Совершенствование механизма бюджетного планирования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – совокупность способов и методов бюджетного планирования на федеральном уровне.
Предмет исследования – совокупность финансовых отношений.
Цель курсовой работы - на основе исследования теоретических и практических аспектов бюджетного планирования федерального бюджета выработать направления его совершенствования.

Содержание

Введение
5
1 Теоретические основы бюджетного планирования
7
1.1 Бюджетное планирование: необходимость, сущность и методы
7
1.2 Состояние бюджетного планирования в России и Экономически развитых странах

2 Исследование действующей практики бюджетного планирования в Российской Федерации

2.1 Оценка планирования доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2008 – 2010гг.

2.2 Анализ прогноза социально – экономического развития России на 2011 – 2013гг.

3 Совершенствование механизма бюджетного планирования в современных условиях

3.1 Совершенствование процесса бюджетирования, ориентированного на результат

3.2 Пути повышения качества информационного обеспечения бюджетного планирования

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 293.63 Кб (Скачать файл)

 

По последним  оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около 6%. Это  связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 13-15% в 2010г. и более 25% в 2013г. Вместе с тем, за первое полугодие 2010г. прирост кредитования предприятий составил около 2%.

Прогнозируемое  снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на реальном секторе экономики, а также приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета  в составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит  удастся снизить примерно до 5,4% - 5,5% к ВВП.

При этом уровень нефтяных цен, который раньше обеспечивал бездефицитный бюджет, теперь не позволяет ликвидировать  разрыв между доходами и расходами  бюджета из-за выросших социальных обязательств и проведенного в рамках кризисных мер снижения налоговой  нагрузки.

Формирование  бюджетных проектировок предполагается осуществить исходя из прогнозируемого  Минэкономразвития России повышения цен на нефть с 75 долл. США за баррель в 2010г. до 79 долл. США за баррель в 2013г.. При этом ставится задача обеспечить дефицит федерального бюджета не выше 3,6%  ВВП в 2011г., 3,1% ВВП в 2012г. и 2,9% ВВП в 2013г.

В Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  поставлена задача снизить дефицит  федерального бюджета в 2013 году в  два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.

Правительство Российской Федерации определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета  в 2015 году при текущей цене на нефть в 76 долл. за баррель. В представленном консервативном сценарии прогноза Минэкономразвития России от 9 июня 2010 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель до 62 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов. При неблагоприятном, но, тем не менее, возможном сценарии снижения среднегодовой цены на нефть до уровня 50 долларов США за баррель дефицит федерального бюджета может составить порядка 6,1% к ВВП в 2011 году, в 2012 году – 5,6% к ВВП, в 2013 году – 5,2% к ВВП.

Основным  источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг  на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут  превышать 1 трлн. рублей в год.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными  целями бюджетной политики в 2011-2013 годах  являются:

1) использование  бюджета в качестве одного  из важнейших инструментов макроэкономического  регулирования;

2) разработка  и внедрение инструментов поддержки  инноваций;

3) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;

4) повышение  качества человеческого капитала;

5) повышение  доступности и качества государственных  и муниципальных услуг;

6) реализация  Программы повышения эффективности  бюджетных расходов на период  до 2012 года

Динамика  основных параметров бюджетной системы  Российской Федерации на 2011 год и  плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется  некоторой стабилизацией, после  существенного снижения в 2009 году, доходов  на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением  общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к  ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП.

Несмотря  на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета  с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП (см. рисунок 2.2).

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 – Изменение доходов федерального бюджета

 

В номинальном  выражении в 2011-2013 годах прогнозируется рост поступлений в федеральный  бюджет: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 10,7%, в 2012 году по сравнению  с 2011 годом – на 6,0%, в 2013 году по сравнению  с 2012 годом – на 9,3%(см. таблица 2.4):

 

Таблица 2.4-Динамика доходов федерального бюджета

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

прогноз

прирост к предыдущему году,%

прогноз

прирост к предыдущему году,%

прогноз

прирост к предыдущему году,%

Доходы, всего  
(млрд. рублей)

8 617,8

834,0

9 131,7

513,9

9 983,9

852,2

в том числе:

           

Нефтегазовые доходы (млрд. рублей)

4 003,0

258,7

4 088,1

85,1

4 295,0

206,9

Ненефтегазовые доходы

(млрд. рублей)

4 614,8

575,3

5 043,6

428,8

5 688,9

645,3

Темпы прироста доходов к предыдущему  году, %

 

10,7

 

6,0

 

9,3

в том числе:

           

Нефтегазовые доходы

 

6,9

 

2,1

 

5,1

Ненефтегазовые доходы

 

14,2

 

9,3

 

12,8


 

Снижение  прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП  в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено низкими темпами  роста цены на нефть и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста  ВВП, а также снижением курса  доллара США по отношению к рублю.

Увеличение  ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах  по отношению к 2010 году связано, в  основном, с прогнозируемым увеличением  поступлений по налогу на добавленную  стоимость и акцизам.

Предельный  объем расходов федерального бюджета  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный  бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера  в 2011-2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к  ВВП (см. таблица 2.5)

 

Таблица 2.5 - Расчет предельного объема расходов федерального бюджета, млрд. рублей

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

прогноз

прирост к предыдущему году

прогноз

прирост к предыдущему году

прогноз

прирост к предыдущему году

Доходы, всего

8 617,8

834,0

9 131,7

513,9

9 983,9

       852,2

Процент к ВВП

17,4

        -

16,5

       -

16,1

           -

Источники покрытия дефицита

1 767,3

- 661,3

1 712,9

- 54,4

1 765,2

        52,3

Процент к ВВП

       3,6

         -

      3,1

       -

2,9

           -

Расходы 

10 385,1

172,7

10 844,6

459,5

11 749,1

       904,5

Процент к ВВП

     20,9

        -

      19,6

     -

      19,0

          -

в том  числе условно утверждаемые

        -

        -

        -

      -

271,1

587,5

Процент к общему объему расходов

       -

        -

        -

     -

2,5

5,0


 

Прогнозируемые  объемы доходов федерального бюджета  и целевые ограничения по размеру  дефицита федерального бюджета формируют  предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП в 2010г. до19,0% к ВВП в 2013г.

В номинальном выражении в 2011-2013г. планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011г. по сравнению с 2010г. на 1,7%, в 2012г. по сравнению с 2011г. на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012г. на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013г. (таблица 2.6)

 

   Таблица  2.6 - Динамика расходов федерального бюджета

Показатель

         Прогноз

2011 год

2012 год

2013 год

Изменения к предыдущему году,

млрд. рублей

172,7

459,5

904,5

% (в номинальном выражении)

1,7

4,4

8,3

% (в реальном выражении)

- 4,5

- 1,5

2,7


 

Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем связанных с кризисом, сюда можно отнести снижение дефицита бюджета, снижение инфляции и процентных ставок; задачи направлены на повышения эффективности, конкурентоспособности экономики России, для того, что бы привлечь инвестиции в экономику, тем самым повысить устойчивость экономики России; также задачи направлены на решение социальных задач, сюда можно отнести сбалансированность пенсионной системы, меры по повышению уровня жизни и прочие социальные обязательства; а также проведения инновационной политики, сюда можно отнести развитие науки и технологий, стимулирование создания малых инновационных предприятий с участием вузов.

 

 

 

 

3 Совершенствование механизма  бюджетного планирования в современных  условиях

3.1 Совершенствование процесса  бюджетирования, ориентированного  на результат

Бюджетирование, ориентированное  на результат, БОР — методология подготовки и исполнения бюджета, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами. Однако следует различать понятия "БОР" и «программно-целевой подход» - они не совпадают по содержанию.

При формировании бюджета на основе БОР расходы  всех получателей бюджетных средств  распределяются по видам деятельности, направленных на решение стоящих  перед ними государственных задач.

Бюджетная реформа, ориентированная  на внедрение БОР в системе  органов исполнительной власти в  Российской Федерации, осуществляется с 2004 года. Координатором реформы  является Министерство финансов Российской Федерации (Департамент бюджетной  политики, Департамент межбюджетных отношений). В широком смысле переход  к принципам БОР включает:

    • переход в федеральных органах исполнительной власти к управлению по результатам и среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат (СБОР);
    • проведение реформы межбюджетных отношений;
    • проведение оптимизации сети бюджетных организаций;
    • повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.

Внедрение управления по результатам  в федеральных органах исполнительной власти осуществлялось в 2004—2006 годах  в форме эксперимента.

Бюджетирование, ориентированное на, даёт возможность соизмерять   затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, современно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество. Результаты могут оцениваться как количественными, так и качественными показателями, главное требование к которым – измеримость и сопоставимость [21;9].

Идеи бюджетирования, ориентированного на результат призваны стимулировать не только бюджетные организации, как это узко понималось ранее, но и органы власти разных уровней. Двойной эффект такого ориентира заключается в том, что помимо включения органов власти в систему отношений по бюджетированию, ориентированному на результат, декларируется включение разных ее уровней, а не только государственного, т.е. фактически федерального [12; 117].

В целом можно отметить, что в качестве основных новаций, которые позволят решить задачи в бюджетном планировании, ориентированном на результат, в ближайшие годы выступают:

  • переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному 
    финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, — к обязательному формированию бюджетов на трехлетний период;
  • 100%-ное включение всех расходных обязательств в бюджет, отмена целевых бюджетных фондов;
  • четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам с выполнением государственных (муниципальных) заданий, введение механизмов финансового обеспечения деятельности организаций новых 
    организационно-правовых форм и создание условий для проведения реструктуризации бюджетной сети;
  • упорядочение в соответствии с едиными принципами организации бюджетного процесса (составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, внешней проверки, рассмотрения и утверждения 
    бюджетной отчетности, в том числе закрепление единых требований 
    к бюджетному планированию, более четкое и прозрачное регулирование 
    исполнения бюджетов);
  • планирование расходов на основе разделения действующих и принимаемых обязательств;
  • системное описание состава и полномочий участников бюджетного процесса, прежде всего главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) 
    источников финансирования дефицита бюджета;
  • усиление стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами.

Информация о работе Совершенствование механизма бюджетного планирования в современных условиях