Планирование и прогнозирование доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ проблем, связанных с планированием дохода бюджета.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Дать характеристику доходов бюджетов России;
Осуществить анализ планирования и прогнозирования доходной части бюджета

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Экономические и правовые основы формирования доходов бюджетов…5
1.2 Доходы федерального бюджета…………………………………………….10
2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
2.1 Этапы планирования доходов бюджета. Исходные данные, используемые при планировании доходов…………………………………………………….19
2.2 Краткосрочное и перспективное планирование доходов бюджета……...21
2.3 Налоговое планирование в системе планирования и прогнозирования доходной части бюджета………………………………………………………..23
3. ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………..40
Приложение……………………………………………………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетное планирование и прогнозирование.docx

— 279.17 Кб (Скачать файл)

К неналоговым доходам федерального бюджета кроме общего перечня неналоговых доходов также относятся:

-прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами;

-доходы от внешнеэкономической деятельности.

Федеральные органы власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие только путем внесения изменений в БК.

Учет доходов целевых бюджетных фондов должен вестись обособленно в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ. Распределение доходов между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами производится по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Порядок формирования доходов федерального бюджета оказывает определяющее влияние на доходную базу бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

В Российской Федерации установлены в соответствии с Налоговым кодексом РФ следующие виды налогов и сборов:

Федеральные налоги и сборы;

Налоги и сборы субъектов российской федерации (далее - региональные налоги и сборы);

Местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются в вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом.

К федеральным налогам и сборам относятся:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

Налог на прибыль (доход) организаций;

Налог на доходы от капитала;

Подоходный налог с физических лиц;

Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

Государственная пошлина;

Таможенная пошлина и таможенные сборы;

Налог на пользование недрами;

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

Лесной налог;

Водный налог;

Экологический налог;

Федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

Налог на имущество организаций;

Налог на недвижимость;

Дорожный налог;

Транспортный налог;

Налог с продаж;

Налог на игорный бизнес;

Региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

К местным налогам и сборам относятся:

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц;

Налог на рекламу;

Налог на наследование или дарение;

Местные лицензионные сборы.

В доходах бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются:

-средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

-средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

-средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

-плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

-доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

-часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

-другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом и иными законодательными актами РФ.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.

Если анализировать доходы бюджетной системы РФ с точки зрения реального наполнения ее денежными ресурсами, то становится очевидным, что основным источником формирования доходного потенциала бюджетной системы страны действительно являются налоговые поступления.

На рисунке показана динамика доходов федерального бюджета до 2015г по данным Министерства финансов Российской Федерации.

Согласно данным, объем доходов федерального бюджета будет расти с 12853,7млрд.руб в 2012 году до 14564,9млрд.руб к 2015г .

Структура доходов консолидированного бюджета РФ на 01.01.2011 -01.01.2013гг согласно данным Министерства финансов Российской Федерации изложена в Приложении 1.

 

Структура доходов федерального бюджета в 2013 году.

 

Виды доходов

млрд. руб

% к ВВП

 

Всего доходов

13 019,9

 
 

ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 011,0

 
 

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

2 554,8

 
 

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 329,3

 
 

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 734,2

 
 

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

352,2

 
 

Прочее

1 038,5

 


 

 

 

2. ПЛАНИРОВАНИЕ  И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ  БЮДЖЕТА

2.1 Этапы планирования  доходов бюджета. Исходные данные, используемые при планировании  доходов

Планирование доходов объединяет три этапа.

Первый этап включает:

Анализ исходных условий для разработки плана поступления доходов бюджета;

Формирование прогнозов развития территории на перспективу.

На втором этапе осуществляются:

Обоснование и корректировка основных направлений налоговой политики соответствующей территории;

Разграничения налоговых полномочий и доходных источников между органами власти различных уровней в соответствии с действующим законодательством.

На третьем этапе осуществляется:

Расчет сумм налогов, зачисляемых в бюджет всех уровней.

При определении объема налогов используется понятие «контингент налога», которое характеризует общую сумму взимаемого на данной территории конкретного вида налога или иного платежа.

Расчет контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых принципиальных подходов, но конкретная методика процесса планирования имеет свои особенности в зависимости от уровня бюджета .

При планировании доходов используют следующие данные:

1. Показатели прогноза  социально-экономического развития  соответствующей территории в  стоимостном выражении:

по материальному производству: объем отгрузки товаров собственного производства, объем выполнения работ, услуг собственными силами; амортизационные отчисления; прибыль;

по труду: фонд оплаты труда;

по потребительскому рынку: розничный товарооборот; объем платных услуг;

по производству алкогольной продукции: объем производства продукции по видам (спирт, шампанское, вина, пиво, коньяк, водка и т.д.).

2. Динамику поступлений  налогов за ряд предыдущих  лет;

3. Ожидаемый объем поступления  налогов в текущем году;

4. Ожидаемый объем недоимки  по налогам на начало планируемого  финансового года;

5. Индексы - дефляторы изменения  макроэкономических показателей, рекомендованные  Министерством экономики РФ и  Минфином РФ при разработке  прогнозов развития экономики  России и федерального бюджета  на планируемый финансовый год.

6. Ставки налогов, установленные  действующим законодательством  и распределение налоговых платежей по уровням бюджетов.

 

2.2 Краткосрочное  и перспективное планирование  доходов бюджета

Под краткосрочным планированием доходов бюджетов всех уровней понимается оценка бюджетных поступлений в расчете на год. Установленная величина доходов законодательно утверждается в рамках бюджета в целом. В процессе исполнения бюджета оценивается и анализируется фактическое исполнение доходов текущего периода, что отражается в оперативном планировании.

Для контроля за ходом поступления доходов в бюджет разрабатываются квартальные, месячные, десятидневные и пятидневные планы, которые не изменяют показателей ранее составленного прогноза доходов бюджета, утвержденного в качестве закона, а конкретизируют их.

Последовательность этапов планирования бюджета представляет собой единую систему управленческих действий на текущий период и перспективу, тогда как составление краткосрочных планов без тщательной проработки стратегии развития может привести к разрыву между бюджетными заданиями и величиной реально поступивших бюджетных доходов. В результате возникает необходимость в перспективном планировании, основанном на результатах анализа отчетных и аналитических данных, получаемых в ходе выполнения текущих обязательств.

Перспективное планирование предполагает проведение предварительной оценки поступления доходов при условии следования выбранной концепции развития экономики на средне- и долгосрочную перспективу.

Разработка прогнозов на среднесрочную перспективу включает в себя расчет объемов бюджетных поступлений исходя из показателей, характеризующих темпы роста экономики региона, состояние его экономического потенциала, эффективности использования территориальной собственности, потребности регионов в дополнительных ресурсах.

В связи с неустойчивостью экономических процессов в России долгосрочное планирование доходов бюджета не получило достаточно полного развития и является, как правило, частью процесса составления социально-экономического прогноза на долгосрочную перспективу, разрабатываемого в основном на федеральном уровне Министерством экономического развития и торговли РФ .

 

2.3 Налоговое планирование  в системе планирования и прогнозирования  доходной части бюджета

Планирование доходов в бюджетов предполагает определение параметров поступающих в бюджет налоговых и неналоговых платежей на очередной финансовый год по видам платежей.

Определение возможных поступлений доходов связано с изучением факторов, которые влияют на каждый платеж.

Первая группа факторов - общеэкономические и социально-политические факторы. Они включают в себя учет изменения цен и ценовой политики государства, учет отраслевых тенденций развития, рентабельности и капиталоемкости отраслей, учет факторов, влияющих на изменение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка. Учет изменений, происходящих в производственной и социальной инфраструктуре экономики. Тенденции развития платежного баланса государства. Изменения внешней и внутренней политики государства. На основе изменения этих факторов определяются важнейшие общеэкономические показатели, от которых зависит размер налоговых и неналоговых платежей. Эти показатели фиксируются в прогнозе социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год. Это:

Информация о работе Планирование и прогнозирование доходной части бюджета