Бюджетная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать особенности бюджетной политики России на современном этапе.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
1. рассмотреть понятия и структуру бюджетной политики государства;
2. изучить цели и задачи, инструменты бюджетной политики;
3. Проанализировать реализацию бюджетной политики Российской Федерации.

Содержание

ГЛАВА1. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 4
Введение
1.1. Понятие и структура бюджетной политики государства 4
1.2. Цели и задачи бюджетной политики государства 7
1.3. Инструменты бюджетной политики Российской Федерации 13
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 19
2.1. Бюджетная политика государства на современном этапе 19
2.3. Анализ реализации бюджетной политики 20
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2014-2016 ГОДЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

ГМФ.docx

— 81.38 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Российская экономический  университет имени Г.В. Плеханова»

 

Улан-Баторский филиал

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «__________________________»

На тему ___________________________________________

 

 

 

Выполнила

Студентка 4 курса

очной формы обучения

Улан-Баторского филиала

Морозова. А. Г

 

Научный руководитель:

к.э.н. Будаева. Ю. Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Батор, 2014 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.

Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку именно в бюджетной политике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестко сталкиваются интересы различных общественных групп.

Бюджетная политика государства в сжатом выражении - это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета.

Основной целью бюджетной политики является обеспечение условий для устойчивого экономического роста на основе повышения эффективности участия государства в перераспределении финансовых ресурсов в экономике.

Цель работы - проанализировать особенности бюджетной политики России на современном этапе.

Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:

  1. рассмотреть понятия и структуру бюджетной политики государства;
  2. изучить цели и задачи, инструменты бюджетной политики;
  3. Проанализировать реализацию бюджетной политики Российской Федерации.

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие и структура бюджетной политики государства

Бюджетная политика представляет собой множество мероприятий , проводимых органами власти в области регулирования образованием и исполнением бюджета по исполнению ими функций перед обществом и страной.

Бюджетная политика  - это множество приобретаемых решений, осуществляемых управлением мер, соединенный с определением главных направлений развития бюджетных отношений и формирование конкретных путей их применения.

 Бюджетная политика - это часть финансовой политики государства, которая выражается:

  • в системе мер, бюджетных доходов и расходов проводимых государством
  • в политике государства в области регулирования размера бюджетного дефицита и источников его финансирования
  • в принципах построения взаимоотношений между бюджетами различных уровней

Возникновение политики как общественного явления имеет глубокие исторические корни и связано со становлением и развитием человеческого общества, формированием государственной власти.

Политика зародилась, когда появился особый вид власти,  имеющий право примирения одной группы людей с другой группой посредством государства.1

Одной из главных составных частей финансовой политики, во многом определяющий экономический курс развития государства, является бюджетная политика. Именно бюджетная политика, в которой отражаются интересы государства, функции государства, требующие для решения поставленных задач бюджетных средств, занимает ведущее место в экономической политике страны, ее концепция формирует и налоговую, и инвестиционную политику.

Экономическая сущность, функции и роль бюджета реализуются через такие организационно-финансовые категории управлении бюджетным процессом, как бюджетное право, система бюджетов, бюджетная система, бюджетный механизм, а все они вместе взятые находят сове концентрированное выражение в бюджетной политике2.

 Другими словами бюджетная  политика - это еще и область практической реализации научных знаний о бюджете разработанной на их основе научно обоснованной концепции развития бюджетных отношений, т.е это категория прикладной финансовой науки. Бюджетная политика тесно связана с такими понятиями, как межбюджетные отношения, бюджетный потенциал(расходный и доходный). Бюджетная политика должна быть ориентирована, в частности на создание необходимых условий для роста бюджетного потенциала страны, ее регионов и территорий.

Бюджетная политика включает в себя объективные (базисные) и субъективные (надстроечные) начала, что и характеризует ее как организационно- финансовую категорию. Объективное начало, на котором базируется бюджетная политика - это экономические отношения, возникающие в процессе общественного воспроизводства(производства, обмена, распределения и потребления национального продукта), финансовые(денежные) отношения, составляющие содержание экономической категории финансов, бюджетные отношения, возникающие в процессе функционирования частной финансовой категории бюджета, и формы проявления сущности последней в виде функций образования и использования централизованных фондов денежных доходов.

Объекты бюджетной политики - совокупность бюджетных отношений и бюджетных ресурсов, образующих элементы и разновидность бюджетов, а также основные оценки бюджетов.

Субъективное начало категории бюджетной политики базируется на системе надстроечных, организационно-финансовых отношений управления бюджетным процессом, которые реализуются через организационно-финансовые категории бюджетного права, системы бюджетов, бюджетной системы и бюджетного механизма3.

Типы бюджетной политики:

Доходный тип бюджетной политики характеризуется тем, что в управлении бюджетным процессом и в бюджетном механизме его реализации во главу угла ставится доходная часть бюджетной системы. Планирование, организация и исполнение бюджетов сконцентрирована преимущественно на доходах и ведутся от доходов, под объем которых подстраиваются бюджетные расходы и контрольно- регулирующие задачи.

Расходный тип бюджетной политики основан на подчинении доходов бюджета его расходов. Такой подход вытекает из основной цели бюджета и бюджетной политики- доставлять обществу максимум благ и из логики рыночных отношений, если придерживаться общепринятого понимания государства как коллективного хозяйствующего макросубъекта, оказывающего обществу разнообразные услуги за соответствующую плату.

Контрольно-регулирующий тип бюджетной политики строится на максимально возможном использовании государством контрольно-регулирующих свойств бюджета, государственных расходов и заказов, налогов и налоговых методов (льгот, санкций), зачастую в ущерб основному предназначению бюджета и цели бюджетной политики- максимальному обеспечению общества коллективными услугами высокого качества на основе поступательного развития рыночной экономики. Такой политике свойственно увлечение регулированием и регламентированием экономики, государственными заказами, налоговыми льготами и санкциями, расширением государственной собственности на сферы деятельности, традиционно выполняемой частным сектором, распространением жесткого государственного контроля на деятельность, не являющуюся исключительно бюджетной.

Комбинированная (равновесная) бюджетная политика ориентирована на создание необходимых и достаточных условий для развития рыночной экономики, на увеличение количества и качества предоставляемых государством услуг, на обеспечение органов власти всех уровней достаточными и стабильными собственными доходами на основе роста легальных объемов производства, потребления и доходов субъектов, активизации инвестиционной деятельности и повышения контрольно- регулирующей эффективности бюджетного механизма.

В зависимости от стратегической направленности бюджетного регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую бюджетную политику4.По территориальному признаку бюджетную политику условно можно разделить на федеральную, региональную и местную. Условность такого деления объясняется тем, что региональные и местные органы власти в России не наделены пока еще такими бюджетно-налоговыми полномочиями и правами, которые позволили бы в полной мере проводить им самостоятельную бюджетную политику.

1.2. Цели и задачи бюджетной политики государства

Исполнение органами государственной власти своих назначений и реализация цели и задач, стоящих перед государством, прямо зависит от наличия денежных средств скопившиеся в федеральном бюджете.

Бюджетная политика государства выделяет основные цели на 2014-2016 года:5

  • формирование бюджетных характеристик из результата необходимости несомненного исполнения действующих расходных гарантий, с учетом их оптимизации и увеличения эффективности применения финансовых ресурсов;
  • сокращение рисков неуравновешенности бюджетов бюджетной системы России при бюджетном планировании;
  • повышение постоянства федерального бюджета и минимизация его зависимости от внешнеэкономических факторов в долгосрочной  перспективе;
  • относительная оценка эффективности современных расходных обязательств с учетом времени и механизмов их реализации;
  • применение механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, побуждения для выявления и эксплуатация резервов для достижения проектированных результатов.
  • укрепление макроэкономической стабильности и гарантии бюджетной устойчивости;
  • разработка долгосрочной бюджетной политики на период до 2030 года
  • установление параметров развития пенсионной системы ;
  • построение условий для оказания качественных государственных услуг;
  • разработка и реализация усовершенствованного этапа развития межбюджетных отношений;
  • обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

Решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.6

Задачами бюджетной политики является увеличение трудовой интенсивности, проведение структурных преобразований, а так же обеспечению социальной стабильности. Помимо этого, так же осуществляется повышение роли бюджетной политики для поддержки экономического роста, включая увеличение доли расходов, дающих наибольший экономический эффект для роста экономики и социального развития, формирование «бюджета развития», позволяющего обеспечить решение приоритетных государственных задач, увеличение доли расходов на образование, науку и инфраструктуру, качественного улучшения работы социальных отраслей.7

Программой федерального бюджета предусмотрены бюджетные выделенные средства на развитие инфраструктуры, содействия ряда отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, рынков труда.

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства и выполнении задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

Проект федерального бюджета на 2014 год и на будущий период 2015 и 2016 годов будет образовываться в условиях минимизации доходов. В связи с этим необходимо разработать использование различных источников финансирования в случае непрогнозируемого увеличения бюджетного дефицита.

Оптимизация структуры расходов федерального бюджета. Исчерпание возможностей для увеличения общего объема расходов федерального бюджета требует выявление резервов и перераспределения в сторону приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации.

Одной из задачей бюджетной политики является развитие программно-целевых методов управления. Государственные программы России должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование . Бюджеты некоторых субъектов РФ будут организованы в структуре государственных программ. В это же время завершающаяся эффективность «программных» бюджетов зависит от свойства государственных программ, механизмов наблюдения за их реализацией.

Прежде всего следует обеспечить взаимосвязь поставленных целей и бюджетных сдерживания, их координирование с основными параметрами оказания государственных услуг, использование всего запаса регулятивных инструментов, проработку планов структурных преобразований8.

Принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и прозрачность пенсионной системы. Первоочередной задачей является принятие новой пенсионной формулы, которая должна обеспечивать не только поддержание покупательной способности пенсий, их дифференциацию в зависимости от стажа и заработка граждан, стимулирование граждан к более позднему выходу на пенсию, но и устойчивую тенденцию к уменьшению зависимости пенсионной системы от трансфертов федерального бюджета при сохранении приемлемой для бизнеса страховой нагрузки. При этом необходимо оставить базовый тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на сегодняшнем уровне.

Переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения.

Информация о работе Бюджетная политика государства