Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
уточнить понятие социальной сферы, изучить принципы, методы, виды и формы управления социальной сферой;
изучить организацию управления социальной сферой в Республике Беларусь;
оценить роль управления расходами бюджета в процессе государственного управления экономикой;
исследовать ныне существующую организацию процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска);

Содержание

Введение………………………………………………………………………......
4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой……………………
7
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы…………………...………………………………………………………...
7
1.2 Организация управления социальной сферой в Республике Беларусь…...
15
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой…………………………………………………….........
22
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)………………………………………………...
29
2.1 Организация управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу………………………………………………………………………………
29
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов бюджета на социальную сферу………………………………………………………………..
41
3 Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях…………………………………………………………..
56
3.1 Проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..
56
3.2 Направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь……………………………………………………
62
Заключение……………………………………………………………………….
74
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом расходы на соцсферу.doc

— 862.00 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

Рисунок 4 – Состав паспорта бюджетной программы

 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [28].

 

 

Включение в паспорт информации о реализации программы в очередном финансовом (бюджетном) году и следующие за ним два года создает основу для перехода на среднесрочное бюджетное планирование, обеспечивает большую прозрачность и ясность при планировании бюджетных расходов.

В качестве примера бюджетной программы, финансируемой из бюджета г. Минска, можно привести «Государственную программу о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц  на 2007-2010 годы». В соответствии с паспортом по указанной программе на 2010 год запланированы расходы в объеме 149,9 млн рублей [38].

Учитывая, что количество программ с каждым годом растет, и удовлетворить потребность в их финансировании в полной мере не представляется возможным, Министерству финансов и местным финансовым органам (в частности, Мингорисполкому) необходимо проводить их отбор с целью выявления наиболее эффективных, нацеленных на конкретный результат. Отбор предполагается осуществлять на основании информации, представленной в паспорте. Особое внимание следует уделять расчетам и обоснованиям потребности в средствах на реализацию программы, данным о планируемых результатах реализации задач и показателям оценки экономической эффективности и качества выполняемых мероприятий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для отраслей социальной сферы г. Минска характерен одинаковый порядок финансирования расходов – через органы Государственного казначейства на основании составленных смет. Финансирование отраслей социальной сферы может осуществляться также путем направления бюджетных средств на целевые программы.

Для повышения эффективности управления доходами и расходами бюджета г. Минска, в частности, расходами бюджета на социальную сферу, был создан специальный программный продукт – Комплекс бюджетных задач.

Продукт состоит из ряда модулей, имеющих специфические функции и права доступа к различным ресурсам.

В частности, в состав программного продукта входят следующие функциональные элементы:

- Комплекс задач «Расчет  ассигнований и составление проекта бюджета по непроизводственной сфере»;

- Комплекс задач «Учет  изменений и составление уточненной  росписи доходов и расходов  республиканского бюджета»;

- Комплекс задач «Исполнение  республиканского и местных бюджетов  по расходам» и др.

Указанные комплексы позволяют автоматизировать практически все этапы управления расходами бюджета г. Минска в целом и расходами бюджета на социальную сферу в частности.

Таким образом, использование специализированного программного продукта во многом упрощает процесс управления расходами бюджета, в частности, расходами бюджета на социальную сферу, и позволяет сократить штат финансовых органов, получить при этом положительный экономический эффект в виде сокращения расходов на содержание аппарата управления. Кроме того, использование Комплекса бюджетных задач позволяет сократить время обработки информации, увеличивает ее наглядность и, следовательно, позволяет повысить эффективность управления расходами бюджета на социальную сферу.

В ходе проведения анализа расходов бюджета г. Минска на социальную сферу выявляется, насколько эффективно были израсходованы бюджетные средства, каких результатов удалось добиться при использовании бюджетных средств на те цели, на которые они были фактически направлены.

Кроме того, в ходе такого анализа выявляются недостатки планирования и финансирования отдельных расходов и предлагаются пути их устранения и повышения, таким образом, эффективности использования бюджетных средств.

Для осуществления контроля за эффективным использованием средств бюджета г. Минска в 2006 г. был создан отдел анализа и контроля за эффективным расходованием бюджетных средств.

Основными задачами отдела анализа и контроля за эффективным расходованием бюджетных средств являются:

- внесение предложений по эффективному  использованию и расходованию бюджетных средств и координация деятельности финансовых отделов администраций районов г. Минска в этой сфере;

- осуществление совместно  с налоговыми и иными контролирующими  органами контроля за соблюдением  физическими и юридическими лицами  законодательства Республики Беларусь в сфере бюджетно-финансовых отношений, за выполнением ими финансовых обязательств перед государством;

- контроль за целевым, законным и эффективным расходованием  средств бюджета г. Минска, государственных  целевых бюджетных фондов;

- предупреждение, выявление  и пресечение нарушений бюджетного  законодательства и внесение  предложений по применению мер  принуждения.

Контрольно-ревизионными службами ведомственного контроля в 2009 году проведены 143 проверки, по результатам которых выявлено вреда на общую сумму 3224,2 млн рублей, в том числе:

- 2495,8 млн рублей незаконных расходов денежных средств и материальных ценностей;

- 495,7 млн рублей недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей;

- 232,8 млн рублей прочих сумм вреда.

Однако выявленный вред в 2009 году возмещен только на 65,7%. Отделом проводится работа по повышению качества контрольной деятельности.

На 1-е полугодие 2010 года отделом анализа и контроля за эффективным расходованием бюджетных средств запланировано проведение проверок 23 субъектов хозяйствования.

Приоритет проверяемых субъектов хозяйствования в 1-м полугодии отдан районным физкультурно-оздоровительным центрам с целью изучения их финансово-хозяйственной деятельности и внесения предложений по минимизации затрат бюджета на их содержание.

Таким образом, основными видами управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу являются: бюджетное планирование, бюджетное финансирование, анализ расходов бюджета на социальную сферу, контроль за эффективным использованием бюджетных средств с применением мер ответственности в случае выявления нарушений.

Все они совершенствуются, претерпевают изменения с целью повышения эффективности использования бюджетных средств. Так, например, разрабатываются новые методики планирования расходов и совершенствуются существующие. В частности, положительным изменением было введение дифференцированного по регионам норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение. В части внедрения и совершенствования программно-целевого метода финансирования была разработана форма паспорта бюджетной программы. Для осуществления контроля за эффективным использованием средств бюджета г. Минска был создан отдел анализа и контроля за эффективным расходованием бюджетных средств. Совершенствуется и программный продукт, способствующий эффективному управлению расходами бюджета на социальную сферу – Комплекс бюджетных задач.

 

 

 

2.2 Анализ динамики состава  и структуры расходов бюджета  на социальную сферу

 

 

 

Бюджетным кодексом Республики Беларусь определены функциональные виды расходов, финансируемые из бюджета г. Минска. Из указанного перечня к расходам на социальную сферу относятся:

  1. Здравоохранение:

- обеспечение функционирования  больничных и амбулаторно-поликлинических  организаций, подчиненных Минскому  городскому исполнительному комитету;

- осуществление санитарно-эпидемиологического  надзора на территории г. Минска;

- обеспечение функционирования организаций (станций) скорой медицинской помощи;

- обеспечение функционирования  организаций, обслуживающих государственные  организации здравоохранения, подчиненные  Минскому городскому исполнительному  комитету;

2. Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации:

- проведение городских спортивных  мероприятий по физкультурно-массовой  и оздоровительной работе с  населением;

- обеспечение функционирования  городских учебно-методических центров  физического воспитания населения, городских детско-юношеских спортивных школ, школ высшего спортивного мастерства, центров олимпийской подготовки по видам спорта и центров физического воспитания и спорта учащихся (студентов);

- поддержка городских физкультурно-спортивных  клубов, а также других организаций, подчиненных Минскому городскому исполнительному комитету и оказывающих услуги в области физической культуры и спорта в соответствии с законодательством;

- проведение зрелищных, культурно-массовых  и культурно-просветительных мероприятий;

- обеспечение функционирования государственных организаций культуры, подчиненных Минскому городскому исполнительному комитету, а также организаций, их обслуживающих;

- обеспечение сохранности историко-культурных  ценностей ;

- проведение мероприятий в области  кинематографии;

- поддержка городских театрально-зрелищных  организаций, парков культуры и  отдыха, зоопарков, городского телевидения, студий городского радиовещания, редакций городских периодических  изданий, предприятий киновидеопроката;

- государственные и городские программы и мероприятия в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации;

3. Образование:

- функционирование государственных  организаций образования, подчиненных  Минскому городскому исполнительному  комитету;

- возмещение части расходов на содержание ведомственных дошкольных организаций образования;

- проведение централизованных  мероприятий в области образования;

- повышение квалификации и переподготовка  работников организаций, финансируемых  из бюджета, других работников в соответствии с законодательством;

- государственные и городские программы и мероприятия в области образования;

4. Социальная политика:

- обеспечение функционирования  государственных организаций социальной  защиты, государственных социально-педагогических организаций и организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подчиненных Минскому городскому исполнительному комитету;

- помощь семьям, воспитывающим  детей, в том числе детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, в соответствии с законодательством;

- обеспечение отдельных категорий  граждан техническими средствами  социальной реабилитации;

- проведение молодежной политики  на территории города;

- мероприятия по обеспечению  занятости населения на территории города;

- субсидии и иная финансовая  помощь на жилищное строительство;

- государственная адресная социальная  помощь;

- государственные и городские  программы и мероприятия в области социальной политики [5].

Из бюджета г. Минска также финансируются расходы на инвестиционные программы и проекты органов местного управления и самоуправления г. Минска.

Расходы бюджета г. Минска за анализируемый период носят социально-ориентированный характер. Это означает, что большая часть бюджетных средств направляется на повышение благосостояния населения, финансирование здравоохранения, образования, оказание помощи в обеспечении жильем и прочие нужды социального характера. Так, доля расходов бюджета г. Минска на социальную сферу в общей сумме расходов составляет в среднем за 2006-2009 гг. 46,1 %, в том числе наибольший удельный вес занимают расходы на образование (19,2 %) и здравоохранение (18,3 %). Доля расходов на физкультуру, спорт, культуру и СМИ и социальную политику составила 4,3 % и 4,2 % соответственно (таблица 5).

 

Таблица 5 – Структура расходов бюджета г. Минска на социальную сферу за 2006-2010 гг., %

 

Расходы

Год

2006

2007

2008

2009         (план)

2009      (отчет)

2010          (план)

Расходы бюджета, всего

100

100

100

100

100

100

Социальная сфера, в т.ч.

46,9

46,8

46,9

48

45,3

46,3

Здравоохранение

19,2

19,6

18

18,3

17,8

18,6

Физическая культура, спорт, культура и СМИ

3,6

4,2

4,6

4

4,7

3,8

Образование

21,2

19,2

19,5

21,5

18,8

19,3

Социальная политика

3

3,7

4,8

4,1

4

4,6

Информация о работе Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)