Совершенствование механизма бюджетного планирования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – совокупность способов и методов бюджетного планирования на федеральном уровне.
Предмет исследования – совокупность финансовых отношений.
Цель курсовой работы - на основе исследования теоретических и практических аспектов бюджетного планирования федерального бюджета выработать направления его совершенствования.

Содержание

Введение
5
1 Теоретические основы бюджетного планирования
7
1.1 Бюджетное планирование: необходимость, сущность и методы
7
1.2 Состояние бюджетного планирования в России и Экономически развитых странах

2 Исследование действующей практики бюджетного планирования в Российской Федерации

2.1 Оценка планирования доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2008 – 2010гг.

2.2 Анализ прогноза социально – экономического развития России на 2011 – 2013гг.

3 Совершенствование механизма бюджетного планирования в современных условиях

3.1 Совершенствование процесса бюджетирования, ориентированного на результат

3.2 Пути повышения качества информационного обеспечения бюджетного планирования

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 293.63 Кб (Скачать файл)

Сумма ввозных таможенных пошлин на 2008г. прогнозируется в размере 494,7 млрд. рублей или 7,3% к доходам всего, в 2009г. и в 2010г. прогнозируется в размере 2123,8 и 2166,9 млрд. рублей или 23,99% и 23,13% к доходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. пошлины увеличились на 429,3%, в 2010г. по отношению к 2009г. на 2%.

Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной собственности прогнозируются на 2008г. в сумме 89,8 млрд. рублей или 1,33% к доходам всего.

Платежи при пользовании природными ресурсами на 2008г. прогнозируются в сумме 42,0 млрд. рублей или 0,62% к доходам всего, на 2009г. и 2010г. прогнозируются в размере 48,6 и 50,9 млрд. рублей или 0,54% и 0,54% к доходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. платежи увеличились на 15,7%, в 2010г. по сравнению с 2009г. на 4,7%.

Поступление административных платежей и сборов прогнозируется в 2008г. в сумме 4,2 млрд. рублей или 0,06% к всего доходам, в 2009г. и 2010г. прогнозируется в размере 4,3 и 4,5 млрд. рублей или 0,04% к всего доходам. В 2009г. по сравнению с 2008г. поступления увеличились на 2,3%, в 2010г. по отношению к 2009г. 4,6%.

В прогнозе на 2008г. прогнозируются поступления штрафов, санкций, возмещение ущерба в сумме 2,7 млрд. рублей или 0,04% к всего доходам, на 2009г. и 2010г. составит 2,7 и 2,8 млрд. рублей или 0,03% и 0,02% к всего доходам. В 2009г. по сравнению с 2008г. поступления не изменились. а в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличились на 3,7%.

На увеличение доходов федерального бюджета окажут влияние следующие факторы:

    •  изменение объемов импорта;
    •  увеличение прибыли предприятий;
    • объем производства и реализации подакцизной продукции;
    • объем добычи полезных ископаемых; 
    • увеличение цен на природный газ;

Доходы федерального бюджета уменьшатся в результате:

    •  изменения цены на нефть;
    • изменения объемов экспорта;
    • снижения курса рубля по отношению к доллару США.

Анализ  плана доходов федерального бюджета  показал, что в 2009г. по сравнению  с 2008г. доходы увеличатся на 2125,1 млрд.рублей, а в 2010г. по сравнении. с 2009г. увеличатся на 516,9 млрд.рублей. Можно сделать  вывод том, что доходы увеличиваются  внешних факторов (увеличение цены на природный газ, увеличения НДС  на ввозимые товары, акцизы на ввозимые товары, увеличение таможенных пошлин) и внутренних факторов (увеличение поступлений по налогу на прибыль  организации, НДС).

Общий объем  расходов федерального бюджета на 2008г. определен на уровне 6 500,3 млрд. рублей, на 2009г. - 7 361,9 млрд. рублей, на 2010г. - 7 998,7 млрд. рублей. В реальном выражении темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составляли в 2008г. 7,3%, в 2009г. – 13,2% ,в 2010 года - 8,6% (см. график 2.2).

Гркафик 2.2 - Плановые расходы федерального бюджета на 2008-2010г.

 

Таблица 2.2 - Структура расходов федерального бюджета в разрезе  разделов  функциональной классификации  расходов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации остается достаточно стабильной.

Вид расходов

Проект бюджета

2008

2009

Отклонение 2009г. к 2008г.

2010

Отклонение 2010г. к 2009г.

Сумма, млрд.р.

Удел. вес,%

Сумма, млрд.р.

Удел. вес, %

По сумме, млрд. р.

По удел. весу, %

Сумма, млрд.р.

Удел.вес, %

По сумме, млрд. р.

По удел. весу, %

Общегосударственные вопросы

896,4

13,8

974,3

13,2

77,9

8,6

1032,4

12,9

58,1

5,9

Национальная оборона

957,9

14,7

1 057,8

14,4

99,9

10,4

1 191,2

14,9

216,9

12,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

769,1

11,8

923,7

12,5

154,6

20,1

1000,4

12,5

76,7

8,3

Национальная экономика

672,8

10,4

753,5

10,2

80,7

11,9

508,5

6,4

-245

-32,5

Жилищно-коммунальное хозяйство

56,5

0,9

79,2

1,1

22,7

40,1

71,0

0,9

-8.2

-10.3

Охрана окружающей среды

9,4

0,1

10,3

0,1

0,9

9,5

11,0

0,1

0.7

6.7

Образование

310,0

4,8

312,3

4,2

2,3

0,7

341,2

4,3

28.9

9.2

Культура, кинематография и средства массовой информации

78,1

1,2

66,9

0,9

-11,2

-14,3

64,4

0,8

-2.5

-3.7

Здравоохранение и спорт

211,8

3,3

229,2

3,1

17,4

8,2

269,4

3,4

40.2

17.5

Социальная политика

275,1

4,2

340,0

4,6

64,9

23,5

375,2

4,7

35.2

10.3

Межбюджетные трансферты бюджетам других уровней

937,0

14,4

926,3

12,6

-10,7

-1,14

888,1

11,1

-38.2

-4.1

Межбюджетные трансф. гос.внебюджетным фондам

1 326,2

20,4

1 504,6

20,4

178,4

13,4

1 846,1

23,1

341.5

22.6

Расходы, всего

6500,3

100

7361,9

100

861,6

13,2

7998,7

100

504.3

8.6


 

Расходы на общегосударственные вопросы в 2008 г. прогнозируются в сумме 896,4млрд. рублей или 13,8% к расходам всего, в 2009г. и в 2010 г. прогнозируются в сумме 974,3 и 1032,4 млрд. рублей или 13,2% и 12,9% к расходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. расходы увеличились на 8,6%, в 2010г. по сравнению с 2009г. на 5,9%, намечается тенденция на уменьшение расходов в этой сфере.

Сумма  расходов на национальную оборона планируется в 2008г. в размере 957,9 млрд. рублей или 14,7% к расходам всего, на 2009 г. и 2010 г. в размере 1057,8 и 1191,2 млрд. рублей или 14,4% и 14,9% к расходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. сумма расходов увеличилась на 10,4%, а в 2010г. по сравнению с 2009г. на  12,6%.

Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность на 2008 г. прогнозируются в сумме 769,1млрд. рублей или 11,8% к расходам всего, на 2009г. и 2010г. должны составить 923,7 млрд. рублей и 1000,4 или 12,5% и к расходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. расходы увеличились на 20,1%, в 2010г. по сравнению с 2009г. на 8,3%, в целом расходы увеличивают, но в процентном выражении снизились на 11,8%.

Сумма расходов на национальную экономику в 2008 г. прогнозируется в размере 672,8 млрд. рублей или 10,4% к расходам всего, на 2009 г. и 2010 г. в размере 753,5 и 508,5 млрд. рублей или 10,2% и 6,4% к расходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. расходы на нац. экономику увеличились на 11,9%, в 2010г. по сравнению с 2009г. снизились на 32,5%.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2008г. прогнозируется в сумме 56,5 млрд. рублей или 0,9% к расходам всего, в 2009г. и 2010г. прогнозируются в сумме 79,2 и 71,0 млрд. рублей или 1,1% и 0,9% к расходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. сумма расходов увеличились на 40,1%, но в 2010г. по сравнению с 2009г. снизились на 10,3%.

Сумма расходов на охрану окружающей среды на 2008г. прогнозируется в размере 9,4 млрд. рублей или 0,1% к расходам всего, в 2009г. и в 2010г. прогнозируется в размере 10,3 и 11,0 млрд. рублей или 0,1% к расходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. расходы увеличились на 9,5%, в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличились на 6,7%.

Расходы на образование прогнозируются на 2008г. в сумме 310,0 млрд. рублей или 4,8% к расходам всего, в 2009г. и 2010г. прогнозируются в сумме 312,3 и 341,2 млрд. рублей или 4,2% и 4,3% к расходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. сумма расходов увеличились на 0,7%, в 2010г. по сравнению с 2009г. расходы увеличились на 9,2%.

Сумма расходов на культуру, кинематографию и средства массовой информации на 2008г. прогнозируется в сумме 78,1 млрд. рублей или 1,2% к расходам всего, на 2009г. и 2010г. прогнозируется в размере 66,9 и 64,4 млрд. рублей или 0,9% и 0,8% к расходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. расходы на культуру уменьшились на14,3%, и в 2010г. в сравнении с 2009г. на 3,7%.

Расходы на здравоохранение и спорт прогнозируются в 2008г. в сумме 211,8 млрд. рублей или 3,3% к всего расходам, в 2009г. и 2010г. прогнозируются в размере 229,2 и 269,4 млрд. рублей или 3,1% и 3,4% к всего расходам. В 2009г. по сравнению с 2008г. сумма расходов увеличились на 8,2%, в 2010г. по сравнению с 2009г. увеличились на 17,5%.

Сумма расходов на социальную политику на 2008г. прогнозируется в сумме 275,1 млрд. рублей или 4,2% к всего расходам, на 2009г. и 2010г. составит 340,0 и 375,2 млрд. рублей или 4,6% и 4,7% к всего расходам. В 2009г. по сравнению с 2008г.расходы на соц. политику увеличились на 23,5%, в 2010г. по отношению к 2009г. на 10,3%.

Расходы на межбюджетные трансферты бюджетам других уровней в 2008г. прогнозируются в размере 937,0 млрд. рублей или 14,4% к расходам всего, на 2009г. и 2010г. в сумме 926,3 и  888,1 млрд. рублей или 12,6% и 11,1% к всего расходам. В 2009г. по сравнению с 2008г. сумма расходов уменьшилась на 1,14%,а в 2010г. по отношению к 2009г. на 4,1%.

Сумма расходов на межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам в 2008г. должна составить 1326,2 млрд. рублей или 20,4% к расходам всего, в 2009г. и 2010г. составит 1504,6 и 1846,1 млрд. рублей или 20,4% и 23,1% к расходам всего. В 2009г. по сравнению с 2008г. расходы увеличились на 13,4%, в 2010г. по сравнению с 2009г. на 22,6%.

В проекте  федерального бюджета обеспечивается реализация установленных стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, ключевыми из которых является обеспечение достойной жизни для граждан, устойчивого роста для экономики, уверенности в будущем для страны, также можно отметить, что на увеличение расходов в целом повлияли такие факторы, как планируемый объём ВВП, увеличивающиеся темпы роста экономики, прогнозируемые цены на нефть, кроме того, расходы увеличиваются в связи с реализацией национальных программ.

Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года в соответствии с Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации  были соблюдены темпы роста экономики и темпы роста бюджетных расходов и доходов.

 

 

2.2 Анализ прогноза социально-экономического  развития России

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее – прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2011-2013 годах, а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.  Прогноз учитывает итоги социально-экономического развития Российской Федерации за январь-июль 2010 года, а также прогнозные данные федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.

Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных  обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий  для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных  преобразований в сфере образования  и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации в ближайшие  годы будет функционировать в  условиях  относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и  улучшением ситуации с банковским кредитованием.

После серьезного снижения ВВП России в 2009г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (см. рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1-Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

 

Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией  антикризисных мер.

В настоящее  время российская экономика реагирует  позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов  в 2010-2013 годах (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 - Оценка и прогноз основных социально-экономических  показателей на период  c 2011 до 2013 гг.

Показатели

Ед. изм.

        2011

       2012

          2013

Цена  (мировые)

долл./барр.

        75,0

       78,0

          79,0

Инфляция

дек. / дек.

      5,5-6,5

        5-6

        4,5-5,5

ВВП

млрд.руб.

      49 659

55 223

        61 873

% к пред. г.

        3,4

        3,5

           4,2

Промышленное производство

% к пред. г.

        3,2

        3,1

           4,2

Инвестиции в основной капитал

% к пред. г.

8,8

6,3

8,1

Оборот розничной торговли

% к пред. г.

4,5

4,8

6,3

Объем платных услуг населению

% к пред. г.

3,8

4,0

4,8

Реальная заработная плата

% к пред. г.

2,4

2,4

3,1

Реальные располагаемые доходы населения

% к пред. г.

2,7

3,0

4,2

Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост

% к пред. г.

9,4

7,2

7,1

Экспорт

млрд.долл. США

383,8

           402,9

416,8

Импорт

млрд.долл. США

273,7

           304,5

338,7

Уровень безработицы к экономически активному населению

%

8,1

7,7

6,9

Информация о работе Совершенствование механизма бюджетного планирования в современных условиях