Планирование и финансирование расходов бюджета на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность страны, ее благосостояние зависит от сложных факторов, в числе которых состояние национальной системы подготовки кадров занимает первостепенное место.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1.ТЕОРЕТИЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ОБРАЗОВАНИЕ……...5
1.1 Экономическая сущность планирования и финансирования расходов
на образование…………………………….………………………………………5
1.2 Классификация расходов бюджета на образование…………………….…..8
1.3 Источники финансирования расходов бюджета на образование………...18
1.4 Формы и методы бюджетного планирования и финансирования
расходов на образование…………………………………………………….…..21
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И
ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ НА
ПРИМЕРЕ УО «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№10 г. ПОЛОЦКА» ЗА 2012-2013 гг.…………………………………..……28
2.1 Анализ динамики состава и структуры расходов на образование………28
2.2 Анализ исполнения плана расходов.............................................................36
2.3 Анализ динамики состава и структуры источников
финансирования расходов на образование……..……………………………...40
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ ………………….……………………………………..………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

УИРС 4 КУРС.docx

— 158.44 Кб (Скачать файл)

Отделом образования Полоцкого районного исполнительного комитета  предоставляются сведения по социально значимым расходам, запланированным в бюджетных сметах и их расчетной потребности. Рассмотрим в таблице 2.8 расходы, запланированные на 2014 год

 

Таблица 2.8 – Сведения по социально значимым расходам, запланированным в бюджетных сметах на 2014год

 

Статьи

Расходов

По расчетам

Удел.

Вес, %

По смете

Удел.

Вес, %

Абс-ный

уд. вес,%

Заработная плата

161 131 976,4

52,6

159 228 630,0

56,0

+3,4

Начислено на заработную плату

53 117 118,5

17,4

51 961 234,0

18,3

+0,9

Питание

25 208 627,6

8,2

18 879 137,0

6,6

-1,6

Коммунальные услуги

57 465 757,4

18,8

45 022 342,0

15,8

-3,0

Трансферты

9 187 368,8

3,0

9 427 188,0

3,3

+0,3

Всего:

306 110 848,7

100

284 518 531,0

100

___


Источник: собственная разработка на основе данных [3].

Исходя из сведений и расчетов, приведенных в таблице 2.8, можно сделать вывод, что на 2014 год наибольший удельный вес расходов по Полоцкому району составят расходы на заработную плату, далее следует коммунальные услуги и питание. Наблюдается положительный абсолютный удельный вес в статье заработной платы, начислено на заработную плату и трансфертах.  Отрицательный удельный вес наблюдается в статьях питание и коммунальные услуги.

Таким образом, что касается планирования расходов в сфере образования, то оно осуществляется путем определения коэффициентов, исчисляющих лимиты. Далее не мало важен и аспект увеличения или уменьшения числа учреждений образования, что связано с увеличением обучающихся и увеличением или уменьшением числа штатных сотрудником. Все эти сведения позволяют максимально точно прогнозировать количество денежных средств, необходимых на содержание учебных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ

 

Оптимизация бюджетной сферы образования, осуществляемая в рамках общей социально-экономической политики Республики Беларусь, должна быть направлена, прежде всего, на повышение качества и доступности образовательных услуг населению, в соответствии с установленным Конституцией и законодательством Республики Беларусь правом граждан на образование. При безусловном выполнении указанной задачи, основное внимание необходимо уделить повышению эффективности участия Республики Беларусь в управлении организациями сферы образования и их имуществом, повышению конкурентоспособности белорусских образовательных организаций на внутреннем и мировом рынке образовательных услуг.

Существует несколько подходов к финансированию образования. В советской бюджетной системе практиковался метод постатейного финансирования. В дореформенный период этот метод, основанный на использовании нормативов по различным видам расходов, был вполне оправдан. Нормативы служили для определения минимального объема финансирования, требуемого для выполнения конкретных задач. Бюджетные нормы не только облегчали составление бюджета, но и обеспечивали механизм контроля в процессе исполнения бюджета.

Понятно, что к настоящему времени эти нормативы устарели. Более того, их применение непосильно для бюджета. Поэтому вполне обоснованно встают проблемы определения действительно необходимых объемов финансировании, наиболее эффективного распределения имеющихся ресурсов и обеспечения гибкости в их использовании.

Бюджетное финансирование на такой основе, помимо простоты исчисления, обладает рядом других преимуществ. Во-первых, данный подход обеспечивает прозрачность финансовых потоков как для руководства и учителей, так и для учащихся и их родителей. Во-вторых, позволяет более гибко использовать выделяемые средства, потому что осуществляется в зависимости от численности учащихся (воспитанников), а не по нормативам.

Устранение недостатков и решение проблем, накопившихся в системе образования, в том числе, на государственном уровне управления, требует выработки новых стратегий и механизмов управления образовательными организациями, улучшения использования собственности и финансовых ресурсов образования, основанных на сочетании методов государственного управления и рыночных подходов [4].

Ведущими направлениями оптимизации сети государственных образовательных организаций является поиск для них наиболее эффективных организационно-правовых форм, степени участия органов государственной власти в управлении, с учетом состояния и тенденций распределения государственных полномочий в сфере образования, особенностей целевых групп потребителей, на которые ориентированы образовательные организации, качества подготовки выпускников, финансовых результатов деятельности, состояния имущественного комплекса и других факторов.

В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе [4].

Привлечение дополнительных источников финансирования на цели образования может осуществляться тремя путями [4]:

  • предпринимательской,
  • условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения;
  • взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

Все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления — главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений, вносят в нее коррективы, составляют сводную отчетность, контролируют деятельность учреждений.

В связи с большой актуальностью вопроса особо остановимся на казначейских схемах исполнения бюджета. Их суть заключается в полном переводе оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам услуги исполнителям работ (кроме денежных выплат работникам и студентам). Если раньше средства бюджета поступали на счет учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению (безусловно, с соблюдением законодательства), то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные результаты дл государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако нельзя не заметить, что с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.

Определенные трудности возникают из-за необходимости учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определенной степени лишает руководителей учреждений оперативности.

Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов, он формируется государственными органами власти и управления. В этой связи дефицит бюджетного финансирования и недостаточная гибкость государственной системы явились главными факторами создания негосударственных образовательных учреждений, включая сеть корпоративных учреждений профессионального образования.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» негосударственные образовательные учреждения имеют право после получения государственной аккредитации на бюджетное финансирование. В мировой практике существуют страны, в которых запрещено прямое и косвенное субсидирование негосударственных образовательных учреждений (США, Италия и др.). В большинстве же стран имеют место промежуточные варианты, дающие возможность выделения минимального финансирования частным структурам в случае выполнения ими государственных образовательных стандартов. Например, в Японии размер ассигнований на одного учащегося негосударственного образовательного учреждения в 14 раз меньше, чем в государственном учреждении. И только в некоторых странах (Бельгия, Венгрия, Ирландия, Россия) негосударственные учреждения включены в схему бюджетного финансирования по установленным для государственных учреждений нормативам. В этой связи следует вернуться к рассмотрению системы государственных именных финансовых обязательств, направленных на расширение рыночных элементов хозяйствования в образовании посредством организации конкуренции между учебными заведениями за привлечение студентов [4].

Опыт дореволюционной России и современных учреждений развитых стран Запада показывает, что действенной является система, при которой контроль за пользованием средств, в интересах обучающихся возлагается на попечительские или наблюдательные советы (комитеты, комиссии). Интересен опыт Великобритании, где решения о выборе приоритетов использования средств принимаются с учетом различных точек зрения с позиции «мы вместе делаем для себя». Мера ответственности за допущенный в текущем году перерасход средств предельно проста — на эту сумму уменьшаются ассигнования в следующем году [4].

Для активного привлечения бизнеса к развитию образования необходимо в ходе реструктуризации бюджетной образовательной сети обеспечить преобразование образовательных учреждений в организационно-правовые формы, позволяющие эффективно использовать многоканальные схемы финансирования и другие рыночные механизмы развития.

Бюджетное финансирование образования продолжает играть немалую роль, поскольку другие источники по разным причинам пока слабы. Средством повышения эффективности бюджетного финансирования, может стать использование принципов «подушевого» нормативного планирования и распределения бюджетных ресурсов в сфере образования. В сфере образования на основе оценки потребности определяется государственный заказ на образование. Эта оценка должна осуществляться органом управления образованием совместно с потребителями (ведомствами, профессиональными ассоциациями и объединениями работодателей) [16, с. 322].

Предполагается разработка Госкомстатом, Минэкономики, Минтрудом, Минфином и Минобразования Республики Беларусь системы контрольных показателей структуры профессиональной подготовки, оценки текущего и перспективного спроса на рынке труда. Целесообразно предусмотреть ежегодное выделение средств на проведение социологических исследований в целях дополнения объективной образовательной статистики.

Для общего образования применение нормативного бюджетного финансирования предусматривает финансирование учебных заведений пропорционально количеству учащихся в размерах, обеспечивающих предоставление образовательных услуг в объеме минимальных требований образовательного стандарта.

Общеобразовательные организации независимо от формы собственности должны иметь доступ к подушевому финансированию при условии соблюдения ими требований государственных образовательных стандартов. Реализация этого права должна быть достигнута через систему государственной аккредитации общеобразовательных организаций.

Внедрение механизма подушевого финансирования возможно при выполнении трех условий [16, с. 322]:

Информация о работе Планирование и финансирование расходов бюджета на образование