Бюджет, особенности формирования бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, а также для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет РФ. В ст, 11 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Вложенные файлы: 1 файл

бюджет, особенности формирования финансы.docx

— 19.36 Кб (Скачать файл)

4.5. Федеральный  бюджет Российской Федерации

Основные  функции управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей, а  также для финансового обеспечения  общегосударственных мероприятий  формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет РФ. В  ст, 11 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный  бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределения внутреннего  валового продукта и созданного национального  дохода страны между отраслями народного  хозяйства, регионами и социальными  слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных  органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Средства  федерального бюджета являются главным  источником финансирования структурной  перестройки экономики, конверсии  предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных  направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании  и развитии искусства, культуры, средств  массовой информации. Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами РФ наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Основные  налоговые доходы федерального бюджета. В федеральный бюджет зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

• налога на прибыль организаций по ставке, установленной  для зачисления указанного налога в  федеральный бюджет, — по нормативу 100%;

• налога на добавленную стоимость — по нормативу 100%;

• акцизов  на спирт этиловый из пищевого сырья  — по нормативу 50%;

• акцизов  на спирт этиловый из всех видов  сырья, за исключением пищевого, —  по нормативу 100%;

• акцизов  на спиртосодержащую продукцию —  по нормативу 50%;

• акцизов  на табачную продукцию — по нормативу 100%;

• акцизов  на автомобильный бензин, прямогонный  бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 40%;

• акцизов  на автомобили легковые и мотоциклы  — по нормативу 100%;

• акцизов  по подакцизным товарам и продукции, ввозимым

на территорию РФ, — по нормативу 100%;

• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий  природный) — по нормативу 100%;

• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением  газа горючего природного) — по нормативу 95%;

• налога на добычу полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40%;

• сбора  за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 70%;

• сбора  за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 100%;

• водного  налога — по нормативу 100%;

• единого  социального налога по ставке, установленной  Налоговым кодексом РФ, в части, зачисляемой  в федеральный бюджет, — по нормативу 100%.

Основные  неналоговые доходы федерального бюджета.

 Они включают:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной  власти РФ, — после уплаты налогов  и сборов, предусмотренных законодательством  о  налогах, в полном объеме;

• часть  прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых  Правительством РФ;

• сборы  за выдачу лицензий на осуществление  видов деятельности, связанных с  производством и оборотом этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные  бюджеты);

• таможенных пошлин и таможенных сборов — по нормативу

• платежей за пользование лесным фондом в части  минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, — по нормативу 100%;

• платы  за пользование водными объектами  — по нормативу100 /о;

• платы  за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 20%.

В доходы федерального бюджета поступают также прибыль  Банка России, - остающаяся после  уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установленным  федеральными законами; (2) доходы от внешнеэкономической  деятельности.

Доходы федеральных  целевых бюджетных фондов Обособленно  учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным  налоговым законодательством РФ, и распределяются между

федеральными  целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год.

Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (более 90%). Наиболее весомые налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы - более 30% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 7%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции - 25%, в их числе основное место занимают импортные пошлины.

Вторую группу составляют неналоговые доходы - 6%. В их числе: доходы от государственной собственности, продажи принадлежащего государству имущества, реализации государственных запасов, внешнеэкономической деятельности.

Поступления от целевых бюджетных фондов — 0,5% (Федеральный дорожный фонд, Федеральный  экологический фонд

Фонд развития таможенной системы и др.) и безвозмездные перечисления (1%), как видим, занимают небольшое место в доходах федерального бюджета.

Кроме перечисленных  выше налоговых и неналоговых  доходов для покрытия бюджетного дефицита субъектов РФ используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациям государственных нерыночных займов (ОГНЗ) и др. В 2004 г. эти источники поступили в бюджет в сумме 90,1 млрд руб. Внешними заимствованиями являются кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм.

I. Налоговые  доходы

Из них:

1. Налог на  прибыль организаций

2. Единый  социальный налог

3. Налог на  добавленную стоимость

4. Акцизы

5. Платежи  за пользование природных ресурсов

6. Налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции

7. Прочие  налоги и сборы

II. Неналоговые  доходы

Из них:

1. Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной собственности

2. Доходы  от внешнеэкономической деятельности

III. Безвозмездные  перечисления из бюджетов других уровней

IV. Доходы  целевых бюджетных фондов

Расходы федерального бюджета 

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

• обеспечение  деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

• функционирование федеральной судебной системы;

• осуществление  международной деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение  реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

• национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии  оборонных отраслей промышленности;

• фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

• государственная  поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

• государственная  поддержка атомной энергетики;

• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

• исследование и использование космического пространства;

• содержание учреждений, находящихся в федеральной  собственности или в ведении  органов государственной власти РФ;

• формирование федеральной собственности;

• обслуживание и погашение государственного долга  РФ;

• компенсация  государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных  пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

• пополнение государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

• проведение выборов и референдумов РФ;

• федеральная  инвестиционная программа;

• обеспечение  реализации решений федеральных  органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

• обеспечение  осуществления отдельных государственныхполномочий, передаваемых на другие уровни власти;

• финансовая поддержка субъектов РФ;

• официальный  статистический учет и др.

Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значений, включаемых в целевые региональные и местные программы.

По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств  федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных  бюджетов финансируются следующие виды расходов:

• государственная  поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

• обеспечение  правоохранительной деятельности;

• обеспечение  противопожарной безопасности;

• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический  прогресс;

• обеспечение  социальной защиты населения;

• обеспечение  охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидро-метеорологической деятельности;

• обеспечение  предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• обеспечение  развития федеративных и национальных отношений;

• обеспечение  деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с  законодательством РФ;

• обеспечение  деятельности средств массовой информации;

• финансовая помощь другим бюджетам;

• прочие расходы, находящиеся в совместном ведении  РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Специфика федерального бюджета — финансирование общегосударственных  расходов на национальную оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования. Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на национальную оборону и международную деятельность, 95% — на фундаментальные научные исследования, 83% — на правоохранительную деятельность, 50% — на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Наибольший  объем средств в расходах федерального бюджет занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно 1/3 всех бюджетных расходов.

Информация о работе Бюджет, особенности формирования бюджета РФ