Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
уточнить понятие социальной сферы, изучить принципы, методы, виды и формы управления социальной сферой;
изучить организацию управления социальной сферой в Республике Беларусь;
оценить роль управления расходами бюджета в процессе государственного управления экономикой;
исследовать ныне существующую организацию процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска);

Содержание

Введение………………………………………………………………………......
4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой……………………
7
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы…………………...………………………………………………………...
7
1.2 Организация управления социальной сферой в Республике Беларусь…...
15
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой…………………………………………………….........
22
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)………………………………………………...
29
2.1 Организация управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу………………………………………………………………………………
29
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов бюджета на социальную сферу………………………………………………………………..
41
3 Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях…………………………………………………………..
56
3.1 Проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..
56
3.2 Направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь……………………………………………………
62
Заключение……………………………………………………………………….
74
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом расходы на соцсферу.doc

— 862.00 Кб (Скачать файл)

8) обеспеченность общей площадью  общеобразовательных учебных заведений (8 м2 на одного учащегося);

9) обеспеченность учащихся спортивными  плоскостными сооружениями (1,62 м2 на одного учащегося), зданиями спортивного назначения (0,5 м2 на одного учащегося);

10) норматив обеспеченности учащихся  персональными компьютерами (1-2 компьютерных  класса на школу или же 1 компьютер  на 30 учащихся).

Здравоохранение (5 социальных стандартов):

1) норматив бюджетной обеспеченности  в расчете на одного жителя  страны (среднереспубликанский и  региональные), устанавливается ежегодно  в соответствии с законом «О  бюджете Республики Беларусь»;

2) обеспеченность врачами общей  практики, участковыми врачами (терапевтами и педиатрами) (один врач на 1,3 тыс. жителей);

3) обеспеченность больничными койками (9 коек на 1 тыс. жителей);

4) обеспеченность аптеками (одна  аптека на 8 тыс. жителей);

5) обеспеченность бригадами скорой  медицинской помощи (одна бригада  на 12,5 тыс. жителей).

Физическая культура и спорт: социальный стандарт определяет размер бюджетных средств, выделенных на физическую культуру и спорт в расчете на одного жителя страны, и включает средства из государственного бюджета, затраченные на проведение областных, городских и районных спортивных мероприятий, содержание всех типов специализированных учебно-спортивных учреждений, центров физкультурно-оздоровительной работы, комбинатов и комплексов, спортивных сооружений, а также на частичное финансирование клубов по различным видам спорта.

Культура (один стандарт) - обеспеченность расходов в расчете на одного человека в размере 1,5 базовой величины, в том числе 1,3 - за счет бюджетного финансирования и 0,2 - за счет оказания платных услуг.

Социальное обслуживание населения (один норматив) - обеспеченность населения центрами социального обслуживания (один центр на административный район) [46, с.18-19].

Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно (либо по доступной цене) в жизненно важных сферах.

  1. Планирование.

Планирование, в отличие от прогнозирования, предполагает расчет реальных плановых показателей развития социальной сферы на достаточно обозримый период (год, квартал, месяц). Планирование осуществляется как на республиканском и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Наибольшее значение имеет планирование расходов на социальную сферу и источников их покрытия. Поскольку одним из основных источников финансирования социальной сферы являются бюджетные средства, то основным объектом планирования в социальной сфере является планирование расходов бюджета на социальную сферу.

  1. Экономическое программирование.

Экономическое программирование является одним из вариантов бюджетного финансирования социальной сферы, а также планирования расходов бюджета на социальную сферу. Посредством реализации социальных программ решаются отдельные проблемы в социальной сфере, как на республиканском, так и на региональном уровнях.

В частности, на 2010 год в г. Минске запланировано выполнение мероприятий двадцати социально-культурных программ республиканского и регионального уровня (Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 гг., Программа сохранения и развития культуры столицы Республики Беларусь – города-героя Минска на период до 2010 г., Программа развития физической культуры и спорта в г. Минске на 2007-2010 гг и др.) [20].

  1. Социально-экономический анализ.

При принятии управленческих решений в социальной сфере, особенно при распределении средств государственного бюджета, проводится социально-экономический анализ, который позволяет рассчитать эффект от принятия решения и определить наиболее эффективный вариант распределения бюджетных средств, а также изыскать дополнительно внебюджетные источники финансирования социальной сферы.

Кроме того, проводится и последующий анализ использования бюджетных средств учреждениями отраслей социальной сферы, а также анализируется эффект от проведения социальной политики.

  1. Учет.

Учет ведется как управляющей стороной, так и управляемой. Так, учреждения отраслей социальной сферы ведут учет на уровне отдельных субъектов хозяйствования, органы управления социальной сферой ведут учет на уровне отдельных территориальных единиц либо ведомств, а также на общереспубликанском уровне. Кроме того, организации учета способствует система государственной статистики.

  1. Контроль.

Поскольку основным источником финансирования социальной сферы в Республике Беларусь является государственный бюджет, важнейшим направлением контроля является соблюдение бюджетного законодательства.

Основным документом, регламентирующим контрольную деятельность в Республике Беларусь, в настоящее время является Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В соответствии с этим указом контрольные функции в области соблюдения бюджетного законодательства возложены на Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы, а также на органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь [27].

  1. Реализация мер ответственности.

Меры ответственности применяются к нарушителю бюджетного законодательства при выявлении таких нарушений, как:

- незаконное получение средств  из бюджета;

- нецелевое использование средств  бюджета;

- использование средств бюджета  с нарушением законодательства;

- предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением  установленного порядка;

- невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

- неперечисление, неполное перечисление  бюджетных средств получателям  бюджетных средств;

- неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

- неисполнение или ненадлежащее  исполнение платежных инструкций  на перечисление средств, подлежащих  зачислению на счета бюджетов  и получателей бюджетных средств;

- непредставление в установленные  сроки отчетности об использовании  бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по счетам их получателей;

- нарушение условий договора  поставки с использованием бюджетных  средств [5].

За нарушение бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры принуждения:

- приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств;

- взыскание бюджетных средств;

- приостановление расчетов по  банковским счетам;

- начисление и взыскание пени [5].

Таким образом, управление социальной сферой в Республике Беларусь основано на общих принципах управления социальной сферой. Отдельные виды управления социальной сферой в Республике Беларусь имеют особенности, связанные с построением системы государственного управления, нормативно-правовой базой и т.д.

 

 

 

1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой

 

 

 

Несмотря на то, что продукт, производимый в социальной сфере, в большинстве случаев не имеет материально-вещественной формы, его создание требует затрат, в том числе и материальных. Соответственно, возникает необходимость в существовании источников финансирования этих затрат. Доступность и цена финансовых ресурсов оказывают значительное воздействие на функционирование каждой из сфер экономики, в том числе на функционирование социальной сферы, а также на деятельность каждого хозяйствующего субъекта в отдельности. Однако такое воздействие может носить неоднозначный характер. Так, например, предоставление хозяйствующим субъектам бюджетных средств на безвозмездной основе либо под пониженный по сравнению с среднерыночным процент может способствовать как развитию этого субъекта либо отрасли в целом, так и снижению мотивации к эффективной деятельности и привлечению внебюджетных средств. Особенно степень такого воздействия усиливается, если речь идет о безвозвратном предоставлении бюджетных средств.

Таким образом, финансирование является одним из важнейших регуляторов функционирования и развития всех сфер экономики, в том числе и социальной сферы.

Поскольку социальная сфера удовлетворяет общественный интерес, реализует конституционно гарантированные права, то наибольшее значение в регулировании ее функционирования и развития имеет бюджетное финансирование.

Преимущества бюджетного финансирования заключаются в том, что у государства есть возможность регулировать объемы и направления расходов, ориентируясь на текущее состояние той или иной проблемы. Приоритетность каждой из них может быть представлена через соотношение бюджетных средств, направляемых государством на решение проблем.

Одним из важнейших показателей, отражающих значимость социальной сферы республики среди всех отраслей народного хозяйства, является удельный вес расходов консолидированного бюджета на социальную сферу в общей сумме расходов консолидированного бюджета (таблица 1).

 

Таблица 1 – Удельный вес расходов консолидированного бюджета на отрасли социальной сферы в общей сумме расходов консолидированного бюджета за 2000-2008 гг., % (без учета средств Фонда социальной защиты населения)

 

Показатель

Год

2000

2005

2007

2008

Расходы консолидированного бюджета, всего

100,0

100,0

100,0

100,0

Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу, в т.ч.

36,7

29,2

28,4

25,5

- на здравоохранение

13,9

9,5

9,1

7,9

- на образование 

17,4

13,0

11,6

10,4

- на социальную политику

3,3

4,5

5,3

5,0

- на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой  информации

2,1

2,2

2,4

2,2


 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [47, с.499].

 

 

Следует, однако, отметить, что в последние годы произошло снижение этого показателя. Так, если в 2000 г. расходы консолидированного бюджета на социальную сферу составляли 36,7 % от всего объема расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, то в 2008 г. только 25,5 %.

Однако в настоящее время доля расходов консолидированного бюджета на социальную сферу в общей сумме расходов консолидированного бюджета остается значительной, поэтому расходы бюджета на социальную сферу являются одним из важнейших объектов государственного управления экономикой.

Достаточно высок и показатель отношения расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на социальную сферу к ВВП (таблица 2).

 

Таблица 2 – Соотношение расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на социальную сферу и ВВП за 2000-2008 гг., млрд рублей

 

Показатель

Год

2000

2005

2007

2008

ВВП

9134

65067

97165

128829

Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу, в т.ч.

1187

9115

13522

16267

- на здравоохранение

449

2964

4325

5025

- на образование 

562

4060

5547

6636

- на социальную политику

107

1396

2530

3180

- на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации

69

695

1120

1426


 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [47, с.309] и [47, с.499].

 

 

В частности, в 2008 г. расходы консолидированного бюджета на социальную сферу составили 16267 млрд рублей при объеме ВВП 128829 млрд рублей, т. е. 12,6 % к ВВП. Следует учесть, что в таблице расходы бюджета на социальную политику приведены без учета расходов Фонда социальной защиты населения, который также несет значительную социальную нагрузку. Так, например, в 2008 г. расходы Фонда социальной защиты населения составили 12995,8 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным показателем за 2007 г. на 2511 млрд рублей, или 23,9 %.

Информация о работе Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)