Сущность и роль бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 04:14, доклад

Краткое описание

Сущность и роль бюджета,Порядок составления проектов местных бюджетов,Сущность и значение финансового контроля

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетный менеджмент.docx

— 32.52 Кб (Скачать файл)
  1. общая сумма доходов и расходов (с делением на общий и специальный фонды), а также с делением расходов на текущие и капитальные;
  2. предельный объем годового дефицита (профицита) местного бюджета в следующем бюджетном периоде и долга Автономной Республики Крым либо местного самоуправления
  3. на конец следующего бюджетного периода; полномочия по предоставлению гарантий Автономной Республики Крым и местного самоуправления, а также размеры этих гарантий с
  4. учетом положений статьи 17 настоящего Кодекса;
  5. бюджетные назначения главным распорядителям средств по бюджетной классификации;
  6. доходы бюджета по бюджетной классификации;
  7. бюджетные назначения межбюджетных трансфертов;
  8. дополнительные положения, регламентирующие процесс исполнения бюджета.

3.Перечень защищенных статей местного бюджета определяется в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса.(В ред. от 10.07.2003)

Статья 77. Утверждение местных бюджетов.

1.В соответствии с частями  восьмой и девятой статьи 75 настоящего  Кодекса Верховная Рада Автономной  Республики Крым и соответствующие  советы при утверждении местных  бюджетов должны учесть объемы  межбюджетных трансфертов и другие  положения, необходимые для формирования  местных бюджетов, которые были  утверждены Верховной Радой Украины  при принятии проекта закона  о Государственном бюджете Украины  во втором чтении.

2.Бюджет Автономной Республики Крым, областные и районные бюджеты, городские (городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения) бюджеты на следующий бюджетный период утверждаются решением Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего областного, районного или городского совета не позднее чем в двухнедельный срок после официального опубликования закона о Государственном бюджете Украины.

3. Городские (городов районного  значения) бюджеты, районные в  городах (если такие созданы), поселковые и сельские бюджеты  на следующий бюджетный период  утверждаются, соответственно, решениями  городского, районного в городе, поселкового или сельского совета  не позднее чем в двухнедельный  срок после утверждения районного  или городского (городов Киева  и Севастополя, города республиканского  Автономной Республики Крым либо  города областного значения) бюджета.

 

ВОПРОС 3.Сущность и значение финансового контроля

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических  процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению. Одним  из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.

Исследование  финансового контроля в условиях нестабильности российской экономики, роста цен, инфляции, дефицита государственного бюджета, ежегодной утечки огромных денежных средств за рубеж и многих других негативных факторов имеет сегодня особое значение. Заполняя пробелы в праве, законодатели при разработке того или иного правового акта в области финансового контроля должны руководствоваться выводами, основанными на глубоком анализе состояния российской экономики и лучших достижений правовых наук зарубежных стран.

Финансовый  контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она (форма) определяет назначение и содержание финансового контроля. Из вышесказанного следует, что содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений в обществе.Контроль можно рассматривать в следующих аспектах — организационный, методический, технический.

Организационный контроль представляет собой выбор  форм контроля, состав его субъектов  и объектов.

Методический  контроль — это методы осуществления  контрольных действий.

Технический контроль — совокупность приемов проверки документов и операций. Финансовый контроль можно первоначально определить как одну из разновидностей финансовой деятельности государства.

Объектом финансового  контроля являются денежные, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы государства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

К основным задачам  финансового контроля можно отнести  следующие.

1. Содействие  сбалансированности между потребностью  в финансовых ресурсах и размерами  денежных доходов бюджетов государства.

2. Обеспечение  своевременности и полноты выполнения  финансовых обязательств перед  государственным бюджетом.

3. Выявление  внутрипроизводственных резервов  роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности.

4. Содействие  рациональному расходованию материальных  ценностей и денежных ресурсов  на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности.

5. Обеспечение  соблюдения действующего законодательства  и нормативных актов, в том  числе в области налогообложения  предприятий, относящихся к различным  организационно-правовым формам.

6. Содействие  высокой отдаче внешнеэкономической  деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям, и т.д.

Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий и организаций, учреждений, финансово-банковских структур за надлежащее исполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и финансовых (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

Финансовые  меры воздействия конкретно проявляются  через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению.

Проблемы усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют повышения результативности применяемых санкций, чему, в частности, должна содействовать реформа налогообложения.

Таким образом, подводя итог сказанному, финансовый контроль можно определить как разновидность финансовой деятельности государства, осуществляемой всей системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами и состоящей в проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и воздействия.

Сущность и значение финансового контроля

Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность, направленную на проверку обоснованности стоимостного распределения валового общественного продукта по соответствующим  фондам денежных средств и их расходование на определенные цели.

Термин «контроль» является производным от латинского выражения  «контра рутулус», что означает «противопоставление» (намеченного, предполагаемого процесса, явления и происходящего или  свершившегося, фактического).

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что  финансам как экономической категории  присуща контрольная функция. Посредством  этой функции финансы предупреждают  о складывающихся пропорциях распределения, соотношения фондов, источниках их формирования, использовании. Контрольная  функция финансов создает возможность  воздействия со стороны общества, и прежде всего государства, на процессы производства, обмена, распределения  и потребления материальных благ. Но эта возможность превращается в действительность только в общественных отношениях при участии людей, наличии  определенных условий:

создании особых органов  контроля;

укомплектовании их квалифицированными специалистами;

регламентации прав этих органов.

Таким образом контрольная  функция создает объективные  условия для использования финансов в качестве инструмента контроля, а сознательное применение осуществляется в ходе функционирования финансов в  общественном производстве. Если финансы  выражают отношения экономического базиса, то есть часть производственных отношений, то финансовый контроль как  один из элементов управления финансами (наряду с планированием, учетом и  анализом) является надстроечной категорией.

Специфика финансового  контроля состоит в том, что он осуществляется в денежной форме. Его  непосредственным объектом являются процессы формирования доходов и накоплений, создание и использование денежных фондов. Однако действие финансового  контроля распространяется на более  широкий круг денежных отношений, поскольку  финансы тесно связаны с другими  стоимостными категориями: оплатой  труда, себестоимостью продукции, доходом, прибылью, производственными фондами (основными, оборотными), капитальными вложениями, инвестициями. А финансовый контроль за правильностью использования  бюджетных ассигнований учреждениями и организациями затрагивает  все стороны их деятельности - полноту  развертывания сети и контингентов, соблюдение установленных норм расходования средств.

Сфера действия финансового  контроля часто может совпадать  с другими видами контроля: административным, правовым, социальным, техническим, политическим. Поскольку финансовая сторона деятельности хозорганов тесно связана с хозяйственной, бывает затруднительно, а иногда и  невозможно отделить финансовый контроль от хозяйственного, так как в большинстве  финансовых операций отражаются другие процессы хозяйственной деятельности.

Основными принципами осуществления  контроля являются:

-регулярность, повсеместность, универсальность контроля;

-превентивность контроля, то есть предупредительный его характер;

-действенность, реальность, гласность, которые могут быть достигнуты только при правильной организации контрольной работы, применение обоснованной методики, тщательном изучении Дела, внесении конкретных предложений;

-беспристрастность контроля;

-независимость работников контрольных органов.

Основные задачи финансового  контроля, в которых раскрывается его содержание:

1. Проверка выполнения  финансовых обязанностей перед  государством, организациями и населением.

2. Проверка правильности  использования хозяйствующими субъектами  находящихся в их распоряжении  денежных ресурсов (бюджетных и  собственных средств, банковских  ссуд, внебюджетных средств).

3. Проверка соблюдения  правил совершения финансовых  операций, расчетов и хранения  денежных средств хозяйствующими  субъектами.

4. Выявление внутренних  резервов производства -возможностей  повышения рентабельности хозяйства,  роста производительности труда,  ускорения оборачиваемости оборотных  средств, более экономного и  эффективного использования материальных  и денежных средств.

5. Устранение и предупреждение  нарушений финансовой дисциплины.

В случае их выявления  применяются в установленном  порядке меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение ущерба государству  и организациям.

Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных  предписаний и порядка образования, распределения и использования  денежных фондов государства, его хозяйствующими субъектами.

Финансовый контроль в  условиях рыночных отношений претерпевает существенные изменения. Новые экономические  взаимоотношения не терпят постоянных проверок, надзора за финансовыми  операциями, различного рода сделками. Всеобъемлющий контроль является тормозом нормальных рыночных отношений. Но переходной период, характеризующийся неотработанностью  форм и методов преобразования собственности, либерализацией цен, свободой хозяйствования, факторами неопределенности экономической  ситуации, вызывает потерю управляемости  и контроля за движением финансовых потоков средств в приемлемом для общества направлении. В этих условиях усиливаются тенденции  нарушения финансовой дисциплины, финансового  законодательства, учащаются злоупотребления  по поводу использования государственной  собственности. Поэтому финансовый контроль должен явиться надежным заслоном всяческих негативных проявлений в  хозяйственной жизни. Государство, защищая общественные интересы, социальную справедливость, должно вмешаться в  процессы воспроизводства, распределения, используя в качестве инструмента  регулирования возможности контрольной  функции финансов, совершенствовать формы, методы и организацию финансового  контроля.

Информация о работе Сущность и роль бюджета