Расходы областного бюджета на здравоохранение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 23:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе расходов регионального бюджета на здравоохранение и разработке мероприятий по повышению эффективности их использования. В соответствии с данной целью ставились и решались следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы финансирования системы здравоохранения;
проанализировать расходы бюджета Калужской области на здравоохранение и источники их финансирования;
предложить мероприятия по повышению эффективности использования средств регионального бюджета, системы здравоохранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 6
1.1. Организация системы здравоохранения 6
1.2. Источники финансирования системы здравоохранения 13
1.3. Планирование бюджетных расходов системы здравоохранения 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 29
2.1. Анализ расходов бюджета Калужской области на здравоохранение 29
2.2. Региональные целевые программы системы здравоохранения 39
2.3. Реализация национального проекта «Здоровье» в Калужской области 47
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 55
3.1. Эффективность использования финансовых ресурсов в здравоохранении 55
3.2. Оценка отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения 62
3.3. Основные направления реформирования здравоохранения на современном этапе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 198.52 Кб (Скачать файл)

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование для  бюджетных учреждений и организаций, а также нерентабельных государственных предприятий осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов [28, с. 463].

Отметим, что с введением обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения в России появились новые источники. Таким образом, источниками финансовых ресурсов стали:

  • бюджетные средства;
  • взносы работодателей на ОМС;
  • средства населения;
  • средства ведомств и предприятий на содержание ведомственных ЛПУ.

Источники финансового обеспечения здравоохранения и направления их использования представлены на рис. 2.




 

 






 


 

 

Рис. 2. Система финансового обеспечения здравоохранения

 

Нельзя не отметить, что средства бюджетной системы – самый крупный источник финансирования системы здравоохранения Российской Федерации. Расходы на здравоохранение осуществляются из всех звеньев бюджетной системы. За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения. Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия и др. Однако главным источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть ЛПУ – больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д.

Бюджетные средства в значительной мере обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи. Как было отмечено выше, для обеспечения данных гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения Правительством РФ утверждается «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью». Программой определяется сумма требуемых здравоохранению финансовых ресурсов для покрытия затрат, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи.

Базовая программа госгарантий включает [28, с. 466]:

  • перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно в рамках Программы госгарантий;
  • базовую программу обязательного медицинского страхования;
  • нормативные показатели объема медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы госгарантий;
  • подушевой норматив, используемый для финансирования здравоохранения с целью покрытия всех затрат, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи в соответствии с гарантированными нормативными показателями ее объема.

Финансирование Программы госгарантий осуществляется:

  • из средств бюджетов здравоохранения всех уровней;
  • из средств фондов обязательного медицинского страхования;
  • из других источников поступления средств.

Кроме Программы госгарантий, обеспечение населения медицинской  помощью за счет бюджетных средств  производится с помощью целевых программ, средства на реализацию которых ежегодно предусматриваются в бюджетах всех уровней. По уровню бюджетной системы целевые программы можно разделить на:

  • федеральные;
  • региональные;
  • муниципальные.

Целевые программы разрабатываются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующими  законодательными органами государственной власти, представительными органами местного самоуправления. Формирование перечня целевых программ осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

Целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или  средств государственных внебюджетных фондов, должна содержать [32]:

  • технико-экономическое обоснование;
  • прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации целевой программы;
  • сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;
  • другие документы и материалы, необходимые для утверждения целевой программы.

Средства населения – это второй по размеру источник финансирования здравоохранения. Отметим, что население расходует средства в основном на оплату услуг медицинских учреждений и на приобретение лекарств. Также незначительная часть средств населения идет на добровольное медицинское страхование.

Средства ведомств и предприятий – это третий существенный источник ассигнований, направляемых в здравоохранение. Многие государственные и негосударственные предприятия и организации имеют свои медицинские учреждения, финансируемые за счет средств этих предприятий. Кроме того, значительный объем направляется коммерческими организациями государственным медицинским учреждениям за предоставляемые им платные медицинские услуги [28, с. 471].

Таким образом, существуют три модели финансирования здравоохранения: бюджетная, бюджетно-страховая и предпринимательская. В России в настоящее время действует бюджетно-страховая модель с трехуровневой системой фондов ОМС. Эти фонды формируются за счет страховых взносов на  обязательное медицинское страхование, ассигнований из бюджетов на выполнение программ ОМС, добровольных взносов и доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов. Источниками финансирования здравоохранения в целом являются бюджетные средства, взносы работодателей на ОМС, средства населения, а также средства ведомств и предприятий на содержание ведомственных ЛПУ. При этом самым крупным источником финансирования системы здравоохранения Российской Федерации являются средства бюджетной системы. Планирование объема средств бюджетов на финансирование здравоохранения рассмотрим далее.

 

 

 

1.3. Планирование бюджетных расходов системы здравоохранения

 

 

Как было отмечено выше, расходы на здравоохранение ежегодно предусматриваются в бюджетах всех уровней: федеральном, субъектов РФ и местных. Однако особенность услуг здравоохранения – их локальность, определенная замкнутость на конкретные административно-территориальные единицы. Наиболее эффективно производство их может быть организовано региональными и местными органами власти, которые находятся ближе к потребителю, лучше знают структуру населения подведомственной территории, особенности социально-гигиенической ситуации в ней. Поэтому основная ответственность за предоставление и финансирование мероприятий, связанных с медицинским обслуживанием, лежит на региональных и местных органах власти. Формирование расходов бюджета на здравоохранение каждый субъект РФ осуществляет самостоятельно. Объем расходов на содержание учреждений здравоохранения складывается из расходов по каждой целевой статье. Кроме того, определяются платежи из бюджета на обязательное медицинское страхование неработающих граждан [26, с. 501].

В целом расходы бюджета  определяются на основе действующей  сети учреждений и предполагаемого  ее развития в планируемом периоде  в соответствии с типовыми формами расчетов по экономическим статьям расходов. При расчете фонда оплаты труда используются следующие показатели: количество должностей по штатному расписанию (по категориям персонала); средняя ставка по ETC; средняя ставка по тарификации; размер доплат по распоряжению губернатора; размер доплат за работу в праздничные и выходные дни и др. Так определяется месячный фонд оплаты труда, а затем – годовой [26, с. 502].

Расходы на питание и медикаменты  в стационарах рассчитываются по установленным нормам на проектируемое количество койко-дней; медикаменты в поликлинических учреждениях – по установленным нормам на количество врачебных посещений на дому и посещений к врачам. При планировании расходов на медикаменты субъекта РФ исходят из необходимости обеспечения бесплатными медикаментами льготных категорий больных, перечень которых утвержден на федеральном уровне. К ним относятся больные сахарным диабетом, онкологические больные, туб-инфицированные, участники Великой Отечественной войны, дети 1– 2 года жизни и т.д. [26, с. 502].

Расчеты оплаты коммунальных услуг производятся на основе утверждаемых для отрасли лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов и воды в натуральных единицах. Сумма затрат рассчитывается по действующим тарифам. По другим экономическим статьям планирование осуществляется с учетом анализа и оценки результатов отчетных данных за предыдущий период и оперативных данных текущего года [26, с. 502].

Рассмотрим планирование расходов на здравоохранение при формировании бюджетов. Объем медицинской помощи и затраты на ее оказание на государственном уровне определяются в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Размеры и структура медицинской помощи задаются утверждаемыми на федеральном  уровне  нормативами  объемов  бесплатной  медицинской помощи в расчете на 1000 человек. Эти нормативы могут быть уточнены  в регионах с учетом  их демографической структуры населения, потребностей в медицинских услугах, уровня медицинского состояния территории и т.д.

Единицами объемов медицинских  услуг приняты: в больницах – койко-день, в амбулаторно-клинических учреждениях – врачебное посещение, вызов скорой медицинской помощи.

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы  государственных гарантий, зависит  и от величины денежных затрат на единицу объема медицинских услуг.

В Программах устанавливаются  следующие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинских услуг [28, с.480]:

  • стоимость одного дня лечения в больнице;
  • стоимость одного посещения в поликлинике;
  • стоимость одного вызова скорой медицинской помощи;
  • стоимость одного койко-дня.

Финансовые нормативы  рассчитываются с учетом результатов  анализа расходования бюджетных  средств за предыдущий период; индексов-дефляторов на планируемый период; территориальных  коэффициентов удорожания, установленных Минэкономразвития РФ.

Объем средств на выполнение Программы государственных гарантий в расчете на душу населения ЗД рассчитывается по формуле [28, с.481]:

                (1)

где НОКД – норматив числа койко-дней, проведенных в стационаре в год на 1000 человек населения;

НСКД – норматив средних финансовых затрат на один койко-день в стационарах, руб.;

НОКДС – норматив числа дней лечения в дневных стационарах в год на 1000 человек населения;

НСКДС – норматив средних финансовых затрат на один день лечения в дневном стационаре, руб.;

НОП – норматив числа врачебных посещений в год на 1000 человек населения;

НЧП – норматив финансовых затрат на одно врачебное посещение, руб.;

НОВ – норматив числа вызовов скорой медицинской помощи на 1000 человек населения;

НСВ – норматив финансовых затрат на один вызов скорой помощи, руб.;

СИЗ – затраты на поддержание инфраструктуры здравоохранения, руб.;

САОМС – административные затраты системы ОМС, руб.;

ЧН – численность населения, чел.

Общий размер финансовых ресурсов, которые нужны для реализации Программы, определяется по формуле [28, с.481]:

 

где  СО – затраты на реализацию Программы, руб.;

Ч – численность населения, чел.

Планирование Программы государственных гарантий в здравоохранении осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в медицинских учреждениях.

На федеральном уровне разрабатывается Программа государственных гарантий и методика ее формирования и обоснования. Определяются: виды медицинской помощи и заболевания, включенные в Программу государственных гарантий; минимально гарантируемые объемы медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объемов медицинской помощи.

На региональном уровне разрабатывается территориальная программа государственных гарантий, обеспечения населения бесплатной   медицинской помощью. Устанавливаются территориальные нормативы  медицинской  помощи  и территориальные  нормативы финансовых затрат на единицу медицинских услуг.

На муниципальном уровне формируется муниципальный заказ, обеспечивающий реализацию Программы государственных гарантий в муниципальном образовании. На основе объемов медицинской помощи, реализуемых субъектом РФ с учетом нормативов финансовых затрат, а также предложений медицинских учреждений формируется финансовый план оказания медицинской помощи населению в медицинских учреждениях муниципального образования, а также заказ на получение жителями медицинской помощи за пределами территории проживания (в медицинских учреждениях регионального и федерального подчинения).

На уровне медицинских учреждений разрабатываются предложения по использованию их мощностей для реализации муниципального заказа. Согласованные показатели муниципальных заказов служат основой для формирования бюджетных заявок муниципальным бюджетам и системе ОМС [28, с.482].

Информация о работе Расходы областного бюджета на здравоохранение