Необходимость и сущность региональных и местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:00, контрольная работа

Краткое описание

Проблема повышения эффективности Российской экономики находится в центре внимания отечественных ученых и органов государственного управления. В федеративном государстве с высокой дифференциацией регионов по количеству и качеству произведенных ресурсов, а именно таким государством является Россия, в экономической политике необходимо соблюдать баланс решения двух противоречивых задач: сохранения единства экономического пространства страны и стимулирование регионального развития с учетом специфики субфедеральных образований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ
1.1.Региональные налоги 5
1.2. Местные налоги 7
2. РОЛЬ И МЕСТО РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ 10
2.1.Проблемы начисления и уплаты региональных и местных налогов 15
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

КР Экономическое содержание и сущность региональных и местных налогов.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

                     Министерство образования и науки Российской Федерации 
Федеральное агентство по образованию 
Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина "Бюджет и  бюджетная система"

 

на тему: Необходимость и сущность региональных и местных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Выполнила: Федотова С.Ю., группа ФК 10 Ом                                                                             

                                                     Проверила преподаватель: Истомина Н.А. .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОМСК

2013

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Проблема повышения  эффективности Российской экономики  находится в центре внимания отечественных  ученых и органов государственного управления. В федеративном государстве  с высокой дифференциацией регионов по количеству и качеству произведенных ресурсов, а именно таким государством является Россия, в экономической политике необходимо соблюдать баланс решения двух противоречивых задач: сохранения единства экономического пространства страны и стимулирование регионального развития с учетом специфики субфедеральных образований.

Региональные налоги связаны с имуществом, используемым для производственных нужд (налог  на имущество организаций и транспортный налог), собственные доходы муниципалитетов  в первую очередь образует земельный  налог, а так же налог на имущество физических лиц. Такое распределение объектов налогообложения отвечает теоретическим положениям фискального федерализма- распределения доходных источников между бюджетными уровнями государства со сложной иерархической структурой управления. Объекты налогов распределяются в зависимости их мобильности: иммобильные источники (земля и недвижимость) облагаются в пользу местных властей, более подвижные объекты- производственный капитал- в пользу субфедеральных органов власти, а наиболее мобильные –прибыль, доход, обороты по реализации – подлежат федеральным налогам.

Однако формальное соблюдение этого подхода в российской практике порождает определенные искажения  распределения финансовых источников между бюджетными уровнями- федеральные налоги формируют преобладающую часть налоговых обязательств хозяйствующих субъектов. В определенной степени это обусловлено существенной недооценкой таких объектов налогообложения как земля и недвижимая собственность, а так же низкой мобильностью работников, которая по существу превращает трудовой доход в объект местного, а не федерального налогообложения.

В настоящее время  наиболее актуальным  для региональных и муниципальных органов власти является вопрос наполняемость доходной части бюджетов.

На протяжении бюджетной реформы в совершенствовании бюджетного процесса и межбюджетных отношений в субъектах РФ и муниципалитетах были достигнуты положительные результаты, но, не смотря на это, объем принятых на этих уровнях бюджетной системы расходных обязательств зачастую существенно превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.

Глава 1

 

1.1 Потенциал региона – это способность или возможность региона что-либо осуществлять в зависимости от поставленной цели регионального управления, хотя чаще всего речь идет о наиболее общих целях экономического и социального развития территории, в том числе целевой бюджетной политики. Региональный потенциал во многом определяется объемом и структурой ресурсной базы и представляет собой совокупность доходов территориальных бюджетов, которые могут быть мобилизованы в бюджет в определенный временной период.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Основная цель развития региональной социально-экономической  системы – повышение степени  жизнеобеспечения населения, на мой взгляд, может быть достигнута с учетом наилучшего использования ресурсного потенциала и интересов региона, в условиях реальной самостоятельности.

Основным источником формирования ресурсного потенциала территорий, с моей точки зрения, выступает региональный бюджет, а процесс формирования ресурсного потенциала развития социально- экономической системы региона напрямую зависит от региональной бюджетно-налоговой политики, на которую решающее воздействие оказывает сложившаяся система межбюджетных отношений.

В бюджеты субъектов Федерации  зачисляются доходы от региональных налогов, перечень, ставки и пропорции разграничения которых определяются бюджетным законодательством.

-налог на имущество организаций  – по нормативу 100 %;

-налог на игорный бизнес –  по нормативу 100%;

-транспортный налог  - по нормативу 100%.

Экономическая сущность налога на имущество организаций - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества.

Общие принципы обложения  налогом на имущество организаций утверждены главой 30 налогового Кодекса РФ (далее- НК РФ). К ведению субъектов Российской Федерации относится: установление налоговой ставки, которая ограничивается пределами в НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.  Налог уплачивается российскими и иностранными организациями, которые осуществляют деятельность в РФ.

Объектами налогообложения выступает движимое и недвижимое имущество, которое учтено на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

 Налоговая база определяется  как среднегодовая стоимость  имущества, являющегося объектом  налогообложения. В Налоговом Кодексе так же приведен перечень организаций, которые не уплачивают налог на имущество организаций.

Общие принципы обложения транспортным налогом изложены в главе 28 раздела   IХ НК РФ. Транспортный налог так же регулируется законами субъектов Российской Федерации.

Объектом обложения  являются средства автомобильного, водного и воздушного транспорта, оснащенные механическим двигателем. Налог взимается ежегодно. Налоговая база определяется по мощности двигателя. Ставки налога устанавливаются в лошадиных силах на единицу мощности двигателя. Субъекты РФ своими законами могут увеличить или уменьшить  налоговые ставки, указанные в пункте 1 ст.28 НК РФ, но не более чем в пять раз.

Данный налог имеет  свои плюсы и минусы. Плюсы: наличие  государственной регистрации транспортных средств и требований о регулярной проверке их технического состояния, что исключает возможность укрытия их от налогообложения.

Любая коммерческая деятельность, приносящая прибыль, по закону подлежит обложению налогами. Игорный бизнес не является исключением. Все владельцы индивидуальных предприятий или организации, которые проводят свою деятельность в игорной сфере, по закону обязаны быть плательщиками налога на довольно прибыльный игорный бизнес (глава 29 НК). Это один из видов региональных налогов. Взимание налога разрешается с тех предприятий или организаций, которые имеют на своем счету игровые столы и автоматы, букмекерские кассы, принимающие ставки, тотализаторы. Налоговая база в России сегодня определяется в расчете на общее количество объектов, подлежащих обложению налогами, и в зависимости от них и устанавливается размер налога, подлежащего уплате.

Стоит отметить, что если ставки налогов не установлены субъектами законодательства, они определяются исходя из минимальных значений, принятых Налоговым Кодексом РФ. Независимо от вида деятельности или разновидностей предоставленных услуг в сфере игрового бизнеса, все эти налоги подлежат уплате в установленном порядке: здесь учитываются и общие сроки их уплаты, вычисление их размера, исходя из вычисленной базы налогообложения. Налоговый Кодекс Российской Федерации четко прописан, он определяет конкретные нормы и методы наказания за нарушения порядка уплаты налогов, их задержку или уплату не в полном размере. Законом нашей страны также жестко преследуется намеренное уклонение от уплаты налога, за что предусмотрены строгие меры наказания, впредь до принятия решения о лишении предприятий или организаций лицензии на дальнейшую возможность предоставления услуг в игровой сфере.

С 1 июля 2009 года игорный  бизнес разрешён только в четырёх  особых экономическими зонах, называемых игорными зонами. Поскольку в настоящий момент действует только одна -это существенно повлияло на снижение сборов данного налога.

 

1.2 Исполнение бюджета по расходам напрямую зависит от исполнения его доходной части. Достаточные  темпы роста доходов муниципальных районов и сельских поселений позволяют направлять их на финансирование социальных программ, мероприятий по реконструкции и благоустройству муниципалитетов. Невыполнение бюджета по доходам заставляет муниципальные власти вести политику неполного, финансирования расходных обязательств, даже в отдельных случаях, преимущественного финансирования защищенных статей расходной части бюджета и иных расходов, имеющих первостепенное значение для жизнеобеспечения муниципалитетов.

Представителем местных налогов и отчетливым индикатором современных финансовых проблем местного самоуправления является налог на имущество физических лиц, объем доходных поступлений от которого из-за применения в его механизме неэффективных методов налогообложения не покрывает величину расходов, направляемых на организацию процесса взимания этого налога.

Налог на имущество физических лиц – это местный налог, который  направлен на регулирование процесса накопления и концентрации имущества  в собственности налогоплательщика. Это один из самых древних видов налогов. Объектом обложения являются строения, сооружения (жилые дома, дачи, гаражи, квартиры). Налог взимается ежегодно. Налоговой базой является стоимостная оценка объекта недвижимости, предоставляемая в налоговые органы коммунальными, страховыми, нотариальными и другими органами бесплатно в сроки, установленные налоговыми органами.

Закон устанавливает  предельные размеры ставок по налогу на имущество физических лиц, при  этом дает органам местного самоуправления право самостоятельно регулировать размер ставок в установленных пределах  с учетом местных условий (уровень жизни населения, его платежеспособность, состояние жилого фонда). Данные для исчисления налога представляются коммунальными, страховыми, нотариальными и другими органами бесплатно в сроки, установленные налоговыми органами.

Земельный налог  регулируется НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которыми  устанавливаются налоговые ставки, ограничиваемые пределами, утвержденными в НК РФ. Налог уплачивают организации и физические лица, в собственности которых имеются земельные участки. Налогом облагается кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется на основании земельного законодательства РФ. Налогоплательщиками организациями налоговая база определяется самостоятельно. Сведения берутся из государственного земельного кадастра отдельно по каждому земельному участку. В налоговом Кодексе так же приведен перечень освобождающихся от налогообложения.

В настоящее время в России присутствуют достаточно самостоятельные и устойчивые в финансово-экономическом отношении городские округа, с одной стороны, и  слабые, высокодотационные и зачастую дефицитные, с неравномерно поступающими доходами поселения — с другой. Также очевидно, что постепенно формируется модель «зависимого» муниципального района – зависимого при исполнении собственных полномочий от дотаций и субсидий, зависимого от субвенций при исполнении делегированных ему полномочий. В настоящее время собственные налоговые поступления  местных бюджетов занимают незначительный удельный вес в структуре доходов -12%  от совокупных доходов в бюджетах поселений и всего 1,2% в бюджетах муниципальных районов. Таким образом, реформа местного самоуправления, провозглашая идею самостоятельности бюджетов в решении местных вопросов, практически ее не реализует. Вместе с тем эта самостоятельность в значительной степени зависит от доли собственных налоговых поступлений в структуре доходных источников.

Глава 2

 

2.1 Проводимое в России реформирование бюджетного процесса в настоящее время в большей степени ориентировано на управление расходами, а исполнению бюджета по доходам уделяется недостаточное внимание. Такое положение, с одной стороны, связано с регулярным превышением фактически полученных доходов над плановыми показателями и повышением сбалансированности бюджетов, а, с другой стороны, - с ограниченными полномочиями финансовых органов в отношении формирования бюджета по доходам. Большинство авторов рассматривают исполнение бюджета по доходам как этап бюджетного процесса, содержание которого определяется законодательно установленными нормами выполнения обязательств перед государством. Между тем, именно этап исполнения бюджета занимает особое место в ряду взаимосвязанных и взаимообусловленных процедур, протекающих в ходе бюджетного процесса, задавая пропорции и сроки финансирования расходов в течение финансового года.

Информация о работе Необходимость и сущность региональных и местных бюджетов