Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:48, реферат
Региональные и местные бюджеты играют важнейшую роль в социально – экономическом развитии. Между региональными и местными бюджетами существуют различные взаимоотношения. Помимо разделения налоговых поступлений, отношения между бюджетами могут быть построены по образу и подобию гражданских правоотношений. Имеется в виду то, что в случае несения нижестоящим бюджетом каких-либо расходов за вышестоящий бюджет, последний возмещает эти расходы согласно представляемым ежеквартально сведениям о произведенных расходах.
Введение
1. Роль региональных и местных бюджетов в социально–экономическом развитии
2. Виды и источники доходов региональных и местных бюджетов
Список используемой литературы
В местные бюджеты полностью
поступают неналоговые доходы: от использования (сдачи
в аренду) имущества, находящегося в муниципальной
собственности; доходы от платных
услуг, оказываемых органами местного самоуправлен
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются
также за счет части прибыли муниципальных
унитарных предприятий, остающейся после
уплаты налогов, в размерах устанавливаемых
законодательными актами органов местного самоуправлени
В бюджеты муниципальных
районов и бюджеты городских
округов подлежит зачислению плата за
негативное воздействие на окружающую
среду по нормативу 40%.
В бюджеты поселений,
городских округов до разграничения государственной
собственности на землю поступают до.,
ходы от продажи и передачи в аренду находящихся
в государственной собственности земельных
участков, расположенных в границах поселений,
городских округов и предназначенных
для целей жилищного строительства, по
нормативу, 100%.
В бюджеты муниципальных
районов до разграничения государственной
собственности на землю поступают доходы от продажи
и передачи в аренду находящихся в государственной
собственности земельных участков, расположенных
на межселенных территориях и предназначенных
для целей жилищного строительства, по
нормативу 100%.
В соответствии с Федеральным законом
от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправ
Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему.
При установлении регионального
налога законодательный орган субъекта
Федерации может предусмотреть
налоговые льготы и основания
для их использования
К региональным налогам и сборам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на недвижимость;
- дорожный налог;
- транспортный налог;
- налог с продаж;
- налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные сборы.
Бюджетным кодексом
Российской Федерации урегулированы
вопросы относительно распределения
доходов от налогообложения добытых
полезных ископаемых. 60% от суммы налога,
начисленной налогоплательщикам по
добытым полезным ископаемым (за исключением
добытых полезных ископаемых в виде
углеводородного сырья и
При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:
- 80% от суммы налога - в доход федерального бюджета;
- 20% от суммы налога - в доход регионального бюджета.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области, распределяется следующим образом:
- 74,5% от суммы налога - в доход федерального бюджета;
- 20% от суммы налога - в доход бюджета автономного округа;
- 5,5% от суммы налога - в доход бюджета края или области.
При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.
При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
К неналоговым доходам
регионального бюджета
- средства, получаемые
от продажи регионального
- средства, получаемые
в виде арендной либо иной
платы за сдачу во временное
владение и пользование или
во временное пользование
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые
от передачи имущества,
- плата за пользование
бюджетными средствами, предоставленными
другим бюджетам, иностранным государствам
или юридическим лицам на
- доходы в виде
прибыли, приходящейся на доли
в уставных капиталах
- часть прибыли
региональных унитарных
- другие предусмотренные
законодательством Российской
- доходы от платных
услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении
органов государственной
В доходы региональных
бюджетов могут зачисляться
В бюджеты могут
также зачисляться
Иные неналоговые
доходы поступают в региональные
бюджеты в порядке и по нормативам,
которые установлены
Финансовая помощь
от федерального бюджета в форме
дотаций, субвенций и субсидий либо
иной безвозвратной и безвозмездной
передачи средств подлежит учету
в доходах регионального
Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в федеральное налоговое законодательство.
Представительней
орган власти субъекта Федерации
имеет право вводить
Законы субъекта Федерации о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъекта Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения бюджета на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъекта Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в бюджет на текущий финансовый год.
Органы исполнительной
власти субъекта Федерации могут
предоставлять налоговые
При отсутствии задолженности
по бюджетным ссудам регионального
бюджета перед федеральным
С позиции управления
целесообразно использовать классификацию
доходов на постоянные и непостоянные
доходы. Постоянные средства складываются
из налогов и сборов, регулярно
взимаемых в пользу субъекта Федерации,
значительная часть поступлений
от услуг региональных служб, арендная
плата от использования имущества,
рентные платежи за пользование
недрами и природными ресурсами
и др. К непостоянным средствам
региона относятся заемные
В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений.
Несмотря на большое число источников доходов их, однако, нельзя считать взаимозаменяемыми. По возможности для финансирования текущих расходов следует использовать налоги, поступления от платежей и лишь в отдельных случаях для капитальных затрат. Для капитальных затрат целесообразно использовать субсидии, займы. Налоги для финансирования капитальных затрат использовать нежелательно.
Долгосрочные займы
целесообразно использовать для
целей капитальных затрат региона.
Это происходит потому, что капитальные
затраты будут удовлетворять
запросы населения в течение
длительного времени, а погашение
займа и выплата процентов
по нему будут осуществляться из средств
налогообложения также в
Использование займов для целей погашения текущих затрат нежелательно, так как подобная политика приводит к перекладыванию здравствующими гражданами бремени выплат на будущие поколения, которые, в отличие от них, уже не смогут воспользоваться благами этих займов.
Текущие налоги и платежи малопригодны для капитальных затрат с той точки зрения, что граждане будут вынуждены полностью взять на себя бремя расходов по услугам, преимуществами которых смогут воспользоваться только будущие поколения. Если при осуществлении капитальных затрат используется статья налогов и платежей, то объем этих расходов может быть слишком мал, поскольку население может не захотеть полностью оплачивать проекты, непосредственные преимущества от которых будут слишком малы.
Тем не менее, существуют
случаи, когда займы являются приемлемым
источником финансирования текущих
расходов. Бюджетные расходы обычно
производятся по достаточно стабильному
графику в течение всего года,
в то же время поток поступлений
в региональный бюджет может быть
менее регулярен и зависит
от множества факторов. В целом
в течение года следует или
уравновешивать свои активы и пассивы
на текущих счетах или иметь небольшое
положительное сальдо для того, чтобы
покрывать капитальные затраты.
Поэтому краткосрочные займы, практикуемые
региональными органами власти для
компенсации нерегулярного
Кроме того, время от времени органам власти приходится идти на непредвиденные расходы. Например, возмещение ущерба от стихийного бедствия, техногенной катастрофы и т.п. Подобные чрезвычайные расходы могут финансироваться за счет использования чрезвычайных способов. Конечно, с финансовой точки зрения оптимальным было бы финансирование чрезвычайных расходов за счет специально накопленных фондов, но в условиях постоянного бюджетного дефицита на практике данный способ не всегда оправдан.