Планирование и финансирование расходов бюджета на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность страны, ее благосостояние зависит от сложных факторов, в числе которых состояние национальной системы подготовки кадров занимает первостепенное место.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1.ТЕОРЕТИЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ОБРАЗОВАНИЕ……...5
1.1 Экономическая сущность планирования и финансирования расходов
на образование…………………………….………………………………………5
1.2 Классификация расходов бюджета на образование…………………….…..8
1.3 Источники финансирования расходов бюджета на образование………...18
1.4 Формы и методы бюджетного планирования и финансирования
расходов на образование…………………………………………………….…..21
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И
ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ НА
ПРИМЕРЕ УО «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№10 г. ПОЛОЦКА» ЗА 2012-2013 гг.…………………………………..……28
2.1 Анализ динамики состава и структуры расходов на образование………28
2.2 Анализ исполнения плана расходов.............................................................36
2.3 Анализ динамики состава и структуры источников
финансирования расходов на образование……..……………………………...40
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ ………………….……………………………………..………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

УИРС 4 КУРС.docx

— 158.44 Кб (Скачать файл)

Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает ряд проблем, решить которые не удаётся.

Возможности маневрирования ресурсами носят ограниченный характер, связанный с необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.

Всё это позволяет предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политика государства (точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования [9].

Таким образом, изучив формы и методы бюджетного планирования и финансирования расходов на образование, необходимо отметить, что рассмотрение планирования отдельных элементов расходов по трём типам учреждений образования показывает многогранность проблем отрасли, значительное число которых связанно с несоответствием правового обеспечения и реальной практики выделения средств. Независимо от применяемых при планировании методик жёсткая бюджетная политика предопределяет необходимость учитывать при формировании бюджетов не только потребность, целесообразность, актуальность расходов, но и финансовые возможности государства по их осуществлению. то характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законом «Об образовании». В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием – целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации.

 

 

 

2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ НА

ПРИМЕРЕ УО «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

  №10 г. ПОЛОЦКА» ЗА 2012-2013 гг

 

 

2.1 Анализ динамики  состава и структуры расходов на образование

 

Каждый год  Полоцкий районный Совет депутатов на основании пункта 4 статьи 124 Бюджетного кодекса Республики Беларусь  утверждает отчет об исполнении районного бюджета на определенный год. Для начала рассмотрим расходы на образование в целом по учреждениям и вычислим их удельный вес в общих расходах на образование в период 2012г.-2013г. Для этого рассмотрим таблицу 2.1, где представлены расходы на отдельные учреждения (в таблице 2.1 взяты расходы, которые были исполнены на конец года). Далее во всех таблицах расходы приведены в сопоставимые цены и учитываются в тысячах белорусских рублей.

 

Таблица 2.1 Расходы бюджета на образование по отдельным учреждениям в 2012г. – 2013г.

 

Учреждения образования

Расходы

 за 2012 год

Уд-ый

Вес, %

Расходы

За 2013 год

Уд-ый вес, %

Абсолют.

Уд.вес, %

Дошкольное образование

18 338 594,4

13,6

78 461 448,2

29,3

+15,7

Общее среднее образование

101 858 392,8

75,4

158 617 414,4

59,3

-16,1

Дополнительное образование детей и молодежи

9 895 137,6

7,3

19 251 832,6

7,2

-0,1

Другие вопросы в области образования

5 025 219,0

3,7

11 109 245,7

4,2

+0,5

Всего:

135 117 343,8

100

267 439 940,9

100

-


Источник: собственная разработка на основе данных [3].

 

По данным таблицы 2.1 следует отметить, что выросли расходы, направленные на дошкольное образование, что свидетельствует об улучшении дошкольного образования в Полоцком районе.  Снизились расходы на общее среднее образование и несущественно снизились расходы на дополнительное образование детей и молодежи в целом по Полоцкому району. Также несущественно увеличились расходы на другие вопросы в области образования.

Далее рассмотрим расходы на образование в целом и по учреждениям в отдельности в 2013-2014 гг., определим темпы роста и темпы прироста, чтобы наглядно проследить динамику изменения.

 

Таблица 2.2 – Расходы бюджета на образование в 2012-2013 году

 

Расходы

2012 год

2013год

Темп

роста, %

Темп прироста,%

Утверждено по бюджету

125 613 940,0

272 596 410,0

217,0

+117,0

Уточнено в соответствии с актами законодательства

135 117 695,0

267 444 011,3

197,9

+97,9

Исполнено

135 117 343,8

267 439 940,9

197,9

+97,9

Расходы бюджета на дошкольное образование

Утверждено по бюджету

19 286 784,0

74 274 933,0

385,1

+285,1

Уточнено в соответствии с актами законодательства

18 338 636,0

78 462 577,0

427,9

+327,9

Исполнено

18 338 594,4

78 461 448,2

427,8

+327,8

Расходы бюджета на общее среднее образование

Утверждено по бюджету

95 169 748,0

170 937 190,0

179,6

+79,6

Уточнено в соответствии с актами законодательства

101 858 509,6

158 619 555,2

155,7

+55,7

Исполнено

101 858 392,8

158 617 414,4

155,7

+55,7

Расходы бюджета на дополнительное образование детей и молодежи

Утверждено по бюджету

7 408 210,0

19 764 201,0

266,8

+166,8

Уточнено в соответствии с актами законодательства

9 895 218,0

19 252 442,0

194,6

+94,6

Исполнено

9 895 137,6

19 251 832,6

194,5

+94,5

Расходы бюджета на другие вопросы в области образования

Утверждено по бюджету

3 749 198,0

7 620 086,0

203,2

+103,2

Уточнено в соответствии с актами законодательства

5 025 331,4

11 109 437,1

221,1

+121,1

Исполнено

5 025 219,0

11 109 245,7

221,1

+121,1


Источник: собственная разработка на основе данных [3].

 

Согласно таблице 2. 2 ,наибольший прирост расходов наблюдается по дошкольному образования по Полоцкому району.  На втором месте по темпам прироста стоят расходы бюджета, направленные на другие вопросы в области образования. Далее следует прирост расходов на дополнительное образование детей и молодежи. В целом наблюдается тенденция увеличения расходов на образование в Полоцком районе  в 2013 году, что связано с увеличением детей, штата сотрудников и т.д.

В таблице 2.3 подробно рассмотрим сети, штаты и контингент, состоящие на местных бюджетах, чтобы определить факторы, благодаря которым увеличились расходы на различные учреждения образования в Полоцком районе.

 

Таблица 2.3  - Сети, штаты и контингенты, состоящие на местных бюджетах на 2012г.-2013г.

 

Наименование

2012

2013

Темп роста,%

Темп прироста,%

1.УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       

-Кол-во организаций

37,00

37,00

0

0

-Общий контингент обучающихся

4 259,0

4 066,0

95,5

-4,5

-Число штатных единиц

1 281,0

1214,0

94,8

-5,2

2.ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

       

-Кол-во организаций

40,00

40,00

0

0

-Общий контингент обучающихся

9 891,0

10 026,0

101,4

+1,4

-Число штатных единиц

2 928,75

2 928,0

99,9

-0,1

3.УЧРЕЖДНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

 

 

     

-Кол-во организаций

1,00

1,00

0

0

-Общий контингент обучающихся

2 575,0

2 531,0

98,3

-1,7

-Число штатных единиц

137,25

142,25

103,6

+3,6

4.ДРУГИЕ ВОПРОСЫ В ОБЛАСТИ  ОБРАЗОВАНИЯ

       

-Кол-во организаций

1,00

1,00

0

0

-Общий контингент обучающихся

27,0

34,0

125,9

+25,9

-Число штатных единиц

41,75

51,50

123,4

+23,4


Источник: собственная разработка на основе данных [3].

Исследуя таблицу 2.3 можно сделать выводы, что расходы на учреждения образования по Полоцкому району связаны в основном непосредственно напрямую с увеличением общего числа обучающихся, что влечет за собой непосредственное увеличение числа штатных единиц и как итог увеличивается количество денежных средств необходимых на содержание и поддержание учебного заведения. Что касается количества учебных организаций, то их число на протяжении 2012-2013 гг. осталось неизменным, а следовательно на количество расходов никоем образом не влияет.

Основными показателями, которые характеризуют объем работы школ и определяют расходы на их текущее содержание, являются количество классов и число учащихся. Количество классов устанавливается по группам классов: 1-4, 5-9 и 9-11 и зависит от общего числа учащихся и наполняемости классов, т.е. числа учеников в среднем на один класс. В настоящее время предельная наполняемость устанавливается в 1-9 классах до 30 человек, в 10-11 (12) классах до 25 человек.  
Фактическая наполняемость нередко не соответствует предельной, что связано с плотностью населения, контингентом учащихся, количеством школ в данной местности, типом школьного здания. В сельских районах с незначительной плотностью населения, где нельзя укомплектовать классы по установленным нормам, начальные классы объединяются в классы-комплекты. Класс-комплект в бюджетных расчетах приравнивается к классу.  
Количество школ, классов и учащихся определяется на 01 января и на 01 сентября. Число учащихся и классов на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчетную дату с учетом возможного их изменения до конца текущего года. Число учащихся на 1 сентября планируемого года определяется в плане экономического и социального развития с учетом приема, перевода и выпуска учащихся. Прием в первые классы планируется исходя из числа детей, которым до 1 сентября или в сентябре текущего года исполнится 6 лет. Прием в последующие классы определяется исходя из числа учащихся предшествующих классов.

Для упрощения расчетов расходов по школам исчисляется среднегодовой контингент. Исходный контингент финансируется в течение 8 месяцев ( с 1янв до 1сент), а новый – в течение 4 месяцев (с 1сент до конца года).

 Отсюда  расчет среднегодового контингента  может быть произведен по следующим формуле:  

 

где Кс – среднегодовой контингент;  
Кн и Кк – контингент на начало и конец года;  
К1 – исходный контингент.

Расчет производится по группам классов. Среднегодовое количество классов является исходным показателем для определения расходов на текущее содержание школ.

Информация о работе Планирование и финансирование расходов бюджета на образование