Сущность и роль бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 04:14, доклад

Краткое описание

Сущность и роль бюджета,Порядок составления проектов местных бюджетов,Сущность и значение финансового контроля

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетный менеджмент.docx

— 32.52 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС 1. Сущность и роль бюджета.

Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений, как части  финансовых, состоит в том, что  они, во-первых возникают в распределительном  процессе, и, во-вторых связаны с  формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, необходимого для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения многообразны (между секторами  экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках  государства ежегодно должна концентрироваться  определённая доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные  отношения получают соответствующее  им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем  сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации  финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических  и социальных задач и т.п.

Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет – основной финансовый план страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: парламент страны, штата или муниципальное собрание).

Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы) в их действии.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения, собственности, доходов и заработной платы, по вопросу бюджетных расходов на социальные цели;  компромисс междуобщегосударственными и местными интересами; компромисс между промышленными и сельскохозяйственными районами в отношении распределения налогов и бюджетных дотаций;компромисс между интересами отдельных отраслей и формам по поводу налогов субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий. Каждый такой компромисс сопровождается борьбой политической, предвыборной и в стенах парламента, фракционной внутри партии и на страницах печати.

Будучи  экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных  структур, бюджет может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории. Эта категория, являясь  частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев  финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

  • государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований; 
  • область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями;
  • с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
  • пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

Бюджет как экономическая  категория, не сразу получил своё признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка рения, согласно которой государственный  бюджет с позициями экономической  сущности может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории, а с позиции законодательного установления финансовой базы государства  – как его финансовый план.Сущность государственного бюджета, как экономической  категории, реализуется через его  функции: распределительную (перераспределительную) и контрольную.

Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Основным объектом бюджетного перераспределения является национальный доход, иногда - частьнационального богатства. Национальный доход - часть валового общественного продукта без материальных затрат на его производство. Выражает весь объем чистой продукции страны, то есть это вновь созданная стоимость обычно за год. Национальное богатство - совокупность созданных трудом и накопленных материальных благ, которыми располагает общество.

Основные направления распределительной функции: связаны с перераспределением национального дохода, с вмешательством в процесс общественного воспроизводства (государственное регулирование и стимулирование экономики), с финансовым обеспечением социальной политики, обеспечением монопольной прибыли. Рассмотрим эти направления в отдельности.

Роль бюджета в перераспределении национального дохода

В рыночной экономике политическая, экономическая, социальная и другие формы деятельности государства  неразрывно связаны с перераспределением национального дохода как части  валового внутреннего продукта. Важнейшее значение в перераспределении национального дохода, происходящее в интересах монополий, принадлежит государственному бюджету. Это его основная функция. Развитие этой функции определяется эволюцией капитализма, повышением роли буржуазного государства. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости (на кануне первой мировой войны – 7 – 15 %). Ещё выше эта доля, если взять бюджетную систему государства в целом. Перераспределение национального дохода, непосредственно затрагивающее интересы общественных классов, имеет важное социально-политическое значение и выражает степень дополнительной эксплуатации широких народных масс. Используя бюджетную систему, государство вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадиях производства и первичного распределения национального дохода. Доля национального дохода, получаемая трудящимися, все больше падает. Одновременно быстрыми темпами растут прибыли монополий, усиливается концентрация богатства. Перераспределение национального дохода посредством бюджета - яркое проявление его классового характера. По данным статистического бюро США, в 1988 г. пятая часть американцев, наиболее богатая, присвоила 44% национального дохода, в то время как такое же количество малообеспеченных жителей США - лишь 4,6%.  Перераспределение национального дохода наряду с социальным имеет также экономическое значение. Бюджет служит важным инструментом централизации в руках государства совокупного общественного капитала, мобилизации через налоги и займы средств трудящихся и доходов других слоев общества и использования их в целях вмешательства в хозяйственную жизнь страны. В форме бюджета капиталистические государства концентрируют огромные финансовые средства. Правительство США ежегодно аккумулирует через бюджет более 1,1 трлн. дол., Великобритании - свыше 150 млрд. ф. ст., Франции - более 1 трлн. франков, ФРГ – почти 300 млрд. марок, Японии - более 54 трлн. иен. Сосредотачиваемые у государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его экономической деятельности и создают широкие возможности активного вмешательства в общественное воспроизводство.

 

 

Роль бюджета в регулировании  и стимулировании экономики

Вмешательство в экономику  превратилось в одну из основных функций  государственного бюджета. Формы такого вмешательства различны. В условиях политики “экономики предложения” наряду с прямыми методами вмешательства  широкое развитие получали косвенные. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование темпов ускорения научно-технического прогресса, расширение государственного потребления, рост накопления капитала путём прямого  финансирования крупного монополистического производства. Это осуществляется в  форме субсидий, кредитов, государственных  гарантий, поручительств, а так же других форм помощи крупному капиталу в целях обеспечения роста  монопольной прибыли. Вместе с тем  государственное финансирование содействует  дальнейшей концентрации производства и капитала, укреплению господствующих позиций монополий. 

Роль бюджета в сфере соц. Политики

Через государственный  бюджет и другие звенья бюджетной  системы страны рыночной экономики  осуществляют свою социальную политику, вмешательство в сферу социальных отношений, финансируя важнейшие элементы в социальной области - просвещение (главным образом начальное и  среднее образование, а также  профессиональную переподготовку кадров), здравоохранение (в том числе  санитарию, профилактику заболеваний), социальное обеспечение. 
 

Вопрос 2. Порядок составления  проектов местных бюджетов

Порядок составления проектов местных бюджетов. 
1. Министерство финансов Украины доводит Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих советов  особенности составления расчетов к проектам бюджетов на следующий бюджетный период. 
2.    Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы соответствующих советов обязаны предоставлять необходимую информацию: Министерству финансов Украины — для проведения расчетов объемов межбюджетных трансфертов и других показателей; Верховной Раде Украины — для проверки достоверности этих расчетов. 
3.    Согласно типовой форме бюджетных запросов, определенной Министерством финансов Украины, в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса и с учетом особенностей составления проектов местных бюджетов местные финансовые органы разрабатывают и доводят до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов. 
4.    Главные распорядители бюджетных средств организуют разработку бюджетных запросов для представления местным финансовым органам в сроки и порядке, установленные этими органами. Главные распорядители бюджетных средств несут ответственность за своевременность, достоверность и содержание представленных местным финансовым органам бюджетных запросов, которые должны содержать всю информацию, необходимую для анализа показателей проекта местного бюджета, согласно требованиям местных финансовых органов. 
5.    Местные финансовые органы на каком-либо этапе составления и рассмотрения проектов местных бюджетов проводят анализ бюджетного запроса, представленного главным распорядителем бюджетных средств, с точки зрения его соответствия цели, приоритетности, а также действенности и эффективности использования бюджетных средств. На основе результатов анализа руководитель местного финансового органа принимает решение о включении бюджетного запроса в предложения проекта местного бюджета перед представлением его на рассмотрение, соответственно, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих советов. 
6.    Исполнительные органы сельских, поселковых, городских (городов районного значения) советов, районные государственные администрации в городах Киеве и Севастополе представляют, соответственно, районным или городским финансовым органам предложения по показателям проектов соответствующих бюджетов, определенных с учетом требований частей третьей—пятой настоящей статьи. 
7.    После одобрения Кабинетом Министров Украины проекта закона о Государственном бюджете Украины Министерство финансов Украины доводит Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих советов расчеты прогнозных объемов межбюджетных трансфертов, методику их определения и другие показатели, необходимые для составления проектов местных бюджетов, а также предложения по форме проекта решения о местном бюджете (типовая форма решения). 
8.    В недельный срок после принятия закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении Кабинет Министров Украины доводит Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих советов положения и показатели межбюджетных отношений (объемы межбюджетных трансфертов для соответствующих бюджетов и текстовые статьи, определяющие особенности межбюджетных отношений на следующий бюджетный период), которые были проголосованы Верховной Радой Украины при принятии проекта закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении. 
9.    На основании информации, полученной в соответствии с частями пятой—восьмой настоящей статьи, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы соответствующих советов готовят проекты решений о соответствующих местных бюджетах.

Проект решения о местном бюджете и материалы, прилагаемые к нему. 
1. Проект решения о местном бюджете перед его рассмотрением на сессии Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего совета одобряется Советом министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрацией или исполнительным органом соответствующего совета. Вместе с ним необходимо представлять: 
1) объяснительную записку к проекту решения, которая должна содержать: 
а) информацию о социально-экономическом положении соответствующей   административно-территориальной  единицы и прогноз ее развития на следующий бюджетный период, которые положены в основу проекта местного бюджета; 
б)    оценку поступлений доходов с учетом потерь доходов в результате предоставленных соответствующим советом налоговых льгот; 
в)    объяснения к основным положениям проекта решения о местном бюджете, включая анализ предлагаемых объемов расходов по функциям и программам. Обоснования включают бюджетные показатели за предыдущий, текущий, следующий бюджетные периоды в разрезе классификации расходов бюджета; 
г)    обоснование особенностей межбюджетных взаимоотношений (для районных, городских с районным делением, городских, которые объединяют бюджеты села, поселка, города районного значения) и предоставления субвенций на выполнение инвестиционных проектов (для бюджета Автономной Республики Крым, бюджетов городов Киева и Севастополя, областных бюджетов); 
1) информацию о погашении долга Автономной Республики Крым и местного самоуправления, объемах и условиях заимствований; 
2)    прогноз показателей соответствующего бюджета по основным видам доходов, расходов и финансирования на следующие три бюджетных периода; 
3)    проект показателей сводного бюджета района, города с районным делением, города, который объединяет бюджеты села, поселка, города районного значения; 
4)    показатели расходов, необходимые на следующие бюджетные периоды для завершения проектов, учтенных в бюджете, при условии, если реализация проекта длится более одного бюджетного периода; 
5)    перечень инвестиционных программ на следующий бюджетный период и на следующие три бюджетных периода; 
51) размер оборотных кассовых наличных средств местного бюджета; 
6)    информацию о ходе исполнения соответствующего бюджета в текущем бюджетном периоде; 
7)    объяснения главных распорядителей бюджетных средств к проекту соответствующего бюджета (представляются в бюджетную комиссию соответствующего совета); 
8)    другие материалы, объем и форму которых определяют Совет министров Автономной Республики Крым, местная государственная  администрация или исполнительный орган соответствующего совета. 
2.    Решением о местном бюджете определяются:

Информация о работе Сущность и роль бюджета