Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
уточнить понятие социальной сферы, изучить принципы, методы, виды и формы управления социальной сферой;
изучить организацию управления социальной сферой в Республике Беларусь;
оценить роль управления расходами бюджета в процессе государственного управления экономикой;
исследовать ныне существующую организацию процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска);

Содержание

Введение………………………………………………………………………......
4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой……………………
7
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы…………………...………………………………………………………...
7
1.2 Организация управления социальной сферой в Республике Беларусь…...
15
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой…………………………………………………….........
22
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)………………………………………………...
29
2.1 Организация управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу………………………………………………………………………………
29
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов бюджета на социальную сферу………………………………………………………………..
41
3 Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях…………………………………………………………..
56
3.1 Проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..
56
3.2 Направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь……………………………………………………
62
Заключение……………………………………………………………………….
74
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом расходы на соцсферу.doc

— 862.00 Кб (Скачать файл)

Существуют различные методы, формы и виды управления социальной сферой, базирующиеся на основных принципах управления социальной сферой. Основными видами управления социальной сферой являются: организация управления, социально-экономический анализ, прогнозирование, планирование, экономическое программирование, учет, контроль, реализация мер ответственности.

2. Управление социальной сферой  в Республике Беларусь основано  на общих принципах управления  социальной сферой. Управление социальной  сферой в Республике Беларусь  осуществляют государственные органы общего управления, а также отраслевые министерства. Отдельные виды управления социальной сферой в Республике Беларусь имеют особенности, связанные с построением системы государственного управления, нормативно-правовой базой и т. д.

3. Финансирование является одним из основных регуляторов развития сфер экономики. В Республике Беларусь социальная сфера финансируется в основном из государственного бюджета. Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу в общей сумме расходов бюджета имеют достаточно большой удельный вес (около трети всех расходов), однако в последние годы происходит некоторое снижение этого показателя. Бюджетные средства распределяются в основном по каналам местных бюджетов. Особенно это характерно для таких отраслей социальной сферы, как образование и здравоохранение.

4. Основными видами управления  расходами бюджета г. Минска на  социальную сферу являются: бюджетное  планирование, бюджетное финансирование, анализ расходов бюджета на социальную сферу, контроль за эффективным использованием бюджетных средств с применением мер ответственности в случае выявления нарушений.

Все они совершенствуются, претерпевают изменения с целью повышения эффективности использования бюджетных средств. Так, например, разрабатываются новые методики планирования расходов и совершенствуются существующие. В частности, положительным изменением было введение дифференцированного по регионам норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение. В части внедрения и совершенствования программно-целевого метода финансирования была разработана форма паспорта бюджетной программы. Для осуществления контроля за эффективным использованием средств бюджета г. Минска был создан отдел анализа и контроля за эффективным расходованием бюджетных средств. Совершенствуется и программный продукт, способствующий эффективному управлению расходами бюджета на социальную сферу – Комплекс бюджетных задач.

5. Около половины всей расходной  части бюджета г. Минска занимают  расходы на развитие отраслей  непроизводственной сферы, что еще раз подтверждает социально-ориентированный характер бюджета города. В их числе наибольший удельный вес приходится на образование – 19,5 % за период 2006-2009 гг., здравоохранение – 18,5 %, социальную политику – 4,0 %, физическую культуру, спорт, культуру и СМИ – 4,4 %. Это означает, что большая часть бюджетных средств направляется на повышение благосостояния населения, финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья и прочие нужды социального характера.

Кроме того, поскольку расходы бюджета г. Минска на образование и здравоохранение имеют значительный удельный вес в общей сумме расходов бюджета в целом и в сумме расходов бюджета на социальную сферу в частности, они являются наиболее значимыми объектами управления и требуют наибольшего внимания и должны быть подвергнуты преобразованиям.

      1. Все виды управления расходами на социальную сферу сопряжены с определенными проблемами, требующими решения. Основными проблемами являются несовершенство методики планирования расходов бюджета на учреждения социальной сферы, а также проблемы, связанные с привлечением внебюджетных источников.

К основным недостаткам существующей методики планирования можно отнести: отсутствие взаимосвязи величины расходов с оперативно-сетевыми показателями по отдельным статьям расходов; наличие в планах учреждений неэффективных расходов и отсутствие обоснований по отдельным статьям и т. д.

Основной проблемой финансирования являются проблема привлечения внебюджетных источников, нарушение пропорций по экономической классификации.

Существуют проблемы и в сфере анализа. Финансовыми органами проводится анализ только по отдельным статьям расходов (например, ежегодно проводится анализ питания учащихся и детей дошкольного возраста). По многим статьям анализ не проводится, что приводит к снижению эффективности использования бюджетных средств.

В сфере контроля главная проблема заключается в том, что выявленный вред возмещается не полностью. Так, выявленный контрольно-ревизионными службами ведомственного контроля в 2009 г. вред возмещен только на 65,7 %.

7. Совершенствование управления расходами бюджета на социальную сферу предполагает реализацию ряда мероприятий:

  • усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет бюджетных средств;
  • реализовать принцип прозрачности бюджета;
      • оптимизировать структуру учреждений социальной сферы, более полно использовать имеющиеся ресурсы (в том числе помещения);
      • внедрять в учреждения социальной сферы ресурсосберегающие технологии и современное оборудование;
  • улучшить качество планирования расходов бюджета (методика планирования затрат на учреждения социальной сферы должна быть усовершенствована путем расчета норм и нормативов  расходов по каждой статье, подстатье, элементу исходя из фактически сложившегося уровня за предыдущие несколько лет для учреждения с наименьшим уровнем расходов в группе однотипных учреждений, либо средний для группы уровень);
  • усовершенствовать методику расчета нормативов бюджетной обеспеченности (при расчете такого показателя должны быть максимально учтены особенности региона);
      • осуществить развитие и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования на всех уровнях бюджетной системы;
      • создать базу для расширения использования внебюджетных источников финансирования бюджетных организаций;
  • усилить контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств бюджетными учреждениями, финансируемыми из бюджета г. Минска.
      • способствовать развитию институтов независимой оценки эффективности расходования бюджетных средств и привлечению профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе государственных социальных программ и соответствующих разделов бюджета;
      • создать условия для вовлечения в сферу социально защиты населения некоммерческих организаций, разработать механизм контроля над бюджетными средствами, направляемыми некоммерческим организациям.

По нашему мнению, это позволит создать качественную систему управления бюджетными средствами, направленную на повышение эффективности их использования и определение приоритетов расходования бюджетных ресурсов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

1 Административное право Украины: Учебник / С.В. Кивалов [и др.]; под  общей ред. С.В. Кивалова. - X.: «Одиссей», 2004. - 880 с.

2 Антонова, Н.Б. Государственное регулирование  экономики: Учебник / Н.Б. Антонова. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 775 с.

3 Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные  и муниципальные финансы: Учебник /А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 687 с.

4 Бюджет столичного города / В.А. Бобков, А.И. Лученок, О.Л. Шулейко [и др.]. - Минск: МНИИСЭПП, 2003. - 294 с.

5 Бюджетный кодекс Республики  Беларусь: Кодекс Республики Беларусь  от 16 июля 2008 г. № 412-З / Нац. реестр правовых  актов Республики Беларусь от 23.07.2008 №2/1509.

6 Гукова, А.В., Тараканов, В.В. Методика оценки результативности расходования бюджетных средств / А.В. Гукова, В.В. Тараканов / Финансы и кредит. - 2009. № 17(353). - с. 2-8.

7 Ефимова, С.Б. Оптимизация расходной  бюджетной политики государства  в социальной сфере / С.Б. Ефимова / Финансы и кредит. - 2007. № 1(241). - с. 49-57.

8 Заяц, А., Шарак, Т. Паспорт бюджетной  программы - путь к повышению эффективности государственных расходов / А. Заяц, Т. Шарак / Финансы. Учет. Аудит. - 2007. № 11. с. 3-13.

9 Конституция Республики Беларусь: Конституция Республики Беларусь Верховного Совета Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. №2875-XII / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 04.01.1999 №1/0.

10 Костенко, И.В. Оценка эффективности  бюджетных расходов на общее  образование / И.В. Костенко / Финансы и кредит. - 2008. № 22(310). с. 70-76.

11 Курс экономики: Учебник / Б.А. Райзберг [и др.]; под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 720 с.

12 Кухтинова, Л.Г. Экономический механизм  государственного регулирования  сферы социальных услуг / Л.Г. Кухтинова. - Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2007. - 184 с.

13 Молокович А.Д. Государственные  финансы: Курс лекций для студентов / А.Д. Молокович. - Минск: БНТУ, 2002. - 212 с.

14 Национальная стратегия устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020года/ Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2008. – 200 с.

15 Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.

16 О бюджете города Минска  на 2006 год: Решение Минского городского  Совета депутатов от 31 декабря 2005 г. № 207 / Нац. реестр правовых актов  Республики Беларусь от 07.02.2006 № 9/4893.

17 О бюджете города Минска на 2007 год: Решение Минского городского Совета депутатов от 30 декабря 2006 г. № 278 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.01.2007 № 9/6284.

18 О бюджете города Минска  на 2008 год: Решение Минского городского  Совета депутатов от 28 декабря 2007 г. № 102 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 28.01.2008 № 9/13163.

19 О бюджете города Минска  на 2009 год: Решение Минского городского  Совета депутатов от 19 ноября 2008 г. № 181 / Нац. реестр правовых актов  Республики Беларусь от 23.12.2008 № 9/20456.

20 О бюджете города Минска  на 2010 год: Решение Минского городского  Совета депутатов от 16 декабря 2009 г. № 257 / Нац. реестр правовых актов  Республики Беларусь от 22.01.2010 № 9/28903.

21 О бюджете Республики Беларусь  на 2006 год: Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2005 г. №81-3/ Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 03.01.2006 №2/1178.

22 О бюджете Республики Беларусь  на 2007 год: Закон Республики Беларусь  от 29 декабря 2006г. №191-3/ Нац. реестр правовых  актов Республики Беларусь от 29.12.2006 №2/1288.

23 О бюджете Республики Беларусь  на 2008 год: Закон Республики Беларусь  от 26 декабря 2007г. №303-3/ Нац. реестр правовых  актов Республики Беларусь от 27.12.2007 №2/1400.

24 О порядке составления, рассмотрения  и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2009 г. № 8 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 19.02.2009 № 8/20522.

25 О республиканском бюджете  на 2009 год: Закон Республики Беларусь  от 13 ноября 2008г. №450-3/ Нац. реестр правовых  актов Республики Беларусь от 14.11.2008 №2/1546.

26 О республиканском бюджете  на 2010 год: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009г. №73-3/ Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2009 №2/1625.

27 О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике  Беларусь: Указ Президента Республики  Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 20.10.2009 № 1/11062.

28 Об утверждении Инструкции  о порядке заполнения формы  паспорта бюджетной программы  и иных вопросах, связанных с  постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 668: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 октября 2007 г. № 148 /  Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 01.11.2007 № 8/17351.

29 Об утверждении Инструкции  о порядке планирования расходов  на содержание учреждений культуры, финансируемых из бюджета: Постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 39 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 10.01.2007 №8/15669.

30 Об утверждении Инструкции  по составлению сметы расходов  больничной, амбулаторно-поликлинической организации, организации скорой медицинской помощи, финансируемых за счет средств бюджета: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 сентября 2008 г. № 153 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 10.10.2008 №8/19602.

31 Об утверждении Основных направлений  социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2006-2015 годы: Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1475 / Нац. реестр правовых  актов Республики Беларусь от 10.11.2006 №5/24172.

32 Об утверждении Положения о  паспорте бюджетной программы: Постановление  Совета министров Республики  Беларусь от 24 мая 2007 г. № 668 / Нац. реестр  правовых актов Республики Беларусь  от 28.05.2007 № 5/25260.

33 Об утверждении Положения о порядке исчисления норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 сентября 2000 г. № 40/101, Министерства финансов Республики Беларусь от 29 сентября 2000 г. № 40/101 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 23.10.2000 №8/4305.

34 Об утверждении Программы социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2006-2010 годы: Указ Президента Республики  Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 14.06.2006 № 1/7667.

35 Осмоловская, Л. Расходы на сферу  культуры нуждаются в оптимизации / Л. Осмоловская / Финансы. Учет. Аудит. - 2010. №1. - с. 18-19.

36 Отчет об исполнении сметы  расходов Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета за 2009 г.

37 Отчеты финансового управления  Минского городского исполнительного  комитета об исполнении бюджета  г. Минска по доходам и расходам  за 2006-2009 гг.

38 Паспорт бюджетной программы «Государственная программа о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы», утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.2007 №424

39 Райзберг, Б.А. Экономика и финансы: учебник / Б.А. Райзберг. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 462 с.

40 Рой, О.М. Система государственного  и муниципального управления / О.М. Рой. - Спб.: Питер, 2005. - 336 с.

Информация о работе Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)