Расходы областного бюджета на здравоохранение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 23:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе расходов регионального бюджета на здравоохранение и разработке мероприятий по повышению эффективности их использования. В соответствии с данной целью ставились и решались следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы финансирования системы здравоохранения;
проанализировать расходы бюджета Калужской области на здравоохранение и источники их финансирования;
предложить мероприятия по повышению эффективности использования средств регионального бюджета, системы здравоохранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 6
1.1. Организация системы здравоохранения 6
1.2. Источники финансирования системы здравоохранения 13
1.3. Планирование бюджетных расходов системы здравоохранения 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 29
2.1. Анализ расходов бюджета Калужской области на здравоохранение 29
2.2. Региональные целевые программы системы здравоохранения 39
2.3. Реализация национального проекта «Здоровье» в Калужской области 47
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 55
3.1. Эффективность использования финансовых ресурсов в здравоохранении 55
3.2. Оценка отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения 62
3.3. Основные направления реформирования здравоохранения на современном этапе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 198.52 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 6

1.1. Организация системы здравоохранения 6

1.2. Источники финансирования системы здравоохранения 13

1.3. Планирование бюджетных расходов системы здравоохранения 21

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ   НА ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 29

2.1. Анализ расходов бюджета Калужской области на здравоохранение 29

2.2. Региональные целевые программы системы здравоохранения 39

2.3. Реализация национального проекта «Здоровье» в Калужской области 47

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 55

3.1. Эффективность использования финансовых ресурсов в здравоохранении 55

3.2. Оценка отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения 62

3.3. Основные направления реформирования здравоохранения на        современном этапе 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

ПРИЛОЖЕНИЯ 84

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим элементом социального  и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение – одна из ведущих отраслей социальной сферы.

Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека – главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.

Потери от заболеваний  и преждевременной смертности в  стране составляют примерно 15% ВВП. Снижение уровня смертности и инвалидности содействует росту национального дохода. В этом выражается важнейший вклад здравоохранения в экономику. Отдача каждого рубля, вложенного в профилактику сердечно-сосудистых заболеваний составляет 3 – 4 рубля, а в профилактику инфекционных заболеваний – более 100 руб. Таким образом, развитие экономики и здравоохранения взаимосвязано.

За годы советской власти в стране было много сделано для  развития здравоохранения. Оно стало народным, обеспечивающим медицинскими услугами широкие массы. Однако здравоохранение, как и другие отрасли социального обслуживания, относилось к непроизводственной сфере, которая финансировалась по остаточному принципу, т.е. сначала удовлетворялись финансовые и материальные потребности предприятий сферы материального производства и в первую очередь предприятий военно-промышленного комплекса, а остаток средства направлялся на социально-культурные мероприятия, в том числе на здравоохранение. Все это требовало коренных изменений в финансировании этой отрасли обслуживания населения.

В середине 80-х годов прошлого столетия в систему бюджетного финансирования здравоохранения были внесены серьезные изменения. Средства из бюджета стали выделяться в расчете на одного жителя. Однако переход на рыночные отношения внес свои коррективы в ход проведения реформы, а начавшийся впоследствии экономический кризис только усугубил ситуацию и привел к еще большему недофинансированию отрасли. Тогда стало понятно, что существующая модель финансирования здравоохранения неэффективна и требует дальнейшего реформирования. Однако проведенная в начале 90-х годов реформа здравоохранения не была хорошо продумана и проводилась «наспех». К тому же ее осуществление требовало значительных финансовых затрат, которыми на тот момент государство не располагало. Поэтому появившаяся в итоге произведенных преобразований система здравоохранения получилась не такой, какой задумывалась изначально. Сейчас стало абсолютно очевидно, что существующая в настоящее время в Российской Федерации система здравоохранения неэффективна и требует реформирования. Однако на этот раз реформы должны быть четко продуманы и научно обоснованы. Кроме того при их проведении необходимо учитывать интересы не только государства, но и населения.

Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что данная тема весьма актуальна в современных  условиях и требует всестороннего  изучения.

Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе расходов регионального бюджета на здравоохранение и разработке мероприятий по повышению эффективности их использования. В соответствии с данной целью ставились и решались следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы финансирования системы здравоохранения;
  • проанализировать расходы бюджета Калужской области на здравоохранение и источники их финансирования;
  • предложить мероприятия по повышению эффективности использования средств регионального бюджета, системы здравоохранения.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются расходы регионального бюджета на здравоохранение. Объектами исследования являются источники финансирования расходов системы здравоохранения и методы их планирования. Субъектом исследования выступает Министерство финансов Калужской области.

Источниками информации при  написании выпускной квалификационной работы послужили нормативно-законодательные акты РФ и Калужской области, труды отечественных авторов по данной проблеме, периодические издания, статистическая отчетность об исполнении бюджета Калужской области за 2006 – 2008 годы.

В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: монографический, расчетно-конструктивный, аналитический, абстрактно-логический и др.                                   

По структуре выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и изложена на 83 страницах машинописного текста (не включая приложения). Работа содержит 5 таблиц, 2 рисунка, 7 приложений. Библиографический список составляет 53 литературных источника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

1.1. Организация системы здравоохранения

 

 

Здравоохранение является одной  из наиболее важных отраслей социальной сферы, т.к. от состояния здоровья населения во многом зависит экономический потенциал страны.

Понятие «здравоохранение»  очень емкое, поэтому его можно  рассматривать с разных позиций. Например, Александров И.М. пишет, что здравоохранение – это одна из потребностей общества, которая может удовлетворяться как самостоятельно, так посредством специалистов государственных медицинских учреждений [24, с. 211].

Врублевская О.В. считает, что  здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи [26, с. 481].

Однако наиболее полно  раскрывает понятие «здравоохранение»  определение, приведенное в монографиях большинства авторов, таких как Поляк Г.Б. [28, с.458], Нешитой А.С. [31, с.220], Вахрин И.П. [29, с.223]:

Здравоохранение – система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека.

Основными нормативными документами, регулирующими функционирование системы здравоохранения Российской Федерации, являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и Федеральный Закон от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

В Конституции Российской Федерации указано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений [1, ст. 41].

Федеральным Законом от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» установлены основные принципы охраны здоровья граждан [4, ст. 2]:

1) соблюдение прав человека  и гражданина в области охраны  здоровья и обеспечение связанных  с этими правами государственных  гарантий;

2) приоритет профилактических  мер в области охраны здоровья  граждан;

3) доступность медико-социальной  помощи;

4) социальная защищенность  граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Данные принципы свидетельствуют о том, что изначально государством гарантирован лишь определенный объем медицинских услуг.

Федеральный Закон от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивают конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь [3].

Согласно данному закону цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование  осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования [3, ст. 1].

В Федеральном Законе № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» говорится о существовании трех систем здравоохранения:

  1. Государственная;
  2. Муниципальная;
  3. Частная.

К государственной  системе здравоохранения относятся  федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, а также находящиеся в их собственности учреждения здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан [4, ст. 12].

К муниципальной  системе здравоохранения относятся  органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами [4, ст. 13].

К частной системе  здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество  которых находится в частной  собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью [4, ст. 14].

Несмотря на то, что с 1991 года в нашей стране, как  и во многих странах мира, появилась частная медицинская практика, во всех бюджетах есть статья «Расходы на здравоохранение и спорт», так как Конституция Российской Федерации гарантирует право гражданам нашей страны на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

Для предоставления гражданам медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и запросам населения, современным достижениям медицинской науки и технологии Правительством Российской Федерации ежегодно утверждаются «Программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью». На основе федеральной программы формируются территориальные, с учетом которых планируются бюджетные расходы на здравоохранение и определяются потребности в финансировании за счет фондов обязательного медицинского страхования.

Ниже приведен перечень заболеваний  и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно [26, с. 485].

1. Скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.

2. Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому.

3. Стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при патологии беременности, родах и абортах; при плановой госпитализации с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации.

Информация о работе Расходы областного бюджета на здравоохранение