублей

 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].

 

 

Средства, направляемые из бюджета на финансирование здравоохранения, используются на приобретение медикаментов (в том числе предоставляемых бесплатно), перевязочных средств, мединструментов, продукты питания, на укрепление материально-технической базы лечебных учреждений города, а именно на проведение текущего и капитального    ремонтов объектов здравоохранения и приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

Так, за 2009 год расходы на содержание учреждений здравоохранения (без капитального строительства) составили 872,1 млрд рублей, или 96,5% от плана.

Более половины всех расходов составили расходы на выплату заработной платы с учетом начислений – 446,4 млрд рублей. Расходы на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения сложились в сумме 124,9 млрд рублей, прочие трансферты населению – 65,1 млрд рублей. Расходы на оплату коммунальных услуг исполнены в сумме 53,6 млрд рублей, или на 98,6% от годового плана [37].

Расходы на здравоохранение в бюджете г. Минска на 2010 год определены с учетом изменения сети учреждений в сумме 925,4 млрд рублей (без капитального строительства).

Расходы на выплату заработной платы с учетом начислений возросли по сравнению с 2009 годом в 1,1 раза и определены в сумме 503,5 млрд рублей, что составляет  58,8 процента от суммы текущих расходов на здравоохранение.

На лекарственные средства и изделия медицинского назначения, прочие трансферты населению предусмотрено 179,8 млрд рублей, на продукты питания – 34,6 млрд рублей.

На укрепление материально-технической базы лечебных учреждений города направлено 77,5 млрд рублей.

Обеспечение отрасли финансовыми ресурсами будет осуществляться в 2010 году как за счет бюджетных средств, так и путем увеличения объема средств от осуществления приносящей доходы деятельности. Всего планируется получить внебюджетных средств на сумму 54,1 млрд рублей.

Удельный вес расходов на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации в общей сумме расходов бюджета г. Минска занимает в среднем за анализируемый период (с 2006 по 2009 гг.) около 4,2 % (таблица 8).

 

Таблица 8 – Структура расходов бюджета г. Минска на физическую культуру, спорт, культуру и СМИ за 2006-2010 гг., %

 

Расходы

Год

2006

2007

2008

2009         (план)

2009      (отчет)

2010         (план)

Расходы бюджета, всего

100

100

100

100

100

100

Социальная сфера, всего

46,9

46,8

46,9

48

45,3

46,3

Физическая культура, спорт, культура и СМИ, в т.ч.

3,6

4,2

4,6

4

4,7

3,8

Физическая культура и спорт

2,1

2,7

2,7

2,6

2,8

2,3

Культура

1,2

1,3

1,7

1,2

1,7

1,4

Средства массовой информации

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2


 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].

 

Как видно из таблицы 8, за анализируемый период доля расходов на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации в общей сумме расходов бюджета г. Минска увеличилась с 3,6 % в 2006 г. до      4,7 % в 2009 г.

Для более наглядного представления о динамике структуры расходов бюджета города на финансирование физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации (СМИ) целесообразно рассмотреть рисунок 7.

 

Рисунок 7 – Состав расходов бюджета г. Минска на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации за 2006-2010 гг., %

 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].

 

 

Как видно из рисунка 7, более половины всех расходов на  финансирование физической культуры, спорта, культуры и СМИ составляют расходы на физическую культуру и спорт.

В 2009 г. расходы на физическую культуру исполнены в сумме 57,3 млрд рублей или на 96,2% к плану. В том числе на спортивные мероприятия по физкультурно-массовой и оздоровительной работе израсходовано 4,0 млрд рублей, содержание детско-юношеских спортивных  школ – 36,5 млрд рублей, центров олимпийского резерва – 9,1 млрд рублей, физкультурно-оздоровительных центров – 6,5 млрд рублей

Расходы на реализацию Государственной программы развития физической культуры и спорта на 2007 – 2010 годы составили 9,7 млрд или 97,0% к годовому плану [37].

Расходы на культуру, искусство и кинематографию за период с 2006 по 2009 гг. составили в среднем около 1,5 % от общей суммы расходов бюджета г. Минска или 34,4 % от расходов по разделу «Физическая культура, спорт, культура и СМИ». Данные средства направляются на содержание учреждений культуры и искусства, развитие кинематографии, проведение общегородских мероприятий, укрепление материально-технической базы учреждений культуры (приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонт), покрытие убытков театрально-зрелищных организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг) и прочие расходы в области культуры и искусства [37].

Расходы на финансирование средств массовой информации в структуре расходов бюджета города составляют 0,2-0,3 %, при этом с каждым годом происходит уменьшение доли данных расходов. Это связано с постепенным переводом соответствующих организаций на самоокупаемость.

В 2010 г. на финансирование физической культуры, спорта, культуры и СМИ планируется направить 3,8 % бюджетных средств, или 216,3 млрд. рублей (Приложение Г).

В структуре расходов бюджета г. Минска на социальную сферу расходы на образование занимают первое место по объему выделяемых средств. Их удельный вес в расходах бюджета на социальную сферу составляет в среднем за период с 2006 по 2009 гг. 42,0%, а в общей сумме расходов бюджета г. Минска - 19,5 % (таблица 9).

Информация о работе Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)