Расходы областного бюджета на здравоохранение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 23:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе расходов регионального бюджета на здравоохранение и разработке мероприятий по повышению эффективности их использования. В соответствии с данной целью ставились и решались следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы финансирования системы здравоохранения;
проанализировать расходы бюджета Калужской области на здравоохранение и источники их финансирования;
предложить мероприятия по повышению эффективности использования средств регионального бюджета, системы здравоохранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 6
1.1. Организация системы здравоохранения 6
1.2. Источники финансирования системы здравоохранения 13
1.3. Планирование бюджетных расходов системы здравоохранения 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 29
2.1. Анализ расходов бюджета Калужской области на здравоохранение 29
2.2. Региональные целевые программы системы здравоохранения 39
2.3. Реализация национального проекта «Здоровье» в Калужской области 47
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 55
3.1. Эффективность использования финансовых ресурсов в здравоохранении 55
3.2. Оценка отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения 62
3.3. Основные направления реформирования здравоохранения на современном этапе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 198.52 Кб (Скачать файл)



Таблица 3

Статьи расходов бюджета  Калужской области на здравоохранение

 

Наглядно структура расходов бюджета Калужской области на здравоохранение представлена в приложении 5. В структуре расходов регионального бюджета на здравоохранение преобладают межбюджетные трансферты фонду обязательного медицинского страхования, т.е. платежи за неработающее население, что свидетельствует о достаточно высокой доле неработающего населения в Калужской области. В 2006 году на долю межбюджетных трансфертов ФОМС приходилось 40,5% расходов на здравоохранение. В 2008 году их удельный вес составил 37,5%, что на 2,6 п.п. больше, чем в 2007 году.

Оплата труда и начисления на оплату труда в 2008 году составили 720,5 млн. рублей, или 21,4% расходов на здравоохранение. По сравнению с 2006 годом они увеличились на 54%. Следует отметить, что около 80% расходов по данной статье приходится на заработную плату. Так, в 2006 году объем бюджетных средств, направленных на выплату заработной платы сотрудникам медицинских учреждений составил 368,3 млн. рублей, в 2007 году он увеличился до 450,0 млн. рублей, а в 2008 году возрос еще на 27,9% и достиг 575,6 млн. рублей. В целом за анализируемый период прирост заработной платы составил 56,3%. Значительное увеличение расходов на заработную плату объясняется переходом на отраслевую систему оплаты труда работников здравоохранения, а также реализацией на территории Калужской области Пилотного проекта по здравоохранению. Такую тенденцию следует рассматривать как положительную, особенно если она сохранится в последующие годы, т.к. достойный уровень заработной платы поднимет престиж профессии и поможет привлечь в клиники талантливых специалистов, что существенно повысит качество оказываемых населению медицинских услуг.

Доля расходов на приобретение основных средств в общем объеме расходов на здравоохранение в течение анализируемого периода сильно меняется как в большую, так и в меньшую сторону. В 2006 году она составляла 11,6%, а в 2007 году достигла 22,1%, увеличившись за год более чем на 10 п.п. В 2008 году удельный вес данной статьи расходов снизился до 14,5%. Такие резкие изменения  в структуре обусловлены динамикой данного показателя в анализируемом периоде. Так, в 2006 году расходы на приобретение основных средств составили 232,8 млн. рублей, в 2007 году на эти цели из областного бюджета было выделено 612,4 млн. рублей. В 2008 году на приобретение основных средств было потрачено на 20,4% меньше средств, чем в предыдущем году, т.е. 487,5 млн. рублей. То, что в 2007 году на данное направление было потрачено больше средств, чем в 2006 и 2008 годах не случайно. Такая ситуация может быть связана с тем, что в 2007 году наиболее активно шла реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», в рамках которого было закуплено много нового оборудования для калужских учреждений здравоохранения, в том числе и за счет средств областного бюджета.

Расходы на медикаменты, перевязочные средства, мягкий инвентарь и продукты питания в 2008 году занимали третье место в структуре расходов на здравоохранение областного бюджета, т.е. 14,7%. Это максимальное значение данного показателя за последние три года. Объем расходов по данной статье в 2008 году составил 496,5 млн. рублей, что на 83,8% больше, чем в предыдущем году. Следует отметить, что в 2006 году расходы на медикаменты, перевязочные средства, мягкий инвентарь и продукты питания составляли всего 217,7 млн. рублей.

Что касается расходов на оплату услуг, то за анализируемый период  они выросли более чем в два раза с 167,6 млн. рублей в 2006 году до 341,8 млн. рублей в 2008 году. При этом доля данных расходов в структуре колеблется от 7,4% до 10,1%. Отметим, что среди расходов на оплату услуг наибольший объем приходится на услуги по содержанию имущества, коммунальные услуги и прочие услуги. При этом последние имеют очень любопытную динамику. В 2007 году по сравнению с предыдущим годом объем расходов на оплату прочих услуг увеличился не более чем на 2%. В 2008 году расходы на данную статью возросли почти в 3 раза. Объем расходов на коммунальные услуги с каждым годом увеличивается на 10 – 15%, но, несмотря на это, их доля в структуре расходов на здравоохранение имеет тенденцию к снижению (с 3% в 2006 году до 2,2% в 2008 году). А вот удельный вес расходов на оплату услуг по содержанию имущества увеличился с 2,6% до 2,8% в 2007 году, а в 2008 году составил 3,3% от общего объема расходов регионального бюджета на здравоохранение. Такие изменения в структуре обусловлены приростом абсолютного показателя на 50,9% в 2007 году и на 41,9% в 2008 году.

Обратим внимание на пособия по социальной помощи населению, выплачиваемые за счет средств областного бюджета. В 2006 году их объем составлял 41,3 млн. рублей, или 2,1% расходов на здравоохранение. В 2007 году на выплату вышеуказанных пособий было направлено 45,7 млн. рублей, что на 10,7% больше, чем в предыдущем году. Однако, несмотря на это, их доля в структуре расходов на здравоохранение снизилась до 1,6%. В 2008 году объем пособий по социальной помощи населению, выплачиваемых из областного бюджета, сократился более чем на 80% и составил 5,8 млн. рублей. Это, соответственно, привело и к снижению удельного веса данной статьи расходов до 0,2%. Такое снижение произошло в связи с передачей государственных полномочий по данному направлению муниципальным властям, согласно Закону Калужской области №120-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Калужской области отдельными государственными полномочиями», в который были внесены соответствующие изменения.

Скажем несколько слов об исполнении регионального бюджета  по расходам на здравоохранение. Обратимся к таблице, приведенной в приложении 6. Из нее видно, что в 2006 – 2008 годах практически по всем статьям расходов областного бюджета на здравоохранение наблюдается неполное финансирование. Исключение составляли страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, перечисленные фондам ОМС, финансирование по которым в 2006 – 2007 годах соответствовало назначенным бюджетным ассигнованиям. В 2006 году по расходы бюджета на здравоохранение в целом были исполнены на 91,6%. Наибольший объем недофинансирования наблюдался по статье «Расходы на приобретение основных средств» – 25,4%. В 2007 году фактические расходы бюджета на здравоохранение почти полностью соответствовали утвержденным бюджетным ассигнованиям по всем статьям расходов. Исполнение бюджета по рассматриваемому направлению расходования средств в 2007 году составило 99,4%. В 2008 году расходы регионального бюджета на здравоохранение были исполнены лишь на 89,8%. Наибольшее недофинансирование было зафиксировано по статье «Оплата работ, услуг по содержанию имущества». Расходы по ней в 2008 году были исполнены на 72,8%.

Нельзя не отметить, что  с 1 января 2008 года расходы бюджета  на здравоохранение подразделяются по видам помощи.

Таблица 4

Наименование показателей

Консолидированный 
бюджет

Областной бюджет

Местные бюджеты

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес, %

Стационарная медицинская  помощь

1690,2

45,6

895,1

42,5

795,1

49,7

Амбулаторная помощь

372,7

10,0

147,7

7,0

225

14,1

Медицинская помощь в дневных

стационарах

0,1

0,0

-

-

0,1

0,0

Скорая медицинская помощь

164,8

4,4

-

-

164,8

10,3

Санаторно-оздоровительная  помощь

56,7

1,5

56,7

2,7

-

-

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов

47,1

1,3

47,1

2,2

-

-

Санаторно-эпидемиологическое

благополучие

3,8

0,1

-

-

3,8

0,2

Физическая культура и  спорт

355,5

9,6

150,1

7,1

205,4

12,8

Другие вопросы в области  здравоохранения, физической культуры и спорта

1018,0

27,4

810,9

38,5

207,1

12,9

Итого расходов

3708,9

100,0

2107,6

100,0

1601,3

100,0




Классификация расходов бюджетов на здравоохранение по видам помощи

 

Из таблицы 4 видно, что некоторые виды помощи финансируются исключительно из областного бюджета, такие как санаторно-оздоровительная помощь, заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов. Только из местных бюджетов финансируется медицинская помощь в дневных стационарах, скорая медицинская помощь, а также санаторно-эпидемиологическое благополучие. Остальные виды помощи финансируются как из областного, так и из местных бюджетов.

В 2008 году из бюджета Калужской области финансировались:

  • Стационарная медицинская помощь;
  • Амбулаторная помощь;
  • Санаторно-оздоровительная помощь;
  • Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
  • Физическая культура и спорт;
  • Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта.

Стационарная помощь занимает наибольший удельный вес в расходах на здравоохранение регионального бюджета (42,5%). Объем расходов на стационарную помощь в 2008 году составил 895,1 млн. рублей. 38,5% составляют расходы по разделу «Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта», т.е. 810,9 млн. рублей. На амбулаторную помощь в 2008 году было израсходовано 147,7 млн. рублей, что в структуре расходов составило около 7% . Наименьший удельный вес занимают расходы на заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов – 2,2%, или 47,1 млн. рублей.

Таким образом, объем расходов на здравоохранение с каждым годом увеличивается. Однако выделяемых из регионального бюджета средств недостаточно для обеспечения эффективного функционирования системы здравоохранения области, поэтому основной проблемой на сегодняшний день является недофинансирование мероприятий и учреждений здравоохранения. Для решения данной проблемы был разработан и реализован нацпроект «Здоровье», средства на осуществление расходов по которому выделялись и из областного, и из Федерального бюджета. Кроме того, для более эффективного расходования бюджетных средств в области разрабатываются и реализуются региональные целевые программы, речь о которых пойдет ниже.

 

 

 

2.2. Региональные целевые программы системы здравоохранения

 

 

В региональном бюджете каждый год предусматриваются средства на реализацию областных целевых  программ. Эти программы разрабатываются на длительный период и устанавливаются соответствующими законами. Целевые программы, как правило, разрабатываются, когда необходимо комплексное решение стратегически-важных задач (в том числе и в области здравоохранения), т.к. они позволяют более эффективно расходовать бюджетные средства.

Из регионального бюджета  в 2006 – 2008 годах финансировались  такие целевые программы по отраслям здравоохранения, как «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями в Калужской области (2008 – 2011 годы)», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007 – 2009 годы», «Здоровое поколение (2007 – 2009 годы)», «Мужское здоровье 2007 – 2009 годы» и др. Полный перечень региональных целевых программ, реализовывавшихся на территории Калужской области за последние три года приведен в приложении 7. Рассмотрим некоторые из них.

Областная целевая программа «Здоровое поколение (2007 – 2009 годы)» разработана для решения задач совершенствования медицинского обеспечения детей и женщин-матерей в учреждениях здравоохранения на основе комплексного подхода к проблемам материнства и детства. Данная программа является продолжением областной целевой программы «Здоровый ребенок (2003 – 2006 годы)», действие которой закончилось в 2006 году. Используя программно-целевой метод реализации мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, развитие современных лечебно-диагностических направлений их медицинского обеспечения, удалось достигнуть повышения качества оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи женщинам и детям в лечебно-профилактических учреждениях области. В настоящее время необходимо не только сохранить, но и преумножить достигнутые результаты, что призвана обеспечить областная целевая программа «Здоровое поколение».

Целью данной программы является повышение качества медицинского обеспечения детей и женщин в учреждениях родовспоможения и детства Калужской области в результате исполнения поставленных задач [14].

Задачами данной программы являются [14]:

  • завершение строительства ГУЗ «Калужская областная детская больница» в 2007 году;
  • дооснащение лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства современным медицинским оборудованием, медикаментами, диагностическими тестами для совершенствования оказания специализированной и лечебно-консультативной помощи женщинам и детям;
  • обеспечение ранней диагностики и коррекции врожденных и наследственных заболеваний для предупреждения детской инвалидности;
  • внедрение новых методик диагностики и лечения заболеваний у новорожденных детей;
  • внедрение современных технологий производства детского и лечебного питания на детских молочных кухнях Калужской области;
  • организация детского консультативно-реанимационного центра на базе ГУЗ «Калужская областная детская больница» в 2007 году.

Информация о работе Расходы областного бюджета на здравоохранение