Планирование и финансирование расходов бюджета на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность страны, ее благосостояние зависит от сложных факторов, в числе которых состояние национальной системы подготовки кадров занимает первостепенное место.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1.ТЕОРЕТИЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ОБРАЗОВАНИЕ……...5
1.1 Экономическая сущность планирования и финансирования расходов
на образование…………………………….………………………………………5
1.2 Классификация расходов бюджета на образование…………………….…..8
1.3 Источники финансирования расходов бюджета на образование………...18
1.4 Формы и методы бюджетного планирования и финансирования
расходов на образование…………………………………………………….…..21
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И
ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ НА
ПРИМЕРЕ УО «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№10 г. ПОЛОЦКА» ЗА 2012-2013 гг.…………………………………..……28
2.1 Анализ динамики состава и структуры расходов на образование………28
2.2 Анализ исполнения плана расходов.............................................................36
2.3 Анализ динамики состава и структуры источников
финансирования расходов на образование……..……………………………...40
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ ………………….……………………………………..………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

УИРС 4 КУРС.docx

— 158.44 Кб (Скачать файл)

В таблице 1.2 рассмотрим программную классификацию расходов бюджета на образование [11].

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  И АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ 

И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ………………28

2.1 Анализ  состава, структуры и динамики  расходов на образование………28

2.2 Разработка  сметы расходов Учреждения образования 

  «Средняя общеобразовательная школа  № 10 г. Полоцка»...............................36

2.3 Анализ организации планирования  расходов на образование……..…….40

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ НА   СОДЕРЖАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИ………………….…………44

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………52

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  И АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ 

И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ………………28

2.1 Анализ  состава, структуры и динамики  расходов на образование………28

2.2 Разработка  сметы расходов Учреждения образования 

  «Средняя общеобразовательная школа  № 10 г. Полоцка»...............................36

2.3 Анализ организации планирования  расходов на образование……..…….40

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ НА   СОДЕРЖАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИ………………….…………44

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………52

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  И АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ 

И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ………………28

2.1 Анализ  состава, структуры и динамики  расходов на образование………28

2.2 Разработка  сметы расходов Учреждения образования 

  «Средняя общеобразовательная школа  № 10 г. Полоцка»...............................36

2.3 Анализ организации планирования  расходов на образование……..…….40

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ НА   СОДЕРЖАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИ………………….…………44

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………52

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  И АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ 

И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ………………28

2.1 Анализ  состава, структуры и динамики  расходов на образование………28

2.2 Разработка  сметы расходов Учреждения образования 

  «Средняя общеобразовательная школа  № 10 г. Полоцка»...............................36

2.3 Анализ организации планирования  расходов на образование……..…….40

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ НА   СОДЕРЖАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИ………………….…………44

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………52

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  И АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ 

И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ………………28

2.1 Анализ  состава, структуры и динамики  расходов на образование………28

2.2 Разработка  сметы расходов Учреждения образования 

  «Средняя общеобразовательная школа  № 10 г. Полоцка».............

планТаблица 1.2 – Программная классификация расходов бюджета на образование

 

Программа

Подпрограмма

Наименование программы, подпрограммы программной классификации расходов бюджета

100

00

Программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы»

101

00

Программа развития общего среднего образования на 2007-2016 годы

102

00

Государственная программа развития профессионально-технического образования на 2006-2010 годы

103

00

Государственная программа развития среднего специального образования на 2006-2010 годы

105

00

Программа перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь на 2005-2010 годы

106

00

Программа ремонта и модернизации зданий и сооружений учреждений образования, подчиненных государственным органам управления образованием, на 2008-2010 годы

107

00

Государственная программа подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008-2020 годы

108

00

Программа развития системы дошкольного образования на 2009-2014 годы

120

00

Региональные программы допрофильной подготовки и профильного обучения


Источник: собственная разработка [7].

 

Программная классификация расходов является группировкой расходов по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям).

Ведомственная классификация расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражает распределение средств по государственным органам и организациям, являющихся распорядителями средств в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Ведомственная классификация одноуровневая и отражает расходы по главам и наименованиям распорядителей средств (например, глава 075 – Министерство образования Республики Беларусь) [6].

Таким образом, рассмотрев классификацию расходов бюджета на образование, необходимо отметить, что различные виды бюджетных классификаций расходов на образование позволяют единообразно учитывать расходы бюджета на финансирование учреждений образования, составлять отчетность об исполнении бюджета, осуществлять контроль и анализ по каждому виду расходов, а также кодировать показатели бюджетов и отчетов при компьютерной обработке.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  И АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ 

И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ………………28

2.1 Анализ  состава, структуры и динамики  расходов на образование………28

2.2 Разработка  сметы расходов Учреждения образования 

  «Средняя общеобразовательная школа  № 10 г. Полоцка»...............................36

2.3 Анализ организации планирования  расходов на образование……..…….40

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ НА   СОДЕРЖАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИ………………….…………44

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………52

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  И АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ 

И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ………………28

2.1 Анализ  состава, структуры и динамики  расходов на образование………28

2.2 Разработка  сметы расходов Учреждения образования 

  «Средняя общеобразовательная школа  № 10 г. Полоцка»...............................36

2.3 Анализ организации планирования  расходов на образование……..…….40

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАН

1.3 Источники финансирования расходов бюджета на образование

 

Государственные учреждения образования финансируются из республиканского и (или) местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования утверждается законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и устанавливается в размере не менее 10% от валового внутреннего продукта [13].

Схематично структура расходов на образование представлена на рис.1.1 [13].

Рисунок 1.1  – Структура расходов на образование.

Источник: собственная разработка на основе данных [4].

 

Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РБ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счёт бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления – главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений и вносят в неё коррективы, составляют сводную отчётность, контролируют деятельность учреждений [2].

Суть казначейской схемы исполнения бюджета заключается в полном переводе оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам услуг и исполнителям работ (кроме денежных выплат работникам и студентам). Если раньше средства бюджета поступали на счёт учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению (безусловно, с соблюдением законодательства), то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные результаты для государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.

Определённые трудности возникают из-за необходимости учёта средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определённой степени лишает руководителей учреждений оперативности.

Дополнительное финансирование может осуществляться за счет иных средств, выделяемых базовыми шефствующими предприятиями, попечительскими советами, спонсорами.

Иными средствами государственных учреждений образования являются полученные в соответствии с законодательством доходы от платных образовательных услуг, производственной и научной деятельности, гуманитарная помощь, имущество и денежные средства, полученные от благотворителей и меценатов, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с законодательством допускается взимание платы с обучающихся в государственных учреждениях образования за дополнительные виды обучения, не оплачиваемые из республиканского и местных бюджетов, а также с лиц, принятых на обучение сверх контрольных цифр приема.

Плата устанавливается руководителем учреждения образования в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалистов по данной специальности (специализации) в данном учреждении.

Исследования в области образования и воспитания, гуманитарных и социальных наук, а также важнейшие разработки в интересах научно-технического и экономического прогресса республики, осуществляемые организациями системы образования, финансируются на конкурсной основе из республиканского бюджета [13].

Таким образом, изучив вопросы финансирования расходов бюджета на образование, необходимо отметить, что государственные учреждения образования финансируются из республиканского и (или) местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования утверждается законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и устанавливается в размере не менее 10 процентов от валового внутреннего продукта. Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РБ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счёт бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления – главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений и вносят в неё коррективы, составляют сводную отчётность, контролируют деятельность учреждений.

 

 

1.4 Формы и методы бюджетного  планирования и финансирования  расходов на образование

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищённость соответствующих расходов республиканского и местных бюджетов. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории РБ на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться государственным законом одновременно с законом о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции. Таковы требования законодательства, но реальная практика формирования бюджетов свидетельствует о том, что эти положения не выполняются.

Информация о работе Планирование и финансирование расходов бюджета на образование