Расходы областного бюджета на здравоохранение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 23:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе расходов регионального бюджета на здравоохранение и разработке мероприятий по повышению эффективности их использования. В соответствии с данной целью ставились и решались следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы финансирования системы здравоохранения;
проанализировать расходы бюджета Калужской области на здравоохранение и источники их финансирования;
предложить мероприятия по повышению эффективности использования средств регионального бюджета, системы здравоохранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 6
1.1. Организация системы здравоохранения 6
1.2. Источники финансирования системы здравоохранения 13
1.3. Планирование бюджетных расходов системы здравоохранения 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 29
2.1. Анализ расходов бюджета Калужской области на здравоохранение 29
2.2. Региональные целевые программы системы здравоохранения 39
2.3. Реализация национального проекта «Здоровье» в Калужской области 47
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 55
3.1. Эффективность использования финансовых ресурсов в здравоохранении 55
3.2. Оценка отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения 62
3.3. Основные направления реформирования здравоохранения на современном этапе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 198.52 Кб (Скачать файл)

4. Медицинская помощь, оказываемая в дневных стационарах всех типов.

Указанные выше гарантии распределяются между базовыми и территориальными программами обязательного медицинского страхования (ОМС) и между чисто бюджетными обязательствами.

В рамках ОМС предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правового статуса и формы собственности по установленному списку болезней и осуществляются многие другие виды услуг.

За счет средств бюджетов оплачиваются скорая медицинская помощь, амбулаторное и стационарное лечение при заболеваниях, передаваемых половым путем; туберкулезе; синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИД); психических расстройствах и расстройствах поведения; наркологических заболеваниях; при врожденных пороках развития и некоторых других видах заболеваний. За счет средств бюджетов всех уровней финансируются также [26, с. 486]:

– дорогостоящие виды помощи, перечень которых утверждается органом управления здравоохранения субъекта РФ;

– льготное лекарственное обеспечение и протезирование отдельных категорий граждан;

– медицинская помощь, оказываемая фельдшерско-акушерскими пунктами, больницами сестринского ухода, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, детскими санаториями, домами ребенка, бюро судебно-медицинской и патологоанатомической экспертизы, станциями переливания крови, санитарной авиацией и т.п.;

– мероприятия по реализации целевых программ, утвержденных органами государственной власти, субъектов РФ, местной администрацией;

– научные исследования;

– медицинская помощь при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и др.;

– страхование неработающих граждан.

Кроме бюджетного финансирования и финансовых ресурсов системы ОМС учреждения здравоохранения активно привлекают средства населения. Платными являются услуги косметологии, гомеопатические и нетрадиционные методы лечения, проф. осмотры, лекарственное обеспечение амбулаторных больных (кроме льготных категорий граждан); сервисные услуги повышенной комфортности, медицинские услуги, осуществляемые по желанию граждан и др.

Отметим, что реализация медицинских услуг осуществляется в специально создаваемых для этих целей субъектах хозяйствования, представляющих собой сеть учреждений (организаций) здравоохранения. В целом организационное построение государственной системы медицинских учреждений регулируется Министерством здравоохранения Российской Федерации путем утверждения их номенклатуры и правил лицензирования.

Номенклатура медицинских  учреждений утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2005 г. №627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения». В соответствии с ней все медицинские учреждения сгруппированы в четыре крупных блока [6]:

– лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ);

– учреждения здравоохранения особого типа;

– учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

– аптечные учреждения.

В свою очередь в каждую из перечисленных групп включаются учреждения определенных типов и видов (приложение 1). Это свидетельствует о широкой разветвленной структуре медицинских учреждений. Название учреждения, как правило, отражает специфику выполняемых им функций. Например, к учреждениям охраны материнства и детства отнесены дома ребенка и родильные дома; диспансерами называют учреждения, специализирующиеся на отдельных видах заболеваний или видах деятельности и т.п.

Следует отметить, что все расходы на здравоохранение также можно разделить на четыре основные группы:

  1. расходы на лечебно-профилактические учреждения;
  2. расходы на учреждения здравоохранения особого типа;
  3. расходы на учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  4. расходы на аптечные учреждения.

До 1 января 2008 года расходы на здравоохранение и спорт по функциональной классификации относились на раздел 0900 и делились на подразделы:

0901 – здравоохранение;

0902 – спорт и физическая культура;

0903 – прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта;

0904 –  другие вопросы в области здравоохранения и спорта.

С 1 января 2008 г. раздел 0900 «Здравоохранение и спорт» делится на следующие подразделы [7]:

0901 – стационарная  медицинская помощь;

0902 – амбулаторная  помощь;

0903 – медицинская  помощь в дневных стационарах всех типов;

0904 – скорая  медицинская помощь;

0905 – санаторно-оздоровительная  помощь;

0906 – заготовка,  переработка, хранение и обеспечение  безопасности донорской крови  и ее компонентов;

0907 – санитарно-эпидемиологическое  благополучие;

0908 – физическая  культура и спорт;

0909 – прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта;

0910 – другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта.

Таким образом, Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам  право на медицинскую помощь. Однако бесплатно предоставляется лишь определенный перечень медицинских услуг. Часть из них финансируется за счет средств фондов ОМС, а часть – за счет средств бюджетов всех уровней. Рассмотрим подробнее, из каких источников производится финансирование системы здравоохранения.

 

 

 

1.2. Источники финансирования системы здравоохранения

 

 

В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли. В настоящее время имеются три таких модели [28, с. 458].

Бюджетно-страховая модель – здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.).

Бюджетная модель – осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия и др.).

Предпринимательская модель – финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

До 1991 г. в нашей стране в финансировании здравоохранения  действовала бюджетная модель. Главным источником финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, были бюджетные средства, доля которых в общем объеме средств составляла примерно 85%. Эти средства передавались в основном медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения. Вторым источником финансовых ресурсов были средства ведомств и подведомственных им предприятий. Доля этих средств составляла примерно 15%. Эти средства передавались ведомственным медицинским учреждениям. Третьим источником финансовых ресурсов были средства населения. Их доля была крайне незначительна, так как население оплачивало лишь зубопротезирование и в небольшом объеме некоторые платные, в основном не жизненно важные медицинские услуги.

В 1991 г. был принят Закон  №1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ», в соответствии с которым в стране была введена система обязательного медицинского страхования граждан, т.е. произошел переход от бюджетной модели финансирования здравоохранения к бюджетно-страховой.

Основные цели создания фондов ОМС – сохранение принципов общественного финансирования и создание инструментов, позволяющих осуществлять государственное управление объединенными источниками общественного финансирования в части системы обязательного медицинского страхования. Система фондов ОМС призвана обеспечить сохранение права каждого гражданина на получение медицинской помощи по потребности вне зависимости от уровня благосостояния, места проживания и работы, а также предотвращение отбора страховыми медицинскими организациями «выгодных» клиентов [28, с. 461].

Основными задачами, которые  решались при переходе к ОМС в  России, были [26, с. 489]:

  • привлечение в систему здравоохранения дополнительных средств на основе взносов организаций на обязательное медицинское страхование;
  • повышение эффективности использования расходов здравоохранения за счет перехода к системе договорных отношений между заказчиком и ЛПУ, а также внедрения методов оплаты медицинской помощи по результатам деятельности;
  • повышение качества медицинской помощи и обеспечение защиты прав потребителей за счет включения в систему независимого посредника в лице страховых медицинских организаций;
  • другие социально и финансово значимые задачи.

Система фондов ОМС состоит  из трех уровней.

Первый уровень представляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет нормативное и организационное руководство системой ОМС. Основной функцией ФФОМС является выравнивание условий деятельности территориальных ФОМС по обеспечению финансирования программ ОМС. За счет средств данного фонда осуществляются различные целевые медицинские программы, оказывается медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях, возникающих в связи с катастрофами, стихийными бедствиями, военными действиями [26, с. 489].

Второй уровень организации обязательного медицинского страхования представлен территориальными фондами ОМС (ТФОМС) и их филиалами. Этот уровень является основным в системе, поскольку именно территориальные фонды осуществляют аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС. Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации ОМС на территории субъекта РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. Основные функции ТФОМС [28, с. 462]:

  • аккумулирование финансовых средств на ОМС граждан;
  • финансирование на основе дифференцированных подушевых нормативов страховых медицинских организаций, заключивших договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинских услуг в рамках программы ОМС;
  • осуществление контроля за рациональным использованием средств ОМС.

Следует отметить, что на ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС.

Третий уровень в осуществлении обязательного медицинского страхования представляют страховые медицинские организации. Именно им отводится непосредственная роль страховщика. Страховые медицинские организации получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от количества и половозрастной структуры застрахованного ими населения и осуществляют оплату медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам. Кроме того, страховые медицинские организации осуществляют контроль за объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг. По фактам нарушения условий ОМС или причинения ущерба гражданам они предъявляют регрессные требования и иски медицинским учреждениям [26, с. 492].

Схема функционирования бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения приведена на рис. 1.




 


 







 


 

Рис. 1. Бюджетно-страховая  модель финансирования здравоохранения

 

Следует отметить, что финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и регионального бюджетов. Фонды ОМС формируются за счет [28, с. 462]:

1) части страховых взносов  предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов на  обязательное медицинское страхование;

2) ассигнований из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ ОМС;

3)  добровольных взносов  юридических и физических лиц;

4) доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнением медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.

Страховые взносы на ОМС неработающего населения осуществляют правительства республик РФ, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местные администрации за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

Информация о работе Расходы областного бюджета на здравоохранение