Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Количество налогов, их адвалорные и специфические ставки напрямую воздействуют на объёмы налоговых поступлений, но и на экономический рост, как субъектов Федерации. Так и экономики в целом.
Изучение структуры и динамики доходов бюджета государства на данном этапе реформирования налоговой системы является одной из составляющей экономического развития государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………
3
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………………...
4
СОСТАВ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……......
5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….
9

Вложенные файлы: 1 файл

БС.Реферат..docx

— 27.59 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………

3

  1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………………...

4

  1. СОСТАВ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……......

5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….

8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….

9


 

ВВЕДЕНИЕ

Доходы бюджета - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его  распределения через различные  виды денежных поступлений в собственность  и распоряжение государства с  целью создания финансовой базы для  выполнения его задач по осуществлению  социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для  функционирования государственных  органов.

Непосредственное  влияние на экономический рост оказывает  бюджет государства, основной составляющей которого являются налоговые доходы. В чём же состоит вклад бюджета  в обеспечении экономического роста? Прежде всего, в создании для него благоприятных условий за счёт проведения структурных реформ, обеспечение  для него макроэкономической стабильности и повышение эффективности государственного управления. Так как, за счёт налоговых  доходов происходит формирование бюджета  государства, то реализация основных функций  бюджета невозможна без эффективного функционирования налогового механизма.

Количество налогов, их адвалорные и специфические ставки напрямую воздействуют на объёмы налоговых  поступлений, но и на экономический  рост, как субъектов Федерации. Так  и экономики в целом.

Изучение структуры  и динамики доходов бюджета государства  на данном этапе реформирования налоговой  системы является одной из составляющей экономического развития государства.

 

 

  1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, объединяющий главные доходы и расходы и имеющий силу закона.

Бюджет утверждается законодательным  органом власти - Парламентом.

Республиканский бюджет РФ (или федеральный бюджет России) является ведущим звеном бюджетной  системы. Он выражает экономические  денежные отношения, опосредствующие  процесс образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства и утверждается Федеральным Европейским собранием  РФ как закон.

Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных  форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др. 

Внешними источниками  финансирования бюджетного дефицита являются кредиты международных финансовых организаций, в том числе Международного валютного фонда (МВФ) /1.С.95/.

В целом задачи бюджетной политики можно сформулировать следующим образом:

    • удержать экономику от спада производства;
    • обеспечить финансовую стабилизацию;
    • стимулировать инвестиционную активность, добиться увеличения доли накопления в национальном бюджете;
    • сокращать непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
    • укреплять доходную часть бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля над полнотой уплаты налогов;
    • создание системы действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;
    • усиление контроля над величиной государственного долга /2.С.208/.

 

 

 

  1. СОСТАВ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Основной источник доходов - это налоги.

Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки.

Налоги выполняют две  основные функции:

    • фискальную;
    • регулирующую.

Фискальная - состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.

Регулирующая - связана с вмешательством государства через налоговую систему в процесс воспроизводства. 

Субъект налога - юридическое или физическое лицо, являющееся по закону плательщиком налога;

Объект налога - предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество, дом);

Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты);

Единица обложения - единица измерения объекта (например, гектар земли по земельному налогу).

Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. 

При регрессивных ставках процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода. (Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров всегда регрессивные). 

При пропорциональных ставках ставка остается неизменной при изменении дохода. При прогрессивных ставках процент повышается при возрастании дохода.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим доходом.

Налогооблагаемая база - доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Определяется путем вычета из валового дохода разрешенных законом налоговых льгот.

Налоговый оклад - сумма налогов, уплачиваемых субъектом /4.С.135/.

Совокупность налогов, действующих  на территории страны, методы и принципы построения налогов представляют налоговую систему.

Налоги можно подразделить на прямые и косвенные.

Прямые налоги  предполагают непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика (подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций и др.).

Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги) /5.С.13/.

Налог на добавочную стоимость (НДС) - это форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров (работ, услуг). Облагаемый оборот исчисляется на основании стоимости реализованных товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов. Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности.

Акцизы также взимаются в ценах товаров и услуг. Объектом обложения выступает стоимость подакцизных товаров (винно-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые автомобили и др.)

Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров.

Используются следующие  ставки таможенных пошлин:

    • адвалорные - пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товара;
    • специфические - пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;
    • комбинированные  - сочетающие элементы двух перечисленных выше пошлин.

Действующая в РФ система  налогообложения включает налоги следующих  видов:

    • федеральные налоги;
    • региональные налоги (налоги национально-государственных и административно-территориальных образований: республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);
    • местные налоги.

Основные федеральные налоги - это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с физических лиц и др.

Из этих налогов полностью  в федеральный бюджет поступают  таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами.

НДС, акцизы, подоходный налог  с физических лиц - это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений поступают также в  бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты.

Основное место в федеральном  бюджете занимают косвенные налоги.

Что касается прямых налогов, то в России важнейшее место занимает налог на прибыль с предприятий и организаций. Он взимается со всех юридических лиц, независимо от форм собственности. Причем в условиях рынка он должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Однако в настоящее время налоговая система России слабо задействует регулирующую функцию.

К неналоговым доходам относятся:

    • доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;
    • доходы от приватизации;
    • доходы от внешнеэкономической деятельности;
    • доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.)

Основное направление  государственной политики в области  налоговой реформы состоят в  построении стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность системы налогов  и налоговых платежей, что должно найти отражение в налоговом  Кодексе. Принятие Кодекса должно преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, зафиксировать гарантии налогоплательщиков регионов и государства /6.С.27/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Доходы  государственные – объем доходов  по источникам, которыми располагают  органы государственной власти и  управления страны для реализации функций  государства.

В РФ государственные доходы включают:

доходы  государственного (федерального) бюджета,

государственных внебюджетных фондов,

доходы (прибыль) государственных предприятий  и организаций,

доходы, полученные от операций на финансовом рынке.

В это  понятие не входят доходы частных  предприятий, населения, доходы бюджетов местного самоуправления.

С ростом налоговых доходов бюджета происходит, и рост укрывательства от уплаты налогов  и в связи, с чем возникают  недоимки и образуются задолженности  по уплате налогов. Это, безусловно, снижает  налоговые доходы и доходов государства  в целом.

Чтобы избежать фактов укрывательства от уплаты налогов необходимо в первую очередь  увеличить размеры штрафных санкций  за уклонение от уплаты налогов и  сборов. Также необходимо разработать  такие налоги и такую систему  налогообложения, при которой возможно будет дифференцированное применение налоговых ставок. Это будет не только стимулировать экономический  рост, но сократит факты укрывательства от уплаты налогов и задолженность  налогоплательщиков по налогам и  сборам.

Также повышения налоговых доходов  и сокращение укрывательства от уплаты налогов можно достигнуть внедрением электронных форм учёта и отчетности. То есть будет создана единая база данных, в которой будет собираться все материалы и вся информация о налогоплательщиках. Это поможет сократить затраты налоговых служб на проведение проверок и усилит оперативный контроль за выполнением налогоплательщиком своих обязательств. Все эти меры, позволят увеличить поступление налогов и сборов, что повысит налоговые доходы бюджета государства.

Налогоплательщики наряду с проблемой обременительности  налогов по их физической массе (налог  на прибыль, НДС, платежи во внебюджетные фонды) считают очень проблематичным сложность и запутанность налогового законодательства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: Издательство «ДИС», 2008, учебник. – 320 с.
  2. Долан Эдвин Дж., Линдсей Дэйвид Е. Макроэкономика. – СПБ: Литера-плюс, 2006, учебник. – 414 с.
  3. Родионова В., Вавилов Ю, Гончаренко Л. и др. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2009, учебное пособие. – 431 с.
  4. Экономика /под ред. Архипова А. и др. – М.: Проспект, 2007, учебник. – 608 с.
  5. Городецкий Д. Концепция бюджетной сбалансированности //Экономист. 2009. №4, учебное пособие. – 27с.
  6. Комягин Д. Органы, осуществляющие контроль за перечислением доходов бюджетов //Право и экономика. 2009. №3, учебное пособие. – 45с.

Информация о работе Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства