Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
уточнить понятие социальной сферы, изучить принципы, методы, виды и формы управления социальной сферой;
изучить организацию управления социальной сферой в Республике Беларусь;
оценить роль управления расходами бюджета в процессе государственного управления экономикой;
исследовать ныне существующую организацию процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска);

Содержание

Введение………………………………………………………………………......
4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой……………………
7
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы…………………...………………………………………………………...
7
1.2 Организация управления социальной сферой в Республике Беларусь…...
15
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой…………………………………………………….........
22
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)………………………………………………...
29
2.1 Организация управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу………………………………………………………………………………
29
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов бюджета на социальную сферу………………………………………………………………..
41
3 Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях…………………………………………………………..
56
3.1 Проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..
56
3.2 Направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь……………………………………………………
62
Заключение……………………………………………………………………….
74
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом расходы на соцсферу.doc

— 862.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетными организациями составляются также сводные сметы доходов и расходов внебюджетных средств в целом по бюджетной организации (Приложение Ж).

Анализируя данные приведенной в Приложении Ж таблицы, можно сделать вывод о том, что рассматриваемое учреждение осуществляет эффективную внебюджетную деятельность, т.к. даже после уплаты всех налогов и сборов в бюджет, у организации остаются свободные средства, которые она может направить на формирование фондов материального поощрения и производственного и социального развития. Однако в фонд материального поощрения может быть направлено не более 40 % средств от суммы превышения доходов над расходами, остающейся в распоряжении организации, полученных по результатам приносящей доходы деятельности. Оставшиеся средства направляются в фонд производственного и социального развития. Таким образом, в фонд материального поощрения в 2010 году планируется направить 16,8 млн рублей. При этом средства фонда материального поощрения могут использоваться на премирование и оказание материальной помощи работникам организации, установление надбавок работникам организации за высокие профессиональные производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ, повышение заработной платы работников организации.

На формирование фонда производственного и социального развития планируется направить остающиеся средства в размере 25,1 млн рублей.

На основе представленных смет республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов, централизованные бухгалтерии при учреждениях здравоохранения составляют свод смет доходов и расходов внебюджетных средств.

Несмотря на развитие в последние годы механизма привлечения внебюджетных источников и увеличение доходов организаций социальной сферы от оказания платных услуг, привлечение внебюджетных источников сопряжено с некоторыми проблемами, как было отмечено в параграфе 3.1.

Так, например, чрезмерный контроль со стороны государства за использованием средств, полученных от приносящей доходы деятельности, может привести к снижению стимулов для ее развития.

С 2011 г. предполагается передача городскими бюджетными организациями средств, полученных от внебюджетной деятельности в собственность бюджета г. Минска, что может привести к полному исчезновению таких стимулов.

Автором предлагается усилить контроль за использованием бюджетных средств учреждениями социальной сферы, а превышение доходов над расходами от приносящей доходы деятельности, остающееся в распоряжении учреждения, использовать на усмотрение учреждения.

При таком подходе усиливается роль финансового менеджмента в бюджетных учреждениях, что может привести к получению дополнительных доходов.

Для решения проблемы распределения рабочего времени медицинского персонала на оказание платных и бесплатных услуг предлагается выделить три группы платных услуг:

1. Платные услуги, которые должны выполняться строго во внерабочее время.

Необходимость выделения данной группы объясняется тем, что их выполнение в рабочее время неизбежно привело бы к двойной оплате работников и уменьшению оказания бесплатной помощи. К платным услугам, которые должны выполняться строго во внерабочее время, могут относиться виды платных услуг, требующих длительного времени, а также сроки оказания которых можно запланировать заранее: плановые операции; оказание платных услуг на дому; платные услуги, оказываемые по предварительной записи).

2. Платные услуги, которые могут оказываться в основное рабочее время, но требуют специальных мер в целях недопущения двойной оплаты или уменьшения объемов бесплатно предоставляемых услуг. В качестве таких мер могут выступать:

- продление времени основной  работы на время оказания платных  услуг;

- премирование работника по итогам месяца, квартала и т.д. Вместо оплаты за оказание платных услуг и т.д.

3. Платные услуги, которые могут оказываться работниками в свое основное рабочее время без ущерба для оказания бесплатной медицинской помощи (например, медсестра в периоды ожиданий может заниматься выдачей платных справок).

Таким образом, расширению объемов оказания платных услуг государственными учреждениями образования способствовало бы четкое разграничение видов платных услуг, которые могут оказываться в рабочее или внерабочее время.

В целях совершенствования организации оказания медицинской помощи населению на платной основе целесообразно обеспечить потребителей доступной и достоверной информацией об услугах. Информация должна содержать:

- перечень оказываемых услуг, порядок и формы их предоставления;

- стоимость оказываемых услуг, порядок и формы их оплаты;

- льготные цены на отдельные виды услуг некоторым категориям граждан, если таковые предусмотрены исполнителем;

- график приема специалистов;

- сведения о квалификации и сертификации специалистов, оказывающих платные услуги и др.

Кроме оказания платных медицинских услуг в качестве альтернативных источников финансирования в медицине выступают обязательное и добровольное страхование.

В этом плане заслуживает внимания опыт России, где в 1991 г. вышел Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) «О медицинском страховании граждан РСФСР», в соответствии с которым в стране была введена система обязательного медицинского страхования граждан. Закон предусматривал введение нового источника финансирования - взносов работодателей на страхование работающего населения и перевод финансирования основной массы медицинских услуг на страховые принципы. Основным недостатком Закона являлось то, что предлагаемые в нем механизмы не обеспечивали равного доступа населения к медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования как по горизонтали (между различными группами населения внутри региона), так и по вертикали (равенство между регионами).

В соответствии с принятым законодательством основными целями введения обязательного медицинского страхования являются:

- расширение финансовых возможностей  здравоохранения за счет активного привлечения внебюджетных ресурсов;

- децентрализация управления всей лечебно-профилактической деятельностью путем передачи основных прав по созданию и использованию фондов медицинского страхования территориям.

Богатый опыт частного медицинского страхования имеют Соединенные Штаты Америки, где в настоящее время насчитывается более 1800 частных компаний по страхованию жизни и от несчастных случаев, выполняющих также операции и по страхованию здоровья. Но главными компаниями, занимающимися медицинским страхованием, являются две некоммерческие страховые организации - «Голубой крест» и «Голубой щит». Предприниматели при участии рабочих вносят определенные страховые суммы на счета частных страховых компаний, т.е. выделяют специальные фонды, идущие на оплату лечения рабочих и служащих. В целом американские компании платят за медицинское обслуживание сумму, равную 40% их прибыли. В Соединенных Штатах Америки существует чрезвычайно большое число отдельных форм частного медицинского страхования.

В Беларуси переход к бюджетно-страховому принципу финансирования медицинских учреждений может стать основным направлением реформирования здравоохранения. Субъектами нового хозяйственного механизма в здравоохранении должны стать страховые компании, деятельность которых позволит реализовать конкурентные принципы организации рынка медицинских услуг.

Нельзя забывать и о привлечении в здравоохранение частных инвестиций, как внутренних, так и внешних, что поспособствует формированию конкурентной среды деятельности государственных и частных медицинских организаций, развитию рынка медицинских услуг, повышению качества предоставляемых услуг, внедрению новейших медицинских технологий.

В сфере образования осуществление внебюджетной деятельности  возможно только при соблюдении двух основных условий:

- осуществление внебюджетной деятельности недопустимо в ущерб основной деятельности учреждения;

- осуществление внебюджетной деятельности  возможно при наличии у учреждения  лицензий, выдаваемых в установленном  порядке органами государственного  управления в зависимости от  осуществляемого вида внебюджетной деятельности.

Для повышения доходов от внебюджетной деятельности в образовании должны получить дальнейшее развитие следующие виды деятельности:

- платное обучение;

- организация кружков образовательного, спортивного характера, художественной самодеятельности;

- сдача в аренду свободных  помещений;

- производственная деятельность  учащихся профессионально-технических  училищ на предприятиях;

- реализация товаров, изготовленных  в учебно-производственных мастерских  учебно-производственных комбинатов и профессионально-технических училищ;

- плата, взимаемая с проживающих в общежитиях профессионально-технических училищ.

Приоритетным направлением развития образования является технологическая модернизация – информатизация учебных заведений, широкое использование новейших образовательных технологий, качественное обновление материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети.

Снижение бюджетных ассигнований на отрасли физической культуры, спорта, культуры и искусства может осуществляться на основе соответствующих республиканских и региональных целевых программ, направленных на расширение и модернизацию физкультурно-оздоровительных объектов массового посещения с предоставлением платных и бесплатных услуг, повышение эффективности и доступности санаторно-курортного лечения.

Основными направлениями реформирования управления финансами в области социальной защиты населения являются:

- обеспечение прозрачности при  распределении бюджетных и внебюджетных средств;

- развитие институтов независимой  оценки эффективности расходования  бюджетных средств и привлечение  профильных некоммерческих организаций  к разработке и экспертизе  государственных социальных программ  и соответствующих разделов бюджета;

- создание условий для вовлечения  в сферу социально защиты населения  некоммерческих организаций, разработка  механизма контроля над бюджетными  средствами, направляемыми некоммерческим  организациям;

- поэтапный переход к единому  социальному пособию по нуждаемости.

В целом, совершенствование управления расходами бюджета на социальную сферу предполагает реализацию ряда мероприятий:

- усилить приоритетность в выборе  направлений и объектов финансирования  за счет бюджетных средств;

- оптимизировать структуру учреждений социальной сферы, более полно использовать имеющиеся ресурсы (в том числе помещения);

- внедрять в учреждения социальной  сферы ресурсосберегающие технологии  и современное оборудование;

- улучшить качество планирования  расходов бюджета;

- расширить сферу применения программно-целевого метода бюджетного планирования на всех уровнях бюджетной системы;

- создать базу для расширения  использования внебюджетных источников  финансирования бюджетных организаций;

- усилить контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств бюджетными учреждениями г. Минска.

По нашему мнению, это позволит создать качественную систему управления бюджетными средствами, направленную на повышение эффективности их использования и определение приоритетов расходования бюджетных ресурсов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

В ходе проведенного научного исследования по теме «Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)» нами были детально изучены теоретические основы управления социальной сферой, уточнено понятие социальной сферы, исследованы особенности организации процесса управления расходами бюджета на социальную сферу в г. Минске, проведён анализ динамики состава и структуры расходов бюджета г. Минска на социальную сферу, рассмотрены проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь и предложены основные направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Республика Беларусь является  государством с социально ориентированной моделью рыночной экономики, имеет социальную направленность, что нашло отражение в важнейших государственных документах. Однако единого подхода к определению состава социальной сферы не существует. В Республике Беларусь в социальную сферу традиционно включают образование, здравоохранение, физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации, социальную политику.

Информация о работе Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)