Планирование и финансирование расходов бюджета на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность страны, ее благосостояние зависит от сложных факторов, в числе которых состояние национальной системы подготовки кадров занимает первостепенное место.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1.ТЕОРЕТИЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ОБРАЗОВАНИЕ……...5
1.1 Экономическая сущность планирования и финансирования расходов
на образование…………………………….………………………………………5
1.2 Классификация расходов бюджета на образование…………………….…..8
1.3 Источники финансирования расходов бюджета на образование………...18
1.4 Формы и методы бюджетного планирования и финансирования
расходов на образование…………………………………………………….…..21
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И
ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ НА
ПРИМЕРЕ УО «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№10 г. ПОЛОЦКА» ЗА 2012-2013 гг.…………………………………..……28
2.1 Анализ динамики состава и структуры расходов на образование………28
2.2 Анализ исполнения плана расходов.............................................................36
2.3 Анализ динамики состава и структуры источников
финансирования расходов на образование……..……………………………...40
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ ………………….……………………………………..………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

УИРС 4 КУРС.docx

— 158.44 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

С.

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

 

1.ТЕОРЕТИЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ  И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ОБРАЗОВАНИЕ……...5

1.1 Экономическая сущность планирования и финансирования расходов

на образование…………………………….………………………………………5

1.2 Классификация  расходов бюджета на образование…………………….…..8

1.3 Источники  финансирования расходов бюджета  на образование………...18

1.4 Формы  и методы бюджетного планирования и финансирования

расходов на образование…………………………………………………….…..21

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И

ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ НА

ПРИМЕРЕ УО «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 №10 г. ПОЛОЦКА»  ЗА 2012-2013 гг.…………………………………..……28

2.1 Анализ динамики состава и структуры расходов на образование………28

2.2 Анализ исполнения плана расходов.............................................................36

2.3 Анализ динамики состава и структуры источников

финансирования расходов на образование……..……………………………...40

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ ………………….……………………………………..………44

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………52

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конкурентоспособность страны, ее благосостояние зависит от сложных факторов, в числе которых состояние национальной системы подготовки кадров занимает первостепенное место.

Основным источником финансирования системы образования в Республике являются бюджетные средства. При этом доля бюджетных средств, направленных на финансирование сферы образования в 2013 г. составила 11,6 % [15, с. 305].

Оптимизация бюджетной сферы образования, осуществляемая в рамках общей социально-экономической политики Республики Беларусь, должна быть направлена, прежде всего, на повышение качества и доступности образовательных услуг населению, в соответствии с установленным Конституцией и законодательством Республики Беларусь правом граждан на образование. При безусловном выполнении указанной задачи, основное внимание необходимо уделить повышению эффективности участия Республики Беларусь в управлении организациями сферы образования и их имуществом, повышению конкурентоспособности белорусских образовательных организаций на внутреннем и мировом рынке образовательных услуг.

Устранение недостатков и решение проблем, накопившихся в системе образования, требует выработки новых стратегий и механизмов управления образовательными организациями, улучшения использования собственности и финансовых ресурсов образования, основанных на сочетании методов государственного управления и рыночных подходов.

Одним из главных направлений экономического анализа системы образования, в условиях доминирующего значения государственных финансов является оценка расходов бюджета с точки зрения его влияния на результаты образовательного процесса. Большинство развитых и развивающихся стран мира тратят значительные средства на развитие системы образования, на повышение его качества. При этом во многих случаях возникает проблема эффективного использования средств, так как увеличение расходов на образование зачастую не сопровождается адекватным улучшением качества образовательных услуг.

В свою очередь актуальность темы планирования и финансирования расходов на образование обусловлена также и низким уровнем затрат на развитие системы образования, который, сам по себе может являться источником неэффективности рассматриваемой сферы.

Целью исследования в данной курсовой работе является изучение организации планирования и финансирования расходов бюджета на образование, а также обоснование мер по ее совершенствованию в современных условиях.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить сущность и понятие расходов на образование бюджетных организаций;
  2. Рассмотреть классификацию расходов бюджета на образование;
  3. Проанализировать методику финансирования расходов бюджета на образование;
  4. Рассмотреть формы и методы бюджетного планирования и финансирования расходов на образование;
  5. Произвести анализ сметы расходов учреждений образования ;
  6. Изучить организацию финансирования учреждений образования ;
  7. Охарактеризовать основные направления совершенствования планирования и финансирования расходов на образование.

Объектом исследования являются учреждения образования по Полоцкому району .

Предметом исследования является основные теоретические и практические аспекты организации планирования и финансирования расходов на образование.

Теоретическую основу исследования составили труды белорусских ученых и ученых других стран по теории и практике планирования и финансирования расходов на образование.

В теоретической основе планирования и финансирования расходов на образование использовались нормативно-правовые акты Республики Беларусь, а также работы Елифеенко А.Н., Литовченко В.П., Чернюк А.А. и др. Практический материал рассмотрен на основании фактических данных деятельности учреждений образования по Полоцкому району.

Методологической основой исследования послужили: структурно-функциональный, статистический метод, теоретическое обобщение, моделирование, метод сравнительного анализа статистических данных.

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  И АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ 

И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ………………28

2.1 Анализ  состава, структуры и динамики  расходов на образование………28

2.2 Разработка  сметы расходов Учреждения образования 

  «Средняя общеобразовательная школа  № 10 г. Полоцка»...............................36

2.3 Анализ организации планирования  расходов на образование……..…….40

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ НА   СОДЕРЖАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИ………………….…………44

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………52

 

 

1. ТЕОРЕТИЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ  И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА  НА ОБРАЗОВАНИЕ

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  И АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ 

И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ………………28

2.1 Анализ  состава, структуры и динамики  расходов на образование………28

2.2 Разработка  сметы расходов Учреждения образования 

  «Средняя общеобразовательная школа  № 10 г. Полоцка»...............................36

2.3 Анализ организации планирования  расходов на образование……..…….40

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ НА   СОДЕРЖАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИ………………….…………44

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………52

 

1.1 Экономическая сущность планирования и финансирования расходов

на образование

 

Новый этап экономических и социальных реформ в Республике Беларусь предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования.

Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики [13, с. 241].

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. В данных условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для разных слоёв населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда и др., отодвигаются на второй, а то и на третий план.

Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах [13, с. 243]:

  1. приоритетности образования;
  2. обязательности общего базового образования;
  3. осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;
  4. доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
  5. преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;
  6. национально-культурной основы образования;
  7. приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
  8. научности;
  9. экологической направленности образования;
  10. демократического характера управления образованием;
  11. светского характера образования.

Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг. основной целью развития образования является повышение образовательного потенциала граждан как необходимого условия дальнейшего динамичного развития общества и социального прогресса. Перед системой образования в текущем пятилетии ставятся следующие задачи [14, с. 157]:

  1. приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства;
  2. повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для перехода к информационному обществу;
  3. опережающее развитие новых наукоемких технологий обучения.

Для их решения предусматривается обеспечить повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг, и прежде всего на селе, посредством совершенствования содержания и структуры образования, внедрения передовых информационных образовательных технологий, оптимизации структуры подготовки специалистов, приведения ее в соответствие с требованиями экономики, потребностями национального рынка труда, создания эффективных механизмов взаимодействия системы профессионального образования с организациями-заказчиками кадров, а также оптимизация механизмов финансирования сферы образования для прогрессивного развития рынка образовательных услуг.

В 2006-2010 годах предусматривается обеспечить разнообразие многофункциональной сети дошкольных учреждений с сохранением ее в сельской местности для массового охвата детей дошкольным образованием и воспитанием, завершить реформирование общеобразовательной школы и переход на 12-летнее обучение, создать условия для профильного обучения на старшей ступени школы, повысить гибкость, мобильность в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров для нужд наукоемких производств и сельской местности, завершить переход на двухступенчатую систему подготовки специалистов с высшим образованием, улучшить социальные условия для детей, воспитанников, учащейся молодежи и педагогических работников, провести полную кодификацию законодательства об образовании, завершить создание эффективной системы государственного управления и повышения качества образования.

Особое внимание должно быть уделено развитию сельской школы: организации дифференцированного обучения, повышению его качества и конкурентоспособности, созданию условий для получения сельскими учащимися образования, равноценного образованию, получаемому в городах.

Государственная политика в сфере образования в 2011-2015 годах предусматривает:

  1. создание условий для повышения качества общего образования, приспособление его к усложняющимся условиям научно-технического прогресса;
  2. обеспечение всеобщей компьютеризации и информатизации образования, активное использование технологий открытого образования, в том числе виртуального, дистанционного;
  3. актуализацию содержания и повышение качества профессиональной подготовки с ориентацией ее на международные стандарты качества.

Информация о работе Планирование и финансирование расходов бюджета на образование