Проблемы формирования и ведения муниципальных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Правильный баланс между доходами и расходами бюджета государства в современном мире до сих пор является предметом дискуссий и споров многих экономистов: выдвигаются новые точки зрения, пересматриваются взгляды, уже ставшие привычными.
В России рассмотрение бюджетов различных уровней представляет особый интерес потому, что бюджеты всех уровней, хотя и являются автономными, в совокупности представляют единую бюджетную систему РФ.
Так в России выделяют федеральный, региональный и муниципальный бюджеты.
Изучение всех уровней бюджета по-своему важно и актуально. Но на сегодня особенно много времени уделяют изучению муниципальных бюджетов, они являются бюджетами третьего уровня, но не смотря на это они представляют собой также своеобразный фундамент бюджетной системы России и от укрепления именно муниципальных бюджетов зависит надёжность всей системы.

Содержание

Введение 3
Теоретические подходы к пониманию бюджета
Экономическая сущность и содержание бюджета 6
Анализ теоретических взглядов на место и роль государственного бюджета 12
1.3.Бюджетный процесс, структура и сбалансированность
бюджета 16
Бюджет – основа жизнедеятельности муниципального образования
Понятия, специфика и сущность бюджета муниципального
образования 23
Проблемы в социальной сфере муниципальных бюджетов Краснодарского края 30
Заключение 44
Список использованных источников 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая № 3!.doc

— 805.50 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, неналоговые  доходы тоже весьма разнообразны, но среди  них в России доминируют доходы от приватизации, сдачи в аренду государственной или муниципальной собственности, предоставление домохозяйствам и фирмам платных услуг, перечисленной в бюджет прибыли Центрального банка, от процентов выданных за границу государственных кредитов.

Перейдём к рассмотрению бюджетных расходов. Расходы осуществляются в соответствии с функциями госбюджета – для финансового обеспечения социальной и экономической политики, а также для содержания государственного аппарата.

Выделяют следующие основные расходы государства:

  1. расходы на национальную оборону, обеспечение правопорядка, правосудие;
  2. социальные расходы (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, спорт);
  3. финансирование экономики (транспорт, связь, наука, сельское хозяйство и другие отрасли);
  4. расходы на государственное управление.

Еще одним направлением государственных расходов является обслуживание государственного долга.

Как утверждает Булатов  А.С. на 2003 г., расходы на экономику в российском бюджете имели тенденцию к сокращению. Так, в СССР они составляли более половины консолидированного бюджета, в современной России с учётом целевых бюджетных фондов – ¼. (около 6 % ВВП в 2003 г.) Это происходило из-за резкого сокращения государственного финансирования практически всех отраслей экономики и прежде всего из-за того, что одной из главных целей рыночных реформ является уменьшение государственного вмешательства в экономику.

 На 2010 г. бюджет России обещает быть менее дефицитным, чем планировалось ранее. Минфином России было принято решение о том, что дополнительные поступления в бюджет 2010 года, предположительный размер которых равен около 300 млрд. рублей, будут направлены именно на сокращение дефицита, а не на увеличение расходов.

Однако, данные федерального бюджета на 2010 г. и главные бюджетные  параметры на 2011-2012 гг. показывают, что средств суверенных фондов недостаточно даже для простого восполнения выпадающих доходов бюджета. Средств Резервного фонда хватило только на то, чтобы покрыть дефицит бюджета в 2009 г. и 60 % дефицита 2010 г., то есть практически лишь на полтора года. По заявлению вице-премьера и министра финансов Российской Федерации Алексея Кудрина, дефицит госбюджета 2010г. должен составить 6,8 % ВВП. Ранее этот показатель прогнозировался на уровне 7,5%.

Тем не менее, как отметил профессор Сенчагов В. в статье в журнале «Вопросы экономики», у России по сравнению с зарубежными странами, затронутыми кризисом, наименьший размер долга по отношению к ВВП. Согласно принятому бюджету, отношение всего государственного долга (внутреннего и внешнего) к ВВП составит к 2012 г. всего 15,4 % (в том числе внешнего  -        7,3 %), в то время как по Маастрихтским соглашениям допустимо 60 %. Конечно, тогда возрастёт стоимость обслуживания внешнего долга. Но эта цена, которую надо заплатить за ускорение экономического роста и модернизацию экономики. Тем более что к 2011 г. расходы на обслуживание государственного долга составят всего 5,8 % всех расходов бюджета[21, c.32]  

Затронув тему о структуре  бюджета, необходимо отдельно остановиться на его сбалансированности. Под сбалансированным бюджетом обычно понимают не только ситуацию, когда расходы бюджета равны доходам (они редко совпадают абсолютно), но и когда расходы бывают меньше доходов, т.е когда имеется профицит бюджета. В этом смысле консолидированный бюджет России в последние годы сбалансирован.

Профицит бюджета чаще всего направлен на уменьшение государственного долга, который образовался в годы дефицита, на создание финансового резерва для будущих лет, на расходы сверх бюджета. Так, в 2003 г. профицит госбюджета России был израсходован в основном на досрочное обслуживание государственного долга (вместе с запланированными в бюджете расходами на его обслуживание) и помощь региональным и местным бюджетам.5 На 2010 г. дополнительно изысканные доходы будут направлены не на увеличение расходов, а на уменьшение дефицита бюджета с 7,5 % ВВП до 6,8 % ВВП, то есть на     0,7 %.

Дефицит  госбюджета образуется в основном в годы экономических кризисов и войн или же вследствие попыток форсировать экономический рост.

Как подметил Ричард Фейнман: «В галактике - 1011 звёзд. Раньше это считалось огромным числом. Но ведь это всего лишь сотня миллиардов – меньше, чем дефицит [американского] федерального бюджета. Такие числа мы раньше называли астрономическими. Теперь их надо называть экономическими числами».6

Проанализировав бюджетную  политику в России, Гуриев С. утверждает, что финансирование дефицита бюджета за счёт займов и облигаций – безусловно, более цивилизованный и менее разорительный для экономики путь, чем инфляционный налог. Но при долговом финансировании всегда необходимо соблюдать меру. Если государство занимает на рынке слишком много, то реальные ставки процента резко возрастают и частные инвесторы вытесняются с рынка.

Таким образом, все дискуссии  по поводу размеров дефицита и профицита  бюджетов сводятся к общему мнению о необходимости принятия сбалансированного бюджета с возможностью незначительных отклонений в ту или иную сторону. По мнению ряда учёных-экономистов, именно наличие незначительного объёма бюджетного дефицита может позитивно сказаться на темпах экономического роста. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджет – основа жизнедеятельности муниципального образования

2.1 Специфика, сущность и структура бюджетов муниципального образования

В настоящее время в России возрастает внимание к муниципальным образованиям, а в особенности к тому, как и из каких источников формировать местные финансовые средства, а также как и на какие цели их использовать. В первой части мы ознакомились с термином «бюджет», рассмотрели структуру бюджетного процесса и бюджетной системы. Для того чтобы подробнее изучить специфику ведения бюджета, рассмотрим ведение бюджета в муниципальных образованиях.

Согласно статье 14 Бюджетного Кодекса РФ, «Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения местного самоуправления » [4, с 35] .

Множество трактовок понятия «местный бюджет», можно отразить в определении, которое приводит краснодарский экономист Матеюк В.И.: «Местный бюджет – это денежные отношения, возникающие у муниципальных органов власти с органами государственной власти, юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения части ВВП, приходящейся на муниципальное образование, в целях формирования, распределения и использования централизованного фонда, являющегося материальной основой данного бюджета, обеспечивающего жизнедеятельность местного сообщества и выполнение задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления»7. Проще говоря, «местный бюджет» - это «сердце муниципального образования, а финансовые потоки – его кровеносные сосуды».

Важно то, что каждое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет. В настоящее время, к числу муниципальных (местных) бюджетов относятся бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов, которые включают бюджеты районного подчинения, посёлков и сёл. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.

Местные бюджеты  составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации, но несмотря на это они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы.

Являясь основным звеном местных финансов, бюджет выступает  главным регулятором социально-экономического развития местного сообщества и документом, на основе которого осуществляется политическая, организационная и финансовая деятельность местного самоуправления.

Необходимо  отметить, что большое значение имеют  источники формирования местных бюджетов, к таковым относятся:

1) государственные средства, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде финансовых ресурсов или доходных источников, а также прав, предусмотренных законодательством (федеральным и субъекта федерации, на территории которого находится муниципальное образование);

2)  собственные средства муниципального образования, создаваемые за счет деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций (доходы от использования муниципальной собственности, предоставления услуг и тому подобное);

  1.   заемные средства или муниципальный кредит.

Соотношение этих трех основных источников в структуре местных  бюджетов и определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку преимущество в структуре бюджетов первой или третьей группы источников порождает зависимость от органов государственной власти или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе. Следовательно, самостоятельность местных финансов зависит в значительной степени от собственной финансовой деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций, а также от степени профессионализма кадров органов местного самоуправления, занимающихся организацией финансовой деятельности.

Важную роль играют функции бюджетов муниципальных образований, к ним относят: во-первых, формирование денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти, во-вторых, распределение и использование этих фондов между отраслями хозяйства, в-третьих, контроль финансово—хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти (рис.3).

Рисунок 3 – Функции  бюджетов муниципальных образований (Составлено автором).

 

Кроме того, местные бюджеты имеют большое значение в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

 

 

Что касается структуры  местных бюджетов, она представляет собой разделение на составные части по определённым признакам доходов и расходов и взаимосвязь между ними.

В состав собственных доходов местных бюджетов входят (Приложение A):

1) местные налоги и сборы:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на рекламу;

г) налог на наследство или дарение;

д) местные лицензионные сборы;

2) доходы от приватизации, в том числе:

а) доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

б) доходы от продажи земли;

в) доходы от продажи квартир гражданам;

3) средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

В главные регулирующие доходы местных бюджетов входят отчисления:

1) от налога на добавленную стоимость;

2) от акцизов;

3) от налога на прибыль предприятий;

4) от подоходного налога с физических лиц.

В свою очередь,  расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с:

  • решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
  • осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.

Чтобы рассмотреть наглядно структуру формирования местных  бюджетов, необходимо остановиться на рисунке 4.

                                   

1.Средства, передаваемые  местным бюджетом на выполнение  государственных полномочий

Расходы на выполнение государственных полномочий

2.Собственные и регулирующие доходы, обеспечивающие финансирование расходов по минимальным стандартам и нормативам финансовых затрат для обеспечения задач и функций местного значения

Расходы на выполнение задач  и функций местного значения

3.Средства дополнительно  изыскиваемые в процессе формирования и исполнения бюджета на факультативные расходы

Факультативные  расходы, связанные с развитием, и другие расходы


Рисунок 4. Структура доходных источников и расходов местного бюджета8

 

Зрительно данную схему можно разделить на 3 равновесных блока:                                   

Первый блок – расходы  на выполнение государственных полномочий обеспечиваются средствами из других уровней бюджетной системы.

Второй блок – расходы  на выполнение задач и функций  местного назначения должны быть полностью обеспечены соразмерными собственными и регулирующими доходами в различных формах с учётом минимальных социальных стандартов и норм финансовых затрат.

Третий блок – факультативные (дополнительные, по усмотрению органов местного самоуправления) расходы обеспечиваются дополнительно мобилизованными средствами в процессе формирования и исполнения бюджета, а также за счёт заёмных средств.

Таким образом, проблема формирования финансовой основы органов  местного самоуправления, проведения сбалансированной бюджетно-финансовой политики относится к числу наиболее сложных.

Основным инструментом формирования финансовой основы местного самоуправления является право органов  муниципального образования самостоятельно формировать, пополнять, утверждать и исполнять местный бюджет, а также контролировать его исполнение (ст. 132 Конституции РФ).[13, c 105]

Информация о работе Проблемы формирования и ведения муниципальных бюджетов