Планирование и прогнозирование доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ проблем, связанных с планированием дохода бюджета.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Дать характеристику доходов бюджетов России;
Осуществить анализ планирования и прогнозирования доходной части бюджета

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Экономические и правовые основы формирования доходов бюджетов…5
1.2 Доходы федерального бюджета…………………………………………….10
2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
2.1 Этапы планирования доходов бюджета. Исходные данные, используемые при планировании доходов…………………………………………………….19
2.2 Краткосрочное и перспективное планирование доходов бюджета……...21
2.3 Налоговое планирование в системе планирования и прогнозирования доходной части бюджета………………………………………………………..23
3. ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………..40
Приложение……………………………………………………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетное планирование и прогнозирование.docx

— 279.17 Кб (Скачать файл)

 

 

СОЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Экономические и правовые  основы формирования доходов  бюджетов…5

1.2 Доходы федерального  бюджета…………………………………………….10

2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

2.1 Этапы планирования  доходов бюджета. Исходные данные, используемые при планировании  доходов…………………………………………………….19

2.2 Краткосрочное и перспективное  планирование доходов бюджета……...21

2.3 Налоговое планирование  в системе планирования и прогнозирования  доходной части бюджета………………………………………………………..23

3. ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ  ДОХОДОВ БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ  РЕШЕНИЯ……………………………………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………………37

Список используемой литературы……………………………………………..40

Приложение……………………………………………………………………...43

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной экономической литературе и периодической печати широко обсуждаются вопросы, посвященные отдельным проблемам составления и исполнения бюджета, чаще всего связанные с налогами, как основой доходной базы бюджета.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу .

Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния страны. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита. Такая роль доходов государственного бюджета в жизни общества и государства обуславливает необходимость совершенствование методологии их формирования и прогнозирования разработки новых подходов в этом направлении .

Целью данной курсовой работы является анализ проблем, связанных с планированием дохода бюджета.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Дать характеристику доходов бюджетов России;

Осуществить анализ планирования и прогнозирования доходной части бюджета;

Выявить проблемы планирования доходов бюджета и пути их решения.

Объект исследования - консолидированный бюджет РФ. Предмет исследования - планирование и прогнозирование доходной части бюджета.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, три главы основной части, заключение, список литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Экономические  и правовые основы формирования  доходов бюджетов

Доходы бюджетов, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Среди доходов бюджетов приоритетное место занимают налоги.

Налоговый кодекс, вступивший в силу с 1 января 1999 г., дает определение налога.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

К налоговым доходам относят федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

-доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

-доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

-средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

-доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

-иные неналоговые доходы.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. В состав неналоговых доходов включены также доходы в виде части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Эти нормы впервые введены БК РФ и направлены на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня - это вид неналоговых доходов, подлежащих учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств. Финансовая помощь предоставляется в форме дотаций, субвенций или субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Безвозмездные перечисления поступают от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК или иными законодательными актами. Суммы штрафов за налоговые правонарушения подлежат зачислению в соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством РФ соответствующих налогах и сборах, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Следующий важный вопрос - это распределение доходов по звеньям бюджетной системы РФ, которое проводится в целях выравнивания нижестоящих уровней бюджетов. Для этого следует определить понятие «собственные» и «регулирующие» доходы.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:

-налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;

-неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

-безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда и выступает средством горизонтального выравнивания нижестоящих бюджетов.

Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги или иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются БК РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. Важно заметить, что на федеральном уровне утверждаются единые нормативы отчислений по каждому виду регулирующих доходов для всех субъектов РФ. В субъектах РФ для местных бюджетов могут устанавливаться как единые, так и дифференцированные нормативы (групповые или индивидуальные).

Различие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется видом нормативного документа, который их устанавливает. Иначе говоря, собственные доходы регламентируются законодательством (преимущественно - налоговым), а регулирующие доходы - бюджетным законодательством, включая БК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ о соответствующем бюджете на очередной год.

Как установлено БК РФ, в доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Эта норма вызывает справедливую критику, поскольку фактически ущемляются права субъектов РФ и муниципальных образований, так как в любой момент вышестоящими органами власти может быть принято решение о централизации части их доходов. Представляется, что следует законодательно закрепить процедуру согласования такого решения с нижестоящими органами власти,

БК РФ определено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета.

«Оптимальное распределение» требует единственного критерия, но такого всеми признанного критерия пока нет и выработать его весьма сложно. Очевидно, что в России нет двух бюджетов, похожих друг на друга по условиям формирования и исполнения. Поэтому введение принципа разделения ставок налогов и законодательного закрепления на постоянной (долговременной) основе нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами разного уровня будет иметь, по нашему мнению, все-таки паллиативный характер, так как будет осуществляться по системе критериев, направленных на решение задач определенного текущего или среднесрочного периода.

 

1.2 Доходы федерального  бюджета

Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ. К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы (в том числе в соответствии с законодательством РФ таможенные платежи и государственная пошлина), перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции распределения налогов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.

Установление новых налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются,меняются или отменяются Налоговым кодексом РФ (далее - НК). Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с НК. В ст. 5 НК установлено, что:

-акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;

-акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;

-федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органовместного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Как установлено в БК РФ, внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Право предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек принадлежит федеральным органам исполнительной власти в пределах лимитов, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Информация о работе Планирование и прогнозирование доходной части бюджета