Расходы областного бюджета на здравоохранение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 23:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе расходов регионального бюджета на здравоохранение и разработке мероприятий по повышению эффективности их использования. В соответствии с данной целью ставились и решались следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы финансирования системы здравоохранения;
проанализировать расходы бюджета Калужской области на здравоохранение и источники их финансирования;
предложить мероприятия по повышению эффективности использования средств регионального бюджета, системы здравоохранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 6
1.1. Организация системы здравоохранения 6
1.2. Источники финансирования системы здравоохранения 13
1.3. Планирование бюджетных расходов системы здравоохранения 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 29
2.1. Анализ расходов бюджета Калужской области на здравоохранение 29
2.2. Региональные целевые программы системы здравоохранения 39
2.3. Реализация национального проекта «Здоровье» в Калужской области 47
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 55
3.1. Эффективность использования финансовых ресурсов в здравоохранении 55
3.2. Оценка отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения 62
3.3. Основные направления реформирования здравоохранения на современном этапе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 198.52 Кб (Скачать файл)

В финансовых органах объем  ассигнований из бюджетов на здравоохранение планируется на основе использования различных нормативов. Нормативные расходы по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» рассчитываются исходя из нормативов бюджетной обеспеченности в системе здравоохранения и физической культуры, с учетом повышения федерального уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений, индексации стоимости продуктов питания, медикаментов и коммунальных услуг.

Отметим, что финансовое планирование в медицинских учреждениях ведется на основе производственных показателей (число коек в больницах, число посещений больных в поликлиниках, число вызовов скорой медицинской помощи) и нормативов, установленных Программой государственных гарантий в муниципальном образовании.

Смета расходов в больнице составляется на основании  расчета следующих показателей [28, с. 485 – 486]:

1.Число дней функционирования койки (раздельно по хирургическим,  инфекционным, детским и прочим койкам). Показатель устанавливается исполнительными органами.

2. Среднегодовое количество коек:

 

где КСР – среднегодовое количество коек;

КН, КК – количество коек на начало и конец года;

п – число месяцев функционирования вновь развернутых коек.

3. Количество койко-дней:

(4)

где ККД – количество койко-дней;

ЧК – число дней функционирования койки.

4. Расходы на дооборудование новых коек:

 

где РД.Н.К. – расходы на дооборудование новых коек, руб.;

ПК – прирост коек за год;

NР.Д.К – норма расходов на дооборудование одной новой койки, руб..

5. Прирост коек за год:

 

6.  Норма расходов на питание на одну койку в год:

 

где NР – норма расходов на питание на одну койку в год, руб.;

ЧД – число дней функционирования койки в год;

NД  – норма расходов на питание на одну койку в день, руб..

7.  Объем расходов на медикаменты:

 

где РМ – расходы на медикаменты, руб.;

NР – норма расходов на медикаменты, руб.

8.  Объем расходов на мягкий инвентарь:

 

где РМ.И. – расходы на мягкий инвентарь, руб.;

РД.К. – расходы на оборудование приемных коек, руб.

9.  Объем расходов на питание:

 

где СР – расходы на питание, руб.;

NР – норма расходов на питание на одну койку, руб.

10.  Объем фонда оплаты труда:

 

где ФЗП – годовой фонд зарплаты, руб.;

ССР – средняя ставка зарплаты по ETC, руб.;

СН.К. – количество ставок на одну койку.

11. Объем расходов на коммунальные услуги (по видам услуг):

 

где РК.У. – расходы на вид коммунальной услуги, руб.;

NР – норма расходов на одну койку, руб.;

Т – тариф за коммунальную услугу, руб.

Размер затрат на простую  медицинскую услугу рассчитывается по формуле [28, с. 487]:

 

где СМ.П.У. –  стоимость простой медицинской услуги;

ПР –  прямые расходы, руб.;

НР –  накладные расходы, руб.;

ФР.ВР – фонд рабочего времени врачей, в год, в у.е.т. (1 у.е.т. = 10 минут работы медперсонала);

ФР.СР – фонд рабочего времени среднего медперсонала, в у.е.т.;

tВР – время оказания медицинской услуги врачами;

tСР – время оказания медицинской услуги средним медицинским персоналом;

КЭФ. – нормативный коэффициент использования рабочего времени.

Таким образом, расходы бюджета на здравоохранение определяются на основе действующей сети учреждений и предполагаемого ее развития в планируемом периоде в соответствии с типовыми формами расчетов по экономическим статьям расходов. При планировании расходов на здравоохранение объем медицинской помощи и затраты на ее оказание на государственном уровне определяются в соответствии с Программой государственных гарантий. При этом планирование Программы государственных гарантий осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также в медицинских учреждениях. Финансовое планирование в медицинских учреждениях ведется на основе производственных показателей и нормативов, установленных Программой государственных гарантий в муниципальном образовании.

Перейдем к анализу  расходов бюджета Калужской области  на здравоохранение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

2.1. Анализ расходов бюджета Калужской области на здравоохранение

 

 

Как известно, бюджет Калужской области имеет социально-экономическую направленность, так как значительная часть его расходов направляется на финансирование экономических и социально-культурных мероприятий, в которых здравоохранение занимает не последнее место. Однако, рассматривая расходы на здравоохранение, нельзя не упомянуть и о бюджете в целом. Без этого анализ будет неполным.

Вначале скажем несколько  слов о доходах областного бюджета, так как доходы – одна из наиболее важных его частей. При отсутствии доходов или при недостаточном их количестве область либо не сможет осуществлять расходы вовсе, либо будет вынуждена сократить их объем.

Итак, доходы областного бюджета  представлены в таблице (приложение 2). Все доходы области можно разделить на налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Наибольший удельный вес среди них занимают налоговые доходы. Их доля на протяжении всего анализируемого периода не опускалась ниже 58,02%. Наименьший удельный вес в доходах областного бюджета занимают неналоговые доходы. Так, в 2006 году их доля составляла  3,31%, а в 2008 году она уменьшилась до 1,87%.

Около трети всех доходов составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ. Кроме того, их объем увеличивается из года в год. Так, в 2008 году он составил 8108,9 млн. рублей, т.е. возрос по сравнению с 2006 годом на 94,7%. При этом доля дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности уменьшилась с 9,35% в 2006 году до 8,48% в 2007 году. В 2008 году дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в областной бюджет не поступало.

Наименование показателей

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Изменение 
в 2008 г. в % к

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес, %

2006 г.

2007 г.

Расходы - всего:

14321,2

100,0

19885,2

100,0

23027,8

100,0

160,8

115,8

в том числе:

               

Общегосударственные вопросы

685,8

4,79

1075,3

5,41

1284,7

5,58

187,3

119,5

Национальная оборона

1,1

0,01

2,3

0,01

4,1

0,02

372,7

178,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

748,9

5,23

886,8

4,46

1337,0

5,81

178,5

150,8

Национальная экономика

3105,4

21,68

4967,1

24,98

5499,6

23,88

177,1

110,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

545,3

3,81

559,8

2,82

527,4

2,29

96,7

94,2

Охрана окружающей среды

27,7

0,19

15,8

0,08

12,5

0,05

45,1

79,1

Образование

1242,1

8,67

1618,9

8,14

1970,4

8,56

158,6

121,7

Культура, кинематография, СМИ

214,6

1,50

234,3

1,18

346,6

1,51

161,5

147,9

Здравоохранение и спорт

2012,4

14,05

2771,0

13,93

3372,2

14,64

167,6

121,7

Социальная политика

1616,6

11,29

2072,6

10,42

938,2

4,07

58,0

45,3

Итого расходов на социально-культурные мероприятия

5085,7

35,51

6696,8

33,68

5362,8

23,29

105,4

80,1




Что касается общего объема доходов бюджета Калужской области, то в 2006 году он составлял 12893,6 млн. рублей, в 2007 году вырос до 19127,2 млн. рублей, а в 2008 году достиг 23078,5 млн. рублей, увеличившись в целом за анализируемый период на 79%.

Рассмотрим расходы бюджета  Калужской области в анализируемом периоде. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика расходов бюджета  Калужской области

Как видно из таблицы, общий объем расходов имеет положительную динамику. Так, в 2007 году по сравнению с предыдущим годом расходы областного бюджета в целом увеличились с 14,3 млрд. рублей до 19,9 млрд. рублей. В 2008 году они достигли 23,0 млрд. рублей, т.е. в целом за анализируемый период общий объем расходов областного бюджета вырос на 60,8%.

Структура расходов бюджета Калужской области наглядно представлена на рисунках в приложении 3. Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Калужской области занимают расходы на национальную экономику. Их объем в абсолютном выражении увеличивается из года в год. Так, в 2006 году он составлял 3105,4 млн. рублей, в 2007 году – 4967,1 млн. рублей, а в 2008 году вырос еще на 10,7% и составил 5499,6 млн. рублей. Однако доля расходов на национальную экономику в общем объеме расходов областного бюджета не имеет четкой тенденции к увеличению или уменьшению. В 2007 году она увеличилась по сравнению с 2006 годом с 21,7% до 25%, а в 2008 году снизились на 1п.п.

Наименьшие удельные веса в структуре расходов бюджета  Калужской области занимают расходы  на национальную оборону и на охрану окружающей среды (менее 1%). При этом оба направления имеют разнонаправленные тенденции. Так, расходы на национальную оборону за анализируемый период возросли почти в 4 раза, а вот расходы на охрану окружающей среды наоборот снизились более чем на 50%.

Кроме того, в структуре  областного бюджета увеличивается  доля расходов на общегосударственные вопросы, а уменьшается – расходов на ЖКХ и социальную политику. Однако удельные веса большинства направлений использования бюджетных средств в течение анализируемого периода почти не изменяются.

Следует отметить, что доходы областного бюджета в 2006 – 2008 годах  росли более быстрыми темпами, чем  его расходы, что видно из таблицы, приведенной ниже.

 

Таблица 2

Бюджет Калужской области в 2006 – 2008 годах (млн. рублей)

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Изменение 
2008 г. в % к

2006 г.

2007 г.

Доходы

12893,6

19127,2

23078,5

179,0

120,7

Расходы

14321,2

19885,2

23027,8

160,8

115,8

Дефицит (-)/Профицит (+)

-1427,6

-758

50,7

-3,6

-6,7


 

Так, если в 2006 году дефицит  областного бюджета составлял 1,4 млрд. рублей, то в 2007 году он сократился почти  в 2 раза и составил 758 млн. рублей. А в 2008 году бюджет Калужской области стал профицитным. Однако нельзя не отметить, что этот профицит создан искусственно, т.к. практически по всем направлениям расходов наблюдается неполное финансирование (приложение 4).

Нельзя не отметить, что  доля расходов областного бюджета на социально-культурные мероприятия, составлявшая в 2006 году 35,5%, в 2007 году снизилась до 33,6%, несмотря на рост абсолютного показателя на 1611,1 млн. рублей. В 2008 году удельный вес расходов на социально-культурную сферу составил 23,3%. В основном такие изменения в структуре произошли за счет увеличения расходов на общегосударственные вопросы и национальную экономику, а также за счет резкого снижения в 2008 году расходов на социальную политику.

В 2006 – 2007 годах расходы  на социальную политику занимали третье место в их общем объеме. Так, в 2006 году удельный вес данного направления составлял 11,3%, в 2007 году – 10,4%. В 2008 году расходы бюджета на социальную политику резко уменьшились как в абсолютном выражении, так и в структуре. Они составили 4,1% от общей суммы расходов бюджета, т.е. 938,2 млн. рублей. Таким образом, в 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло снижение расходов на социальную политику на 54,7%. Это связано с тем, что в отчете указанные расходы отражаются в разделе 11, т.к. они были переданы муниципалитетам в виде наделения отдельными государственными полномочиями.

Расходы на здравоохранение  в структуре областного бюджета  занимают второе место после расходов на национальную экономику. В 2008 году их доля достигла максимальной за последние  три года отметки в 14,6%. В абсолютном выражении это составляет 3372,2 млн. рублей, что выше показателя 2007 года на 21,7%. В целом за анализируемый период расходы на здравоохранение выросли на 67,6%.

Перейдем к анализу  расходов бюджета Калужской области на здравоохранение за 2006 – 2008 годы. Для этого воспользуемся данными, приведенными в таблице 3.

Наименование

показателей

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Изменение 
2008 г. в % к

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес, %

2006 г.

2007 г.

Расходы – всего:

2012,4

100,0

2771,0

100,0

3372,2

100,0

167,6

121,7

из них:

               

Оплата труда с начислениями

467,8

23,2

568,7

20,5

720,5

21,4

154,0

126,7

   в том числе  заработная плата

368,3

18,3

450,0

16,2

575,6

17,1

156,3

127,9

Расходы на медикаменты, перевязочные средства, мягкий инвентарь и продукты питания

217,7

10,8

270,2

9,8

496,5

14,7

228,1

183,8

Расходы на приобретение основных средств

232,8

11,6

612,4

22,1

487,5

14,5

209,4

79,6

Оплата работ, услуг:

167,6

8,3

204,1

7,4

341,8

10,1

203,9

167,5

   услуги связи

3,7

0,2

4,3

0,2

3,4

0,1

91,9

79,1

   транспортные услуги

1,7

0,1

2,1

0,1

3,8

0,1

223,5

181,0

   коммунальные услуги

59,6

3,0

68,6

2,5

75,6

2,2

126,8

110,2

   работы, услуги по  содержанию имущества

51,9

2,6

78,3

2,8

111,1

3,3

214,1

141,9

   прочие работы, услуги

48,2

2,4

49,9

1,8

146,1

4,3

303,1

292,8

Межбюджетные трансферты ФОМС

815,0

40,5

967,5

34,9

1264,6

37,5

155,2

130,7

Пособия по социальной помощи населению

41,3

2,1

45,7

1,6

5,8

0,2

14,0

12,7

Прочие расходы

15,7

0,8

24,0

0,9

40,5

1,2

258,0

168,8

Информация о работе Расходы областного бюджета на здравоохранение